Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 19
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
В 2010 году произошел рост объемов производства мяса и субпродуктов (на 15,0 %), колбасных изделий (на 8,7 %), мясных полуфабрикатов (на 7,7 %), цельномолочной продукции (на 8,7 %), кондитерских изделий (на 7,3 %), чая натурального (на 10,3 %), макаронных изделий (на 8,7 %), круп (на 5,9 %), минеральных вод (на 18,6 %), безалкогольных напитков (на 14,1 %). [20]
Природно-климатические
Рис. 3 Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами за 2005-2010г.г., млн. руб.
Рис.3 взят с www.gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
По данным Рис. 3 видно, что мировой кризис 2008-2009г.г. оказал негативное влияние на розничную торговлю продовольственными товарами, общий объем розничной торговли в 2009г. и в 2010г. ниже 2008г., но по прогнозу 2011г. он достигнет докризисного уровня.
На самом высоком государственном уровне необходимо признать приоритет развития агропромышленного комплекса в экономической политике, осознать, что решение продовольственной проблемы путем вывода АПК из кризиса и создания условий для его динамичного развития — это жизненная необходимость.
Кардинально решить вопрос о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий, безвозмездно списав их долги. Сейчас они превышают 400 млрд. рублей. Следует также подумать о значительном увеличении ассигнований из федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. [3, 5]
Реализация потенциала отечественных производителей агропродовольственной продукции в настоящее время значительно затруднена.
В последние два года наметилась
тенденция снижения темпов развития
сельского хозяйства, их отставания от
темпов роста экономики в целом.
Невозможность обеспечения адекватного
наращивания объемов производства и повышения
качества продукции до требуемого уровня
приводят к заполнению рыночного пространства
товарами импортного производства.
Реализации потенциала отечественных производителей препятствует ряд нерешенных проблем, в том числе:
- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;
- сложившаяся система реализации продукции сельского хозяйства, которая обеспечивает перераспределение основного дохода в пользу посреднических организаций;
- отсутствие ценовых ориентиров, которые в развитых странах формируются на бирже;
- высокий износ основных производственных фондов;
- транспортная инфраструктура, в том числе экспортная, не отвечающая потребностям рынка;
- неразвитая инфраструктура оптовой торговли (незначительное количество крупных оптовых структур с современной логистикой);
- неравные конкурентные условия с импортной продукцией.
Накопившиеся проблемы в развитии рынков продовольственной продукции, неравные конкурентные условия для отечественного сельского хозяйства на мировом рынке, подверженность этой отрасли народного хозяйства сезонным колебаниям обосновывают необходимость совершенствования механизма государственного регулирования агропродовольственного рынка. [1, 16]
Одной из основных целей развития
отечественного агропромышленного
комплекса в среднесрочной
Поддержка отечественных производителей с использованием мер таможенно-тарифного регулирования должна быть увязана с перспективами улучшения ситуации в отрасли. Это позволит повысить эффективность государственного регулирования и обеспечить рост конкурентоспособности отечественной продукции в обозримой перспективе. Достижение поставленной цели возможно только в случае реализации системы взаимоувязанных мер государственного регулирования, обеспечивающих улучшение экономических условий сельскохозяйственного производства, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка и адекватную защиту от импорта.
Развитие
1). Развитие зернового
2). Обеспечение импортозамещения продукции животноводства в условиях роста потребительского спроса.
Для реализации задачи развития зернового
экспортного потенциала с учетом
роста потребления на внутреннем
рынке предусматривается
Основными мероприятиями в рамках
задачи являются:
1) Меры по институциональному развитию
продовольственного рынка.
2) Создание и реконструкция объектов и
элементов инфраструктуры.
3) Финансовая поддержка товаропроизводителей, ориентированных на экспорт зерна.
4) Проведение государственных товарных и закупочных интервенций.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем. [13, 23]
К основным рискам относятся следующие:
Таким образом, продовольственный рынок имеет ряд рисков, которые снижают его привлекательность для инвесторов и тем самым влияют на развитие данного рынка, поэтому данному рынку необходимо государственное вмешательство. Возможные рекомендации по улучшению ситуации на продовольственном рынке будут представлены в следующей главе.
В настоящее время
Проблема по поводу того, куда девать товар, привела к формированию вполне цивилизованного рынка и к острой борьбе за рынок сбыта. Здесь появились группы экспортеров товара, импортеров, производителей, а также их ставленников и лоббистов в различных эшелонах власти. Между этими группами завязалась сложная и тонкая игра по продавливанию интересов соответствующих группировок. И, надо сказать, все это позволяет говорить о начале зрелой фазы развития продовольственного рынка. Еще два-три года назад такое утверждение было бы преждевременным; сейчас это уже стало фактом. [5, 12]
В основе такого прогресса лежит, на наш взгляд, экономический рост. Именно рост российской экономики вообще и рост сельского хозяйства в частности позволили российскому продовольственному рынку начать самоорганизовываться и выстраивать современные правила игры – институты.
Однако согласно эмпирическим наблюдениям, экономический рост не сразу и не автоматически вызывает все прогрессивные сдвиги в экономике и институтах. Как показывает опыт, для этого необходимо, как правило, не менее 10 лет стабильного роста с высокими темпами. Только тогда происходит переход количества в качество, и запускаются созидательные рыночные процессы. Россия с 1999 года на протяжении 10 лет росла высокими темпами и тем самым соответствовала указанному эмпирическому критерию. И даже финансовый кризис 2008-2009 гг. уже не смог приостановить раскрутившийся маховик роста экономики. [5, 16]
Таким образом, идущий на протяжении последних 12-13 лет рост товарной массы продовольственных продуктов позволил окончательно искоренить остатки экономики дефицита и перейти к современной конкурентной борьбе за внутренний и внешний рынок. Это послужило объективной основой прогрессивных институтов.
Так как аграрный бизнес напрямую зависит от погодных условий и плодородия земли, которые лишь отчасти регулируются человеком, то он выступает в качестве самой уязвимой отрасли экономики. Перепады урожая по чисто физическим причинам здесь несопоставимы с передами в других отраслях из-за природных факторов. Тем самым сельское хозяйство образует своеобразную дыру в национальной экономике, в которую «просачиваются» все природные риски. Учитывая, что данная «дыра» является жизнеобеспечивающей, именно она и должна попасть в зону рыночных институтов в первую очередь. Институты должны быть построены таким образом, чтобы минимизировать естественные природные риски аграрного сектора. [9, 101]
Колебания урожая зерна в России весьма масштабны: от 81,8 млн. тонн в 2007 г. до 108 млн. тонн в 2008 г. и снова к 60-70 млн. тонн (оценка) в 2010 г. Если принять за базу минимальные 60 млн. тонн, то возможный прирост варьирует в интервале 36,3-73,8%. Такие риски требуют переходить к систематическому производству избытков, которые при ненадобности должны принимать форму экспорта. Отсюда экспортная ориентация российских производителей зерна, а отсюда разные группы давления и лоббистские партии. В дополнение к этому усложняется миссия Министерства сельского хозяйства РФ, которое в последнее время выполняет функции, аналогичные Банку России.
На поддержку российского
Таким образом, валютные войны приняли форму скрытого протекционизма и поддержки местного производителя. На этом фоне российское сельское хозяйство может пользоваться чрезвычайно благоприятным макроэкономическим климатом для наращивания производства и сбыта. В этих условиях импортерам вообще и импортерам продовольствия становится чрезвычайно сложно удерживать свои конкурентные преимущества.
Данный процесс поддерживается
усложнившейся ролью
Помимо некоторых уже