Анализ продовольственного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 19
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_dlya_Lyadovoy_I_I.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

В 2010 году произошел рост объемов  производства мяса и субпродуктов (на 15,0 %), колбасных изделий (на 8,7 %), мясных полуфабрикатов (на 7,7 %), цельномолочной продукции (на 8,7 %), кондитерских изделий (на 7,3 %), чая натурального (на 10,3 %), макаронных изделий (на 8,7 %), круп (на 5,9 %), минеральных вод (на 18,6 %), безалкогольных напитков (на 14,1 %). [20]

Природно-климатические условия  прошлого года, вызвавшие сокращение производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции и ограничившие сырьевую базу перерабатывающих предприятий, привели к снижению производства сливочного масла (на 4,6 %), сахара-песка (на 6,4 %), масла растительного (на 6,8 %). [20]


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Динамика оборота розничной  торговли продовольственными товарами за 2005-2010г.г., млн. руб.

Рис.3 взят с www.gks.ru  - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

 

По данным Рис. 3 видно, что мировой кризис 2008-2009г.г. оказал негативное влияние на розничную торговлю продовольственными товарами, общий объем розничной торговли в 2009г. и в 2010г. ниже 2008г., но по прогнозу 2011г. он достигнет докризисного уровня.

2.2. Проблемы и тенденции развития продовольственного рынка России

 

На самом высоком государственном уровне необходимо признать приоритет развития агропромышленного комплекса в экономической политике, осознать, что решение продовольственной проблемы путем вывода АПК из кризиса и создания условий для его динамичного развития — это жизненная необходимость.

Кардинально решить вопрос о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий, безвозмездно списав их долги. Сейчас они превышают 400 млрд. рублей. Следует также подумать о значительном увеличении ассигнований из федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. [3, 5]

Реализация потенциала отечественных  производителей агропродовольственной  продукции в настоящее время значительно затруднена.

В последние два года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов роста экономики в целом. 
Невозможность обеспечения адекватного наращивания объемов производства и повышения качества продукции до требуемого уровня приводят к заполнению рыночного пространства товарами импортного производства.

Реализации потенциала отечественных  производителей препятствует ряд нерешенных проблем, в том числе:

-  диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;

-  сложившаяся система реализации продукции сельского хозяйства, которая обеспечивает перераспределение основного дохода в пользу посреднических организаций;

-  отсутствие ценовых ориентиров, которые в развитых странах формируются на бирже;

-  высокий износ основных производственных фондов;

-  транспортная инфраструктура, в том числе экспортная, не отвечающая потребностям рынка;

-  неразвитая инфраструктура оптовой торговли (незначительное количество крупных оптовых структур с современной логистикой);

-  неравные конкурентные условия с импортной продукцией.

Накопившиеся проблемы в развитии рынков продовольственной продукции, неравные конкурентные условия для  отечественного сельского хозяйства  на мировом рынке, подверженность этой отрасли народного хозяйства  сезонным колебаниям обосновывают необходимость совершенствования механизма государственного регулирования агропродовольственного рынка. [1, 16]

Одной из основных целей развития отечественного агропромышленного  комплекса в среднесрочной перспективе  является повышение объема производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции, до уровня, необходимого для бесперебойного снабжения населения продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем. Одним из главных направлений государственной политики в области развития агропродовольственного рынка является создание условий для ускоренного развития животноводства, ориентированного на импортозамещение. Это соответствует интересам отечественных производителей как животноводческой, так и растениеводческой продукции и позволяет трансформировать рост потребностей в мясных и молочных продуктах в фактор поддержания высоких темпов роста не только в сельском хозяйстве, но и в сопряженных с ним отраслях российской экономики. [1, 21]

Поддержка отечественных производителей с использованием мер таможенно-тарифного регулирования должна быть увязана с перспективами улучшения ситуации в отрасли. Это позволит повысить эффективность государственного регулирования и обеспечить рост конкурентоспособности отечественной продукции в обозримой перспективе. Достижение поставленной цели возможно только в случае реализации системы взаимоувязанных мер государственного регулирования, обеспечивающих улучшение экономических условий сельскохозяйственного производства, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка и адекватную защиту от импорта.

Развитие агропродовольственных  рынков должно вестись по следующим  направлениям:

1). Развитие зернового экспортного  потенциала с учетом роста  потребления на внутреннем рынке. 

2). Обеспечение импортозамещения продукции животноводства в условиях роста потребительского спроса.

Для реализации задачи развития зернового  экспортного потенциала с учетом роста потребления на внутреннем рынке предусматривается проведение комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию рынка зерна и повышение долгосрочной мотивации к развитию бизнеса у участников рынка.

Основными мероприятиями в рамках задачи являются: 
1) Меры по институциональному развитию продовольственного рынка. 
2)  Создание и реконструкция объектов и элементов инфраструктуры.

3)  Финансовая поддержка товаропроизводителей, ориентированных на экспорт зерна.

4)  Проведение государственных товарных и закупочных интервенций.

