Анализ продовольственного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 19
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_dlya_Lyadovoy_I_I.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Особенностью функционирования товарного  предложения продуктов питания  является цена. С повышением закупочных цен повышается объем производства, а рост цен розничной торговли ведет к увеличению поставок продовольствия на рынок.

Анализ факторов, влияющих на функционирование рынка продовольствия, позволил разделить  их на две большие группы: внутренние и внешние. Каждая из групп имеет  свои подгруппы.

Рассматривая факторы внутренней группы, мы пришли к выводу о том, что их следует разделить на две подгруппы. К первой подгруппе внутренних факторов, относятся факторы, связанные с производственными и сбытовыми возможностями сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий, торговых организаций. К внутренним факторам относятся возможности субъектов продовольственного рынка по объему, ассортименту, качеству товара, а также способы товароснабжения потенциальных покупателей. Ко второй подгруппе относятся следующие факторы: уровень развития инфраструктуры, диспаритет цен, состояние совокупного спроса на продукты питания и сырье для производства.

1.3. Государственное регулирование продовольственного рынка России

 

Основной целью функционирования продовольственного рынка является бесперебойное обеспечение населения страны определенным количеством продовольствия.

Задачами регулирования продовольственного рынка, как показали исследования, являются обеспечение продовольственной  независимости и стабильности; экономической  и физической доступности продовольствия в соответствии с медицинскими нормами потребления; обеспечение высокого уровня качества продовольствия. [10, 71]

Основными направлениями государственного регулирования являются регулирование:

  1. производства сельского хозяйства;
  2. потребление основных групп продуктов питания на душу населения;
  3. соотношения уровня реального потребления и медицинских норм, а так же поддержание энергетической ценности пищевого рациона населения;
  4. удельного веса импорта и экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;
  5. государственных запасов продовольствия для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Государственное регулирование предполагает, на сегодняшний момент, разграничение  полномочий федеральных и региональных органов управления. В этой связи, считаем целесообразным предложить систему регулирования с разграничениями на федеральный и региональный уровни. [10, 88]

При этом, государственное регулирование  можно разделить на следующие  блоки:

Первый блок – экономическое  регулирование характеризуется  обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей расширенным воспроизводством. Основными экономическими направлениями должны стать:

I. Прямые выплаты, т.е. выделение  из федерального бюджета субсидий  и дотаций. Это связано с  тем, что передача субсидирования на региональный уровень, привела к снижению удельного веса дотаций и субсидий в закупочной цене и ухудшению уровня развития инфраструктуры на селе.

II. Поддержание ценового паритета  между промышленной и сельскохозяйственной  продукцией с помощью установления единых закупочных цен (сочетание договорных и рыночных цен), государственные надбавки к ценам и установление тарифов на услуги. Для регулирования цен на федеральном уровне необходимо создание фонда ценового финансирования.

III. Страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Использование системы страхования позволит сельскохозяйственным предприятиям использовать будущие урожаи в качестве залога при кредитных и лизинговых операциях, а так же снизить уровень риска при природно–климатических катаклизмах.

Проанализировав перечисленные проблемы можно сделать вывод о том, что государственное регулирование должно заключаться:

1. В определении перечня государственных  организаций на федеральном и  региональном уровнях (государственная  аккредитация страховых форм, уполномоченных экспертных организаций).

2. Создание федерального страхового  резерва, который должен формироваться  за счет денежных средств, выделяемых  из бюджета страны и страховых  взносов сельскохозяйственных организаций  (сельскохозяйственного страхового объединения). Компенсационная часть, выделяемая на страхование из бюджета должна составлять от 4 до 6 млрд. руб. ежегодно.

В бюджетах регионов на страхования  сельскохозяйственного производства выделяется от 200 до 500 млн. рублей.

3. Определение критериев наступления страхового случая. К основным из них, на наш взгляд, относятся: стихийные бедствия, падеж скота, болезни животных и т.д.

