Управление рисками инновационных процессов (на примере предприятия ОАО «МегаФон»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы управления рисками инновационной деятельности, проанализировать основные показатели деятельности фирмы, разработать мероприятия по совершенствованию системы управления рисками на предприятии
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-рассмотреть сущность управления рисками, классификацию и виды инновационных рисков
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Предмет исследования - процесс управления инновационными рисками в компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………5
1.1 Сущность управления рисками…………………………………………….5
1.2 Классификация рисков………………………………………………………6
1.3 Виды инновационных рисков………………………………………………9
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "МегаФон")……………………………………………………………………..11
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «МегаФон»…………………11
2.2 Анализ деловой среды и рынка предприятия…………………………..12
2.3 Анализ рисков в деятельности ОАО «МегаФон»……………………….13
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ОАО «МегаФон»………………………………………………………………….….17
3.1 Пути минимизации рисков предприятия на рынке.....................................17
3.2 Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками............................23
3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий.......................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................36

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
    • отказ от рисков;
    • передача рисков другим субъектам.

Осторожная стратегия  фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск  банкротства,  потери  планируемого дохода или прибыли.

Для более  рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

    • принятие рисков на себя;
    • передача рисков другим субъектам.

Данная стратегия  характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может  быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто  встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:

    • отказ от рисков;
    • принятие рисков на себя;
    • передача рисков другим субъектам.

3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий

Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка [15, c. 136].

Коэффициенты  финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков фирмы до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ, (1)

КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ, (2)

КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ, (3)

где НВеУ, МВоУ и ОУ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный  и ожидаемый убыток;

ФВ - финансовые возможности  фирмы по покрытию убытков.

Например  если:

НВеУ=11,53тыс.руб.

МВоУ= 16тыс.руб.

ОУ= 6тыс.руб.

ФВ= 92тыс.руб.

КНВеУ =(11,53*92)/92= 11,53% 

КМВоУ = (16*92)/92= 16% 

КОУ = (6*92)/92=6% 

 

Коэффициенты  финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков фирмы после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (4)

К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (5)

К(ОУ)ГЩМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,  (6)

где НВеУПЦМ; МВоУПЦМ и ОУПЦМ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ; РПЦМ - расходы по разработке и внедрению ПЦМ. Заметим, что в числителе формул (4), (5) и (6) при определении эффективности ПЦМ дополнительно учитываются расходы по ее разработке и внедрению.

Например:

НВеУПЦМ = 11,53тыс. руб.

МВоУПЦМ = 16тыс. руб.

ОУПЦМ = 6тыс.руб.

РПЦМ= 3.4тыс.руб.

ФВ = 92тыс.руб.

То исходя из формул:

К(НВеУ)ПЦМ=(11.53+3.4*92)/923,525%

К(МВоУ)ПЦМ=(16+3.4*92)/92=3,574%

К(ОУ)ПЦМ=(6+3.4*92)/92=3,465%

Если значение коэффициента отрицательное или  равно нулю, то это означает, что у фирмы есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том, что фирма испытывает трудности по его покрытию.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.

Рассматривая систему  управления рисками, используемую на предприятии ОАО « МегаФон» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, распределения и самострахование.

Метод уклонения от рисков: отказ от ненадежных партнеров, отказ от рискованных проектов, страхование хозяйственных рисков. Применение методов диссипации (распределения) характерно тем, что данное предприятие распределяет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела.

Следующим методом распределения риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.

Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо методов распределения риска и диверсификации рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как самострахование. На предприятии создан резервный фонд, он формируется за счет отчислений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков на предприятии является страхование. Компания «Мегафон» в своей деятельности применяет такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных  методов в Компании используется один из приемов компенсации риска - мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Анализируя  используемую в данной организации  систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так как предприятие полностью незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка, недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской  задолженности,  возникновения  непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков. Основным моментом является отсутствие системы наблюдения, прогнозирования и управления рисками.

 Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. В Компании недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. Нежелание работать в сфере обслуживания может оказаться фатальным для развития Компании ОАО «Мегафон», особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей фирмы, т.е. работа с абонентами. Прежде надо понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности Компании, в которой абонент хочет и должен быть главным действующим лицом.

Услуги, предоставляемые Компанией ОАО «Мегафон» для повышения стабильности и спроса на рынке сотовой связи.

