Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 19
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
(Пермский институт (филиал) РГТЭУ)
Кафедра общей экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория» на тему
«Анализ продовольственного рынка России»
очной формы обучения
факультет менеджмента,
группа МН 12
Иванов Иван Иванович
Руководитель –
Профессор Гордеева Е.В.
Оценка_________
Дата___________
Подпись____________
Пермь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена изучению продовольственного рынка современной России, описанию его структуры и анализу основных показателей рынка в их динамике.
Формирование
национального
Рыночные субъекты, работая на несовершенном и мало регулируемом рынке, проявляют крайне высокую способность к адаптации. Сохранение высокого уровня бартеризации продовольственного рынка, демонетизация расчетов, уход в теневой оборот являются примерами адаптивной практики. Развитие процессов вертикальной интеграции на всех уровнях продуктовой вертикали практически с первых же лет движения к рынку также представляет собой способ приспособления к условиям несовершенного рынка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ситуация на продовольственном рынке страны имеет прямое отношение к выживанию как отдельного гражданина, так и государства в целом – в связи с этим как на уровне Организации Объединенных Наций, так и на уровне правительства России ставится проблема продовольственной безопасности населения.
Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.
Предметом исследования является продовольственный рынок России.
Объектом исследования являются производственные отношения.
Теоретическую и методологическую основу исследований составили труды Денисова В.И. Яшиной Г.К. Иохина В.Я Лавровского И.К., федеральные и региональные нормативно-правовые документы, такие как, Постановление правительства РФ от 14.07.2007 №446, а так же научно-практические публикации по изучаемой проблеме Рожкова Е. Лысенко И.
При проведении исследований использовали материалы Министерства сельского хозяйства РФ, региональных комитетов государственной статистики, целевые программы по сельскому хозяйству и ветеринарии, законодательные и нормативные акты, годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются такие важные составляющие данной темы как понятие рынка и механизм его функционирования, нормативно-правовые аспекты рынка продовольствия России.
Во второй главе проведен анализ продовольственного рынка России, рассмотрена динамика рынка и выявлены его проблемы.
В третьей главе даны рекомендации
по совершенствованию
Объем курсовой работы составляет 37 страниц.
В начале работы рассмотрим самое общее понятие рынка, его структуры и механизма функционирования, чтобы затем перейти к рассмотрению продовольственного рынка как частного понятия.
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике.
Рынок — одна из самых распространенных
категорий в экономической
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. [7, 25]
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считал, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер в кн. «Основы маркетинга») или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (Джевонс А. Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).
В экономической системе в целом
взаимодействуют три
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. [4, 205]
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:
1) производство,
2) распределение,
3) обмен,
4) потребление. [8, 47]
Рыночная структура
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает – сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». [8, 66]
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Как уже отмечалось в начале работы, не существует общепринятого определения рынка как такового; в связи с этим трудно дать строгое и исчерпывающее определение понятия продовольственного рынка. Однако, совершенно очевидна структурированность продовольственного рынка.
Понятие рынка относительно: в рамках «большого» рынка существуют «подрынки», например, в рамках рынка продовольствия – рынок хлебобулочных изделий, мясных продуктов, замороженных овощепродуктов и т.п.; аналогично структурирование рынка можно осуществлять по территориальному признаку.
Продукция агропромышленного комплекса (впрочем, как и любой другой сферы производства) распадается на виды и подвиды; например, мясопродукты можно разделить на колбасы вареные, колбасы копченые, мясные консервы и т.д. Такое деление продукции на виды и подвиды обуславливает возможность структурирования продовольственного рынка на рынок, соответственно, рынок колбас вареных, рынок колбас копченых, рынок мясных консервов и т.д.
Структурирование продовольственного рынка можно проводить по территориальному (региональному) признаку; например, рассматривать продовольственный рынок Урала, Пермского края, г. Перми и т.п. Очевидно, что структурирования продовольственного рынка по продукции и по территориям пересекаются, т.е., можно, например, рассматривать рынок мясных консервов г. Перми.
Существуют и другие подходы к структурированию рынка вообще и продовольственного рынка в частности. Так, одном из таких подходов является структурирование по экспорту-импорту.
Особенность продовольственного рынка можно охарактеризовать через его функции. К основным функциям относятся обеспечение платежеспособного спроса населения продуктами питания, реализация части совокупного общественного продукта для личного потребления, формирование ассортимента и поддержание определенного качества товаров, стимулирование развития сельскохозяйственных товаропроизводителей. [14, 205]
Продовольственный рынок выполняет ряд дополнительных функций: складирование, хранение, транспортировка, информационная функция, основанная на маркетинговых исследованиях.
Рыночный механизм продовольственного
рынка, основанный на учете спроса на
продукты питания и их предложения,
развития конкуренции между потребителями
и производителями, призван активизировать
сельскохозяйственное производство и
производство перерабатывающих предприятий,
коммерческо-
Зависимость спроса на продукты питания от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим (деликатесным) товарам эластичность спроса велика, а по товарам первой необходимости практически равна нулю. Основным фактором, влияющим на ценовую эластичность спроса продуктов питания, является удельный вес расходов на данный продукт в общих расходах потребителя. Чем он выше, тем выше эластичность спроса.
Третьей отличительной чертой является спрос. Особенностью его на продовольственном рынке является запаздывание реакции потребителей на изменение цен. Другими словами, после повышения цен покупатели продолжают покупать товар в прежних количествах, пока не найдут подходящей замены.
Факторы, определяющие спрос на продукты питания практически совпадают с факторами спроса на другие товары. Однако степень их значимости и приоритетность специфичны. Основным, наиболее значимым фактором является цена данного товара. Вторым фактором является денежный доход покупателя. При этом индивидуальный спрос характеризуется индивидуальным доходом, а совокупный спрос характеризуется совокупным или средним доходом. Далее следуют факторы: потребительские вкусы и предпочтения покупателей, его стиль жизни, состав семьи. [14, 214]
Особенностью продовольственног