Вместе с тем наращиванию  прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем. [13, 23]

          К основным рискам относятся следующие:

  1. макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;
  2. природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
  3. социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
  4. международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
  5. законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях. [6, 46]

Таким образом, продовольственный  рынок имеет ряд рисков, которые  снижают его привлекательность  для инвесторов и тем самым  влияют на развитие данного рынка, поэтому  данному рынку необходимо государственное  вмешательство. Возможные рекомендации по улучшению ситуации на продовольственном рынке будут представлены в следующей главе.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию продовольственного рынка России

 

В настоящее время продовольственный  рынок России претерпевает качественные изменения. В отличие от ситуации 1990-х годов, когда отечественное сельское хозяйство было просто не в состоянии что-либо дать своей стране и ее потребности покрывались за счет импорта, сегодня в отрасли наметился устойчивый избыток продукции. Можно даже сказать, что только сегодня традиционная проблема социализма (товарный дефицит) оказалась полностью преодоленной и сменилась традиционной проблемой капитализма (товарный избыток). Такие качественные сдвиги ведут к соответствующим изменениям в числе, составе и в действиях участников продовольственного рынка.

Проблема по поводу того, куда девать товар, привела к формированию вполне цивилизованного рынка и к  острой борьбе за рынок сбыта. Здесь  появились группы экспортеров товара, импортеров, производителей, а также их ставленников и лоббистов в различных эшелонах власти. Между этими группами завязалась сложная и тонкая игра по продавливанию интересов соответствующих группировок. И, надо сказать, все это позволяет говорить о начале зрелой фазы развития продовольственного рынка. Еще два-три года назад такое утверждение было бы преждевременным; сейчас это уже стало фактом. [5, 12]

В основе такого прогресса лежит, на наш взгляд, экономический рост. Именно рост российской экономики вообще и рост сельского хозяйства в частности позволили российскому продовольственному рынку начать самоорганизовываться и выстраивать современные правила игры – институты.

Однако согласно эмпирическим наблюдениям, экономический рост не сразу и  не автоматически вызывает все прогрессивные сдвиги в экономике и институтах. Как показывает опыт, для этого необходимо, как правило, не менее 10 лет стабильного роста с высокими темпами. Только тогда происходит переход количества в качество, и запускаются созидательные рыночные процессы. Россия с 1999 года на протяжении 10 лет росла высокими темпами и тем самым соответствовала указанному эмпирическому критерию. И даже финансовый кризис 2008-2009 гг. уже не смог приостановить раскрутившийся маховик роста экономики. [5, 16]

Таким образом, идущий на протяжении последних 12-13 лет рост товарной массы продовольственных продуктов позволил окончательно искоренить остатки экономики дефицита и перейти к современной конкурентной борьбе за внутренний и внешний рынок. Это послужило объективной основой прогрессивных институтов.

Так как аграрный бизнес напрямую зависит от погодных условий и  плодородия земли, которые лишь отчасти  регулируются человеком, то он выступает  в качестве самой уязвимой отрасли  экономики. Перепады урожая по чисто  физическим причинам здесь несопоставимы с передами в других отраслях из-за природных факторов. Тем самым сельское хозяйство образует своеобразную дыру в национальной экономике, в которую «просачиваются» все природные риски. Учитывая, что данная «дыра» является жизнеобеспечивающей, именно она и должна попасть в зону рыночных институтов в первую очередь. Институты должны быть построены таким образом, чтобы минимизировать естественные природные риски аграрного сектора. [9, 101]

Колебания урожая зерна в России весьма масштабны: от 81,8 млн. тонн в 2007 г. до 108 млн. тонн в 2008 г. и снова к 60-70 млн. тонн (оценка) в 2010 г. Если принять за базу минимальные 60 млн. тонн, то возможный прирост варьирует в интервале 36,3-73,8%. Такие риски требуют переходить к систематическому производству избытков, которые при ненадобности должны принимать форму экспорта. Отсюда экспортная ориентация российских производителей зерна, а отсюда разные группы давления и лоббистские партии. В дополнение к этому усложняется миссия Министерства сельского хозяйства РФ, которое в последнее время выполняет функции, аналогичные Банку России.

На поддержку российского сельского  хозяйства определенное влияние  оказал финансовый кризис. [18, 28]

Таким образом, валютные войны приняли  форму скрытого протекционизма и поддержки местного производителя. На этом фоне российское сельское хозяйство может пользоваться чрезвычайно благоприятным макроэкономическим климатом для наращивания производства и сбыта. В этих условиях импортерам вообще и импортерам продовольствия становится чрезвычайно сложно удерживать свои конкурентные преимущества.

Данный процесс поддерживается усложнившейся ролью Министерства сельского хозяйства, которое действует  почти также как и Центробанк: оно скупает излишки зерна  при его перепроизводстве, создавая тем самым продовольственные запасы, и продает зерно из запасов при его недопроизводстве. Недостаток экспортной активности замещается активностью Минсельхоза по созданию продовольственных резервов. Данный факт также выступает предметом законной гордости россиян за страну и отрасль. [18, 29]

Помимо некоторых уже устоявшихся  нетрадиционных методов поддержки  отечественного сельхозпроизводителя постепенно формируются и совсем новые подходы. К их числу можно  отнести действия региональных властей  по кредитованию аграрного сектора. Так, например, Белгородская область, столкнувшись с нехваткой инвестиций, стала вести себя как инвестиционная компания. Властями были скуплены сотни тысяч гектар земли и тем самым образован земельный фонд для его использования в качестве залога при получении банковских кредитов под желательные для области инвестиционные проекты. Благодаря такой мере небольшой регион уже гарантировал проектов почти на 200 млн. долл. Основная часть этих кредитов направлена в сельское хозяйство, которое представляет собой основу областной экономики. Непосредственным результатом такого кредитного «разогрева» сельского хозяйства стало то, что Белгородская область сегодня поставляет на российский рынок около 20% всего отечественного мяса. В 2009 году, несмотря на кризис, сельское хозяйство области показало положительные результаты и принесло прибыль.

Информация о работе Анализ продовольственного рынка России