Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 19
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Особенностью функционирования товарного предложения продуктов питания является цена. С повышением закупочных цен повышается объем производства, а рост цен розничной торговли ведет к увеличению поставок продовольствия на рынок.
Анализ факторов, влияющих на функционирование рынка продовольствия, позволил разделить их на две большие группы: внутренние и внешние. Каждая из групп имеет свои подгруппы.
Рассматривая факторы
Основной целью
Задачами регулирования
Основными направлениями государственного регулирования являются регулирование:
Государственное регулирование предполагает, на сегодняшний момент, разграничение полномочий федеральных и региональных органов управления. В этой связи, считаем целесообразным предложить систему регулирования с разграничениями на федеральный и региональный уровни. [10, 88]
При этом, государственное регулирование можно разделить на следующие блоки:
Первый блок – экономическое регулирование характеризуется обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей расширенным воспроизводством. Основными экономическими направлениями должны стать:
I. Прямые выплаты, т.е.
II. Поддержание ценового паритета
между промышленной и
III. Страхование сельскохозяйственн
Проанализировав перечисленные проблемы можно сделать вывод о том, что государственное регулирование должно заключаться:
1. В определении перечня
2. Создание федерального
В бюджетах регионов на страхования
сельскохозяйственного
3. Определение критериев наступления страхового случая. К основным из них, на наш взгляд, относятся: стихийные бедствия, падеж скота, болезни животных и т.д.
4. Создание системы
IV. Техническое перевооружение
производителей продуктов
Вторым блоком государственного регулирования является административное регулирование.
Административное регулирование представляет собой регулирование продовольственного рынка посредством разработки и внедрения целевых программ и нормативно-законодательных актов. Причем, административное регулирование должно иметь четкое деление на федеральный и региональный уровени. На федеральном уровне, данное регулирование необходимо делить на два направления:
На основании цели и задач, направлений регулирования, вырабатывается федеральная целевая программа.
Государственная программа развития
сельского хозяйства и
Она должна определять направление
развития сельскохозяйственных товаропроизводителей,
и особенности регулирования
рынка сельскохозяйственного
Общий объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей, в том числе:
в 2008 году - 76,3 млрд. рублей;
в 2009 году - 100 млрд. рублей;
в 2010 году - 120 млрд. рублей;
в 2011 году - 125 млрд. рублей;
в 2012 году - 130 млрд. рублей. [12]
Третий этап характеризуется социальным регулированием. Данное регулирование с одной стороны должно регулировать доходность населения, прожиточный уровень, минимальную заработную плату, а так же установление реальной покупательской способности продуктов питания населением. С другой стороны, социальное регулирование должно быть направлено и на развитие инфраструктуры села.
Государственное регулирование
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными направлениями государственного регулирования продовольственного рынка являются: экономическое, административное и социальное. [2, 21]
Основными направлениями экономического регулирования являются: прямые (адресные) выплаты, формирование ценовой, страховой, кредитной и лизинговой политик. При этом, данное направление должно обеспечить финансовую устойчивость товаропроизводителей продуктов питания.
Основными направлениями
Социальное регулирование
Продовольственный рынок имеет развитую инфраструктуру, торговая площадь по продаже продовольственных товаров составляет 135,4 кв.м на одну тысячу жителей, что является в среднем достаточным. Частота и объемы поставок продуктов питания позволяют полно удовлетворять платежеспособный спрос. Ассортиментная политика розничной торговой сети соответствует запросам конечного потребителя. Существует тесная связь между оптовыми и розничными торговыми предприятиями. В последние 10 лет активно развиваются мелкие и средние торговые предприятия. Основной тенденцией продовольственного рынка является создание розничных торговых сетей, что приводит к снижению закупочных и розничных цен.
Сельскохозяйственные
Рассмотрим структуру оборота розничной торговли продовольственных товаров по хозяйствующим субъектам за период 2009-2010г.г. на Рис. 1,2.
По данным Рис. 1 и Рис. 2 можно сделать следующие выводы: в структуре розничной торговле продовольственными товарами преобладают коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, анализируя динамику структуры видно, что происходит увеличение оборота розничной торговли продовольственными товарами в сторону малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. [19]
Рис. 1 СТРУКТУРА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПО
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ (в процентах), 2009г.
Рис. 2 СТРУКТУРА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПО ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ (в процентах), 2010г.
Рис. 1 и Рис. 2 взяты с www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
Функционирование
По оперативным данным Федеральной
таможенной службы, в 2010 году в Российскую
Федерацию ввезено
В товарной структуре импорта доля
продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья в 2010
году уменьшилась по сравнению с
2009 годом на 1,3 процентных пункта и
составила 16,7 процентов.
По сравнению с 2009 г. возросли физические
объемы импортных закупок молока и сливок
сгущенных (в 1,8 раза), масла сливочного
(на 7,2 %), сахара-сырца (в 1,7 раза), сахара
белого (на 10,2 %), масла подсолнечного (в
2,6 раза), цитрусовых (на 16,2 %), кофе (на 14,8
%), какао-бобов (на 5,6 %), продуктов, содержащих
какао (на 20,4 %), напитков алкогольных и
безалкогольных (на 26,6 %), зерновых культур
(на 2,0 %), в том числе ячменя (в 3,4 раза).
Сократился ввоз мяса птицы (на 30,2 %), пшеницы (на 19,9 %), кукурузы (на 3,9 %), сигарет и сигар (на 4,0 %). [20]
По некоторым позициям произошел рост средних контрактных цен. Наибольший рост контрактных цен отмечен на мясо птицы (на 19,1%), рыбу (на 17,6%), молоко и сливки сгущенные (в 1,5 раза), масло сливочное (в 1,4 раза), цитрусовые (на 7,8%), чай (на 12,9%), кофе (на 17,7%), ячмень (в 2,3 раза), кукурузу (на 6,7%), масло подсолнечное (на 27,3%), изделия и консервы из мяса (на 1,0%), сахар-сырец (в 1,4 раза), сахар белый (на 31,0%), какао-бобы (на 25,2%), продукты, содержащие какао (на 11,2%).
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2010 г. составил 8753,7 млн. долл. США, на 12,1 % или 1202,8 млн. долл. меньше, чем в 2009 году.
Экспорт пшеницы при этом уменьшился на 29,6 %, а водки - увеличился на 22,1 процента.
В 2010 году на долю пищевой и перерабатывающей промышленности в структуре промышленного производства в 2010 году приходилось 11,5 процента. [20]
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака за 2010 год составил 105,4 %, в том числе в отраслевом разрезе: мяса и мясопродуктов - 111,2 %, молочных продуктов - 108,9 %, детского питания и диетических пищевых продуктов - 135,2 %, макаронных изделий - 108,5 %, чая и кофе - 104,7%, переработки и консервирования картофеля, фруктов и овощей - 113,9 %, минеральных вод и других безалкогольных напитков - 110,3 %, виноградного вина - 114,9 процента.