Анализ конкурентного рыночного механизма и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция и её виды 7
1.1. Сущность и функции конкуренции 7
1.2. Виды конкуренции 11
Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике 19
2.1. Модели рынков совершенной и несовершенной 21
Конкуренции
Глава 3. Правительство как регулятор конкурентных отношений 33
в рыночной экономике
3.1. Антимонопольное законодательство и государственное 38
регулирование экономики.
Заключение 41
Список литературы 4

Работа состоит из  1 файл

конкуренция.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

- фирмы-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.

Экономические возможности  и торговые способности покупателей.

Конкурирующие силы возникают  вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.

 

Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

- потребители значимы  и их немного, они покупают  товар в большом количестве;

- объем потребления  представляет собой значительную  часть от всех продаж в отрасли;

- отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;

- товары, предлагаемые  на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы,  и потребители легко могут  найти альтернативный вариант  покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;

- покупаемые изделия  не являются важной составляющей  комплектующих изделий покупателя;

- экономически выгодной  для потребителя является практика  приобретения комплектующих у  нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу;

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность  у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может  правильно оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества.

 

               Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике

 

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма  не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

До недавнего времени  в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция  в нашей экономике была устранена  с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский  период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных  производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как  и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей  основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде  предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами  его появления были:

1)устранение рыночных  условий хозяйствования вследствие  игнорирования законов товарного производства.

2)свёртывание товарно-денежных  отношений

3)ликвидация конкуренции

4)искусственная концентрация  и узкая специализация производства

5)преобладание централизма  и бюрократии в управлении  экономикой и др.

2.1. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

 

Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:

Конкуренция

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

 

 Совершенная (чистая) конкуренция.

 

К совершенной (чистой) конкуренции относятся:

· внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;

· межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности  контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения  в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные  явления конкуренции:

1) снижение издержек;

2) быстрое внедрение НТП;

3) гибкое приспособление к спросу;

4) высокое качество продукции;

5) препятствие к завышении цен.

Негативные  явления конкуренции:

1) разорение многих субъектов рыночной экономики;

2) анархия и кризис производства;

3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;

4) экологические нарушения.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке  совершенно эластична и совпадает  с кривой и предельного дохода (рис. 1.)

.

                                              

Рис. 1. График предельного  и совокупного дохода

Поведение фирмы  на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль 

.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства 

.

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 2.).

2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 4).

4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис. 2. Максимизация прибыли

 Рис. 3. Равновесие фирмы в длительном периоде


Рис. 4. Минимизация издержек

Рис. 5. Выход фирмы из отрасли в короткий период


Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис.6 и 7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Рис. 6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня


Недостатки  рынка совершенной конкуренции: 
        – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; 
        – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; 
        – не может распространяться на производство общественных благ; 
        – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция  – главное оружие монополистической  конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Теория монополистической  конкуренции выделяет краткосрочный  и долгосрочный периоды.

Спрос в условиях монополистической конкуренции  является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.

Информация о работе Анализ конкурентного рыночного механизма и его функции