Анализ конкурентного рыночного механизма и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция и её виды 7
1.1. Сущность и функции конкуренции 7
1.2. Виды конкуренции 11
Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике 19
2.1. Модели рынков совершенной и несовершенной 21
Конкуренции
Глава 3. Правительство как регулятор конкурентных отношений 33
в рыночной экономике
3.1. Антимонопольное законодательство и государственное 38
регулирование экономики.
Заключение 41
Список литературы 4

Работа состоит из  1 файл

конкуренция.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

Подразделы многофункциональной  фирмы могут использовать другие виды экономии, подобные к экономии за счет масштабов, если они способные  распределить операции или функции, которые дают экономию, с другими подразделами компании. Например, многофункциональная компания может вырабатывать небольшие электродвигатели, которые потом используются в производстве промышленных вентиляторов, сушилок волоса и охладительных систем для электронного оснащения. Если экономия за счет масштабов в производстве двигателей превышает количество двигателей, нужных на одном определенном рынке, многофункциональная компания, диверсифицированная в такой способ, получит экономию. Эта экономия превысит ту сумму, какую фирма получила, если бы электродвигатели использовались для производства лишь, скажем, сушилок волоса. Так, взаимосвязанная диверсификация в общих операциях или функциях может устранить ограничения на объем продукции, которые накладываются размерами данной области. Потенциальный конкурент вынужден диверсифицировать или же нести убытки. Деятельности или функции, которые дают экономию на масштабах и которые можно распределить, могут включать работу торгового персонала, системы распределения, закупки фирмы и т.п.

Выгода от распределения более всего весит при наличии общих затрат. Последние возникают, когда фирма - производитель товара А должен иметь мощности для производства товара Б. Примером этого есть пассажирские и грузовые авиаперевозки (в грузовых самолетах по технологической причине пассажиры заполняют ограниченную площадь самолета - салон, а сдача пространства отводится для груза). Подъем самолета в воздух требует значительных затрат, независимо от количества пассажиров на борту. Итак, фирма, которая соревнуется за рынки пассажирских и грузовых перевозок, может иметь значительный перевес над компанией, которая ведет конкурентную борьбу лишь на одном рынке. Один и тот же эффект наблюдается в случае с процессом производства, кроме основной продукции, побочных продуктов. Фирма-новичок, которая, в отличие от уже существующих фирм, не получает максимальной выручки от побочных продуктов, может понести убыток.

Типичный пример общих  затрат – это способность производственных подразделов компании распределить нематериальные активы, такие как марочные названия и ноу-хау. Затраты на создание нематериального актива одноразовые; потом этот актив можно легко применить в других сферах бизнеса, определенной дополнительной суммы будет требовать, кроме того, его модификация и приспособления к другим условиям. Итак, ситуация, за которой распределяются нематериальные активы, может дать значительную экономию.

Экономия за счет масштабов  выступает в роли входного барьера  там, где существует экономия за вертикальной интеграцией, то есть операции на последовательных этапах производства или распределения. Чтобы этот входной барьер сработала, необходимо, лишь бы распределенная операция или функция давала экономию за счет масштабов, которая бы выходила за пределы любого рынка. Иное сбережение средства путем распределения может оказаться иллюзорным. Компания может наблюдать уменьшения затрат, тем не менее это поясняется исключительно излишними мощностями в операции или функции. Такая экономия непродолжительная, и, когда производственные мощности полностью загруженные, фактические затраты распределенной операции станут очевидными. [15, с. 210]

В этом случае фирма новичок  должна интегрироваться или же она  несет убытки и, возможно, утратит  право на пользование ресурсами  или рынком сбыта, если большинство укорененных конкурентов есть интегрированными. Потеря права в таких ситуациях обосновывается тем, что большинство потребителей покупают продукцию у подразделов собственной фирмы и так же большинство поставщиков "торгуют" в границах собственной компании. Независимой фирме тяжело поддерживать сравнительно одинаковые с конкурентами цены, и ее могут "раздавить", если интегрированные конкуренты будут предлагать ей другие условия, чем своим подразделам. Требование интегрироваться на входе может увеличить риск отпора со стороны конкурентов и соорудить другие входные барьеры.

Входной барьер создается  наличием переходных затрат, то есть разовых  затрат фирмы-покупателя на переход  от товара одного поставщика к товару другого. В переходные затраты могут  входить стоимость переподготовки персонала и нового вспомогательного оборудования, затраты времени и денег на проверку надежности нового поставщика, потребность в технической помощи со стороны нового продавца, создания нового дизайна товара ли даже материальные затраты на разрыв отношений4. Если эти переходные затраты являются значительными, новички должны радикально уменьшить затраты ли улучшить качество товара, чтобы покупатели переключились на потребление их продукции.

 

        3.1. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Антимонопольное регулирование  – это система нормативных  правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных  с властью, позволяющих им подавлять  сводную конкуренцию и  контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.ограничение монополизации  рынка;

2.постоянный государственный мониторинга.

3.запрещение установления  монополистических цен;

4.сохранение и поддержание  конкуренции всех цивилизованных  фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления. Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

1.поощрение создания товаров – заменителей;

2.поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3.привлечение иностранных  инвестиций, учреждение совместных  предприятий, зон свободной торговли;

4.финансирование мероприятий  по расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В конце 1991г. В России принят Закон «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет), Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика  - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

                         Формы государственного регулирования

Административное регулирование

Правовое регулирование

Косвенное экономическое  регулирование

Прямое экономическое  регулирование

Лицензирование, квотирование экспорта и импорта, контроль за ценами и качеством продукции

Кредитно – денежная, налоговая, валютная, внешнеэкономическая политика.

Гражданское законодательство, хозяйственное законодательство.

Субсидии, дотации, пособия, льготное кредитование, налоговые льготы.

Обычно государство  прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства  становятся организация экономического, правового и социально – политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

·повышению качества жизни;

·защите окружающей среды  и др.

Вывод: антимонопольное  законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

Сегодня, можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

Особенность ситуации состоит  и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится  теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

     Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

        Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие позиции  на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем  конкуренцию с развивающейся  экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Даже в Соединенных  Штатах, где в течение XX века отмечен  самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего  времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать  очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Информация о работе Анализ конкурентного рыночного механизма и его функции