Анализ инфраструктуры современного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение современного состояние инфраструктуры рынка в России. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и функции инфраструктуры рынка;
рассмотреть современную инфраструктуру рынка;
выявить и обозначить элементы инфраструктуры рынка в России;
использовать литературы и научные статьи;
сделать выводы по проделанной работе;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инфраструктура современного рынка 5
Глава 2. Элементы инфраструктуры современного рынка России 11
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория настя.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

      Типы  консалтинговых организаций:

1 Крупные  многофункциональные организации  (от нескольких сотен специалистов  и более тысячи).

2 Мелкие  и средние организации (50-100)человек  осуществляют общее консультирование и специальное. Пример: управление кадрами , маркетинг

3 Организации,  оказывающие специальные технические  услуги, например в области исследования  операций.

4 Другие  субъекты – источники консалтинговых  услуг:

а) поставщики и продавцы компьютеров;

б) коммерческие банки;

с) страховые  компании.

     2.10. Рынок труда.

     «Изучение рынка труда необходимо для определения объема занятости. Предложение и спрос на труд формируют рынок труда. Равновесие на рынке труда определяет полную занятость, а неравновесие – либо неполную занятость (безработицу), либо избыточную занятость. Известно, что покупателем в рыночной экономике может быть только продавец, то есть тот, кто может предложить на продажу пользующийся спросом товар. Но большинство людей не занимаются изготовлением товаров в домашних мастерских, не содержат магазины и, тем не менее, успешно посещают их с пачками денег в кармане. И это закономерно, поскольку деньги получены людьми от продажи совершенно особого товара: их рабочей силы»18.

     Торговать своей рабочей силой наемные работники приходят на особый рынок — рынок труда.

     Рынок труда — способы, общественные механизмы  и организации, позволяющие людям  найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям —  нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

     Этот  рынок и похож, и не похож на остальные товарные рынки. Рассмотрим то, что на этом рынке общего с  другими рынками ресурсов производства. Прежде всего, здесь тоже действуют  законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара — рабочей силы. Цены эти называются заработной платой.

     Заработная  плата — величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени. 

     Чем выше плата, которую работники требуют  за свой труд, тем меньшее их число  смогут нанять работодатели (закон  спроса). И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньшее число людей готовы заниматься такой работой (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы — та заработная плата, при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, и число рабочих мест, которое готовы предоставить работодатели. С одной стороны, интересы наемных работников и работодателей противоположны. Наемные работники стремятся получить как можно большую зарплату. Работодатели же прямо заинтересованы в том, чтобы платить как можно меньше и за счет этого до максимума увеличить прибыль.

     С другой стороны, они до крайности  нуждаются друг в друге. Без наемных  работников работодатели просто не могут  организовать свою деятельность, а  значит, лишаются доходов. Но и наемные работники без работодателей оказываются перед угрозой нищеты и голодной смерти.

     «Социальная рыночная экономика — общественное устройство, при котором государство активно поддерживает развитие свободной конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, а также реализует обширные программы  поддержки социально незащищенных групп граждан. Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости»19.

     На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это  работники, предлагающие свою рабочую  силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные  предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

     На  рынке труда действует закон  спроса и предложения на рабочую  силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения  на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

     На  рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных  рынок не щадит. Но вместе с тем  он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

     Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

     Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

     На  рынке труда реализуется возможность:

  • свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
  • найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
  • независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
  • свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

     «В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание»20.

     Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные  качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

     Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

     Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

     Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного  хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

     2.11. Торгово-промышленные палаты, как элемент инфраструктуры рыночной экономики.

     В соответствии с законами РФ о «Торгово-промышленной палате в РФ» Торгово-промышленная палата (ТПП) являются негосударственной, некоммерческой общественной организацией, объединяющей предпринимателей и предприятия независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. ТПП создаются в целях содействия развития экономики, формированию промышленной, финансовой инфраструктуры.

     Задачи  ТПП:

  • Защита интересов российских предприятий и предпринимателей по вопросам хозяйственной деятельности.
  • Содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности с учётом экономических интересов.
  • Организация взаимодействия между предприятиями в целях наилучшего решения вопросов межхозяйственных связей между ними.
  • Содействие развитию подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
  • Содействие развитию экспорта товаров, помощь предпринимателям в проведение операций на внешнем рынке.
  • Содействие урегулированию споров между предприятиями.

     В настоящее время система ТПП  включает: ТПП РФ, т.е. самую главную  палату и примерно 50 региональных и местных ТПП, представляющие различные города и регионы страны. Стратегическое направление ТПП России - это создание условий благоприятных для предпринимательства и взаимоотношений предпринимателей и государства.

     В ТПП России сформирована единая информационная система, представляющая собой структуру связи всех региональных палат. В структуру палаты входят различные объединения: Экспоцентр, Центр Международной Торговли. Организационно с ТПП России связаны 2 постоянно действующих суда: 1) Международный коммерческий арбитражный суд. 2) Морская арбитражная комиссия. Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже 1 раза за 3 года. На съезде собирается правление ТПП, президент палаты, и ревизионная комиссия, а для текущего руководства деятельностью ТПП избирается президиум палаты. В структуре ТПП имеется несколько комитетов, сформированных по видам предпринимательской деятельности. Потенциал системы ТПП позволяет рассматривать систему как конструктивную силу создания и функционирование сбалансированной рыночной инфраструктуры.

 

Информация о работе Анализ инфраструктуры современного рынка России