Пакет услуг  обязательно включает в себя базовые  услуги: SMS, запрет вызова, переадресация вызова, услуга поддержки русского языка в SMS, ожидание/удержание вызова, определение номера, запрет определения номера, голосовая почта, роуминг, конференц-связь, передача факса, передача данных. Также, каждый регион представляет свой пакет дополнительных услуг, который состоит из SMS-услуг, услуг мультимедиа, SIM-меню, WAP и передачи данных (GPRS), мобильного позиционирования, SMS-игр, Java-игр, административных услуг, информационных услуг, развлекательных голосовых услуг. В настоящий момент проект "Единая карта оплаты ОАО 'Мегафон'" запущен в коммерческую эксплуатацию на территории обслуживания региональных операторов: Мегафон-Москва, Мегафон-северо-запад, Мегафон-центр, Мегафон-Кавказ, Мегафон-Поволжье, Мегафон-Урал, Мегафон-Сибирь и МегаФон-Дальний Восток.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения  конкурентоспособности товара как развитие новых направлений взаимодействия с потребителем, таких как: проведение различных акций для привлечения новых абонентов; продление акций по желанию клиента. Это позволяет увеличить число абонентов, достигается различными видами рекламы. Задача же стимулирования сбыта - побуждение абонента участвовать в новых розыгрышах и последующим участием в них. В этом случае Компания использует проведение акций с розыгрышем призов.

С целью привлечения  большего числа абонентов, повышения  конкурентоспособности и увеличения прибыли Компании ОАО «Мегафон» оказывает безлемитные услуги - бесплатные разговоры внутри сети. А так как в последнее время все больше усиливается освоение пользователями Интернет-пространства, Компанией ОАО «Мегафон» создан сайт. На сайте представлена информация об услугах предоставляемых компанией, об акциях, которые проводятся в данный момент, информация ежедневно обновляется.

На мой взгляд, такие электронные версии усиливают взаимодействие с абонентом, которому удобнее не выходя из дома или офиса узнать о ценах и тарифах Компании и просматривать информацию на экране компьютера, что в свою очередь обеспечивает более высокую конкурентоспособность фирмы.

В дальнейшем Компания ОАО  «Мегафон» планирует осуществлять обслуживание абонентов через электронный сайт. Сайт Компании ОАО «Мегафон» позволяет абонентам получать подробную информацию о ее развитии, о статистике своих заказов в режиме онлайн, осуществлять и отслеживать все операции, связанные с выбором, заказом того или иного тарифного плана, не выходя из офиса или дома.

Руководство фирмы считает, что электронный каталог станет дополнительной возможностью по продвижению своей продукции. В числе явных преимуществ такого общения с абонентами Компания называет новые возможности в области оптимизации корпоративного сайта и быстрого доступа к информации, возможность обрабатывать большой объем информации. Также с помощью сайта абонент легко может ознакомиться с информацией в любое удобное время и на любой период, не выходя из дома или офиса.

В перспективе, в целях  повышения конкурентоспособности, Компания ОАО «Мегафон» планирует  проведение дополнительных рекламных  мероприятий:

-Увещевательной рекламы, она приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса.

Задачи:

    • формирование предпочтения к марке;
    • поощрение к переключению на вашу марку;
    • изменение восприятия потребителем свойств товара.

Самый необходимый элемент в рекламной деятельности Компании ОАО «Мегафон» - эмоциональная реклама, так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних абонентов в правильности сделанного ими выбора. В подобных рекламах часто фигурируют довольные покупатели, располагающая дружеская атмосфера.

Задачи:

    • пробуждение у абонента симпатии к бренду «Мегафон»
    • создание имиджа
    • повышение доверия, как к услуге, так и к самой фирме производителю

Самое главное  и эффективное средство распространения  рекламы в Компании ОАО «Мегафон» считается аудиовизуальная реклама:

               - рекламные кинофильмы (рекламно-технические фильмы, рекламно-престижные фильмы, рекламная экспресс информация) - обычно это короткие рекламные фильмы, демонстрирующиеся среди широких слоев населения либо в кинотеатрах, либо на выставках и фестивалях;

      -   телевидение - представителями рекламы на телевидении являются рекламные ролики, а также телеобъявления и телезаставки по различным акциям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Риски в инновационном проекте представляют собой вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Риск как  объективная экономическая категория  описывает вероятность потерь в  результате неопределенности, что может  привести к наступлению непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств для реализации инновационного проекта.

В данной курсовой был  проведен анализ рисков в деятельности ОАО «МегаФон» и предложены мероприятия по совершенствованию системы управления инновационными рисками.

В первой части были изложены теоретические основы управления рисками инновационной  деятельности. Было дано следующее определение: управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Информация о работе Управление рисками инновационных процессов (на примере предприятия ОАО «МегаФон»)