4. Создание системы информационно-методического  и рекламного обеспечения сельскохозяйственных  организаций через создание интернет-сайтов, выпуска информационно-методического и практического журнала.

IV. Техническое перевооружение  производителей продуктов питания.  Это связано с тем, что на  сегодняшний день существует  низкий уровень материально-технической  базы и производственно – технического потенциала, особенно сельского хозяйства, продолжает снижаться. Износ основных фондов составляет до 70 % в некоторых регионах. Наиболее высокий технический и технологический потенциал в Центральном федеральном округе, но обеспеченность сельхозтехникой составляет при этом около 50 % необходимого количества. Коэффициент выбытия техники превышает ее обновление в 5,5 раза. [2, 15]

Вторым блоком государственного регулирования  является административное регулирование.

Административное регулирование представляет собой регулирование продовольственного рынка посредством разработки и внедрения целевых программ и нормативно-законодательных актов. Причем, административное регулирование должно иметь четкое деление на федеральный и региональный уровени. На федеральном уровне, данное регулирование необходимо делить на два направления:

  1. на агропромышленное производство;
  2. на повышения поступления продуктов питания.

На основании цели и задач, направлений  регулирования, вырабатывается федеральная  целевая программа.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана  в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". [2, 17]

Она должна определять направление  развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, и особенности регулирования  рынка сельскохозяйственного сырья  и продовольствия.

Общий объем финансирования Программы  в 2008 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей, в том числе:

в 2008 году - 76,3 млрд. рублей;

в 2009 году - 100 млрд. рублей;

в 2010 году - 120 млрд. рублей;

в 2011 году - 125 млрд. рублей;

в 2012 году - 130 млрд. рублей. [12]

Третий этап характеризуется социальным регулированием. Данное регулирование с одной стороны должно регулировать доходность населения, прожиточный уровень, минимальную заработную плату, а так же установление реальной покупательской способности продуктов питания населением. С другой стороны, социальное регулирование должно быть направлено и на развитие инфраструктуры села.

Государственное регулирование продовольственного рынка должно способствовать формированию и функционированию рынка и решать одновременно задачи по следующим направлениям:

  1. обеспечение финансово-экономической стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  2. регулирование ценового паритета между сельскохозяйственными и другими отраслями (перерабатывающими, торговыми предприятиями и т.д.);
  3. регулирование и формирование цен для своевременного принятия мер по обеспечению рентабельности производства продуктов питания.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать  вывод о том, что основными  направлениями государственного регулирования  продовольственного рынка являются: экономическое, административное и социальное. [2, 21]

Основными направлениями экономического регулирования являются: прямые (адресные) выплаты, формирование ценовой, страховой, кредитной и лизинговой политик. При этом, данное направление должно обеспечить финансовую устойчивость товаропроизводителей продуктов питания.

Основными направлениями административного  регулирования является разработка и внедрение целевых программ и нормативно-законодательных актов.

Социальное регулирование делится  на два направления: формирование и поддержание прожиточного минимума и формирование доходов населения.

Глава 2. Анализ продовольственного рынка России

2.1. Динамика и структура продовольственного  рынка России

 

Продовольственный рынок имеет  развитую инфраструктуру, торговая площадь по продаже продовольственных товаров составляет 135,4 кв.м на одну тысячу жителей, что является в среднем достаточным. Частота и объемы поставок продуктов питания позволяют полно удовлетворять платежеспособный спрос. Ассортиментная политика розничной торговой сети соответствует запросам конечного потребителя. Существует тесная связь между оптовыми и розничными торговыми предприятиями. В последние 10 лет активно развиваются мелкие и средние торговые предприятия. Основной тенденцией продовольственного рынка является создание розничных торговых сетей, что приводит к снижению закупочных и розничных цен.

Сельскохозяйственные товаропроизводители  в настоящее время не занимают лидирующих положений на продовольственном  рынке. Лидерами являются перерабатывающие предприятия. Как показывает, анализ устойчивое положение сельскохозяйственные предприятия занимают только в тех случаях, когда они имеют устойчивые связи с перерабатывающими предприятиями, если сельскохозяйственные товаропроизводители входят в ассоциации, сбытовые кооперативы и агрохолдинги. [11, 301]

Рассмотрим структуру оборота  розничной торговли продовольственных  товаров по хозяйствующим субъектам  за период 2009-2010г.г. на Рис. 1,2.

По данным Рис. 1 и Рис. 2 можно  сделать следующие выводы: в структуре розничной торговле продовольственными товарами преобладают коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, анализируя динамику структуры видно, что происходит увеличение оборота розничной торговли продовольственными товарами в сторону малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. [19]

 

 


Рис. 1 СТРУКТУРА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПО

ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ (в процентах), 2009г.

Рис. 2 СТРУКТУРА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ ПО ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ (в процентах), 2010г.

Рис. 1 и Рис. 2 взяты  с www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Функционирование продовольственного рынка происходит на фоне конкурентной борьбы товаропроизводителей за более выгодные условия реализации товаров. Поэтому в условиях низкой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, высокой доли импортной продукции необходимо определение конкурентных преимуществ отечественных производителей продуктов питания. [11, 303]

По оперативным данным Федеральной  таможенной службы, в 2010 году в Российскую Федерацию ввезено продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья на 36410,1 млн. долл. США, или на 21,1% больше, чем 2009 году, когда их было импортировано на 30061,8 млн. долл. США.

В товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 1,3 процентных пункта и  составила 16,7 процентов. 
По сравнению с 2009 г. возросли физические объемы импортных закупок молока и сливок сгущенных (в 1,8 раза), масла сливочного (на 7,2 %), сахара-сырца (в 1,7 раза), сахара белого (на 10,2 %), масла подсолнечного (в 2,6 раза), цитрусовых (на 16,2 %), кофе (на 14,8 %), какао-бобов (на 5,6 %), продуктов, содержащих какао (на 20,4 %), напитков алкогольных и безалкогольных (на 26,6 %), зерновых культур (на 2,0 %), в том числе ячменя (в 3,4 раза).

Сократился ввоз мяса птицы (на 30,2 %), пшеницы (на 19,9 %), кукурузы (на 3,9 %), сигарет  и сигар (на 4,0 %). [20]

По некоторым позициям произошел  рост средних контрактных цен. Наибольший рост контрактных цен отмечен  на мясо птицы (на 19,1%), рыбу (на 17,6%), молоко и сливки сгущенные (в 1,5 раза), масло  сливочное (в 1,4 раза), цитрусовые (на 7,8%), чай (на 12,9%), кофе (на 17,7%), ячмень (в 2,3 раза), кукурузу (на 6,7%), масло подсолнечное (на 27,3%), изделия и консервы из мяса (на 1,0%), сахар-сырец (в 1,4 раза), сахар белый (на 31,0%), какао-бобы (на 25,2%), продукты, содержащие какао (на 11,2%).

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2010 г. составил 8753,7 млн. долл. США, на 12,1 % или 1202,8 млн. долл. меньше, чем в 2009 году.

Экспорт пшеницы при этом уменьшился на 29,6 %, а водки - увеличился на 22,1 процента.

В 2010 году на долю пищевой и перерабатывающей промышленности в структуре промышленного производства в 2010 году приходилось 11,5 процента. [20]

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака за 2010 год  составил 105,4 %, в том числе в  отраслевом разрезе: мяса и мясопродуктов - 111,2 %, молочных продуктов - 108,9 %, детского питания и диетических пищевых продуктов - 135,2 %, макаронных изделий - 108,5 %, чая и кофе - 104,7%, переработки и консервирования картофеля, фруктов и овощей - 113,9 %, минеральных вод и других безалкогольных напитков - 110,3 %, виноградного вина - 114,9 процента.

Информация о работе Анализ продовольственного рынка России