Анализ Российского рынка сыра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение состояния мирового рынка молочной продукции и перспектив развития рынка сыра России в условиях импортной экспансии, анализ уровня отечественного производства сыра. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. рассмотреть основные классификации сыров;

2. проанализировать состояние рынка молока и сыра в мире, а также показать изменения, происходящие на мировом рынке молочной продукции;

3. представить и проанализировать состояние и перспективы Российского рынка сыров за последние годы.

Содержание

Введение 3

1. Классификация сыров 4

1.1. Французская классификация сыров 4

1.2.Технологическая классификация сыров 7

2. Мировой рынок сыра 15

2.1. География производства сыров 15

2.2. Мировая торговля молочными продуктами 16

3. Анализ Российского рынка сыра 27

3.1. Экспорт и импорт 27

Заключение 40

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мировой рынок сыра курсовая работа.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

                                                                                                           Таблица 2.

Объем мировой торговли молоком и молочными  продуктами

(млн. т, в пересчете на молоко)

 
Регион
Производство Импорт Экспорт
2005г 2006г  2007г  2005г 2006г 2007г 2005г 2006г 2007г
Китай 32,3 38,4 45,3 4,4 4,8 5,1 0,8 0,8 0,8
Индия 95,1 98,4 101,4 - - - 0,6 0,7 0,8
Пакистан 29,7 30,6 31,8 0,1 0,1 0,1 - - -
Азия 216,2 227,8 240,3 21,8 23,6 23,7 4,5 4,4 4,5
Аргентина 10,1 10,8 11,7 0,1 0,1 0,1 1,7 2,2 2,5
Бразилия 24,7 25,5 26,3 0,5 0,5 0,6 0,4 0,3 0,3
США 80,3 82,5 82,6 2,3 2 2 4,6 4,7 4,8
ЕС 146,9 145,5 154,2 2 2 2 13,7 12,8 12,7
Океания 24,7 25,1 24,5 0,7 0,7 0,7 15,2 17,4 17,4
Украина 13,7 13,3 12,6 0,1 0,1 0,1 1,4 1,1 1,1
Россия 31,1 31,2 32,4 2,2 2,6 2,7 0,3 0,2 0,2
Всего 642,3 656,8 677,7 43,6 45,2 45,5 45,4 47,5 48

       Значительно уменьшилась роль Европы как главного источника поставок для торговли, в то время как из Америки и Азия объемы продаваемой продукции выросли. В конечном счете, ЕС в начале 2009 г. уступает свое место крупнейшего экспортера молочной продукции (в количественном выражении) Новой Зеландии и Австралии.

      Необходимо отметить, что Новая Зеландия в мировом экспорте молокопродуктов занимает важное место, поскольку ее экономика изначально ориентирована на внешние рынки. О многом говорит тот факт, что в этом государстве производится более 3400 кг молока на человека и более 90 % молочной продукции поступает на внешние рынки.

       В странах Европейского континента  внешнеторговая деятельность (особенно экспорт молока и молочных продуктов) представлена преимущественно Германией, Нидерландами и Францией. США так же по-прежнему остаются в группе ведущих мировых экспортеров сухого обезжиренного молока и различных ценных молочных белковых соединений.

Что касается конкретных видов молочной продукции, то в международной торговле лидирующее место по экспорту занимают сухое цельное молоко и сыр.

Диаграмма 1. Мировой экспорт молочной продукции, тыс. тонн

       В 2008 г. глобальный экспорт масла составил около 780 тыс. т, что меньше уровня 2007 г. на 8,2 %. При этом экспорт масла из Европейского союза, например, уменьшился до 144 тыс. т, что является самым низким уровнем за последнее десятилетие. Судя по всему, такая тенденция к снижению снижения может сохраниться и в нынешнем году. Напряженная обстановка 2007 г., низкий уровень запасов молока в Новой Зеландии в начале 2008 г. так же сказались на сокращении мировой торговли масла в

2008 г.  Однако, в нынешнем году, в связи  с    увеличением       производства

молока, Новозеландский экспорт масла будет  расти.

      Экспорт СОМа в 2008 г. достиг 1150 тыс. т, что почти на 5 % выше уровня 2007 г. В значительной степени это произошло из-за увеличения экспорта из США (400 тыс. т). А вот экспорт из Новой Зеландии, Австралии и Европейского союза в минувшем году немного (но больше, чем ожидалось) уменьшился.  Импорт   Мексики, как   ожидают, останется   на прежнем    уровне, учитывая   важность и   государственную   поддержку социальных программам.

      Крупнейшим поставщиком на мировой  рынок цельного сухого молока

является Новая Зеландия, которая экспортировала его в 2006--2007 гг. более 0,7 млн т. Этот результат до сих пор не был превзойден. Далее следует ЕС, но его экспортные поставки уже более двух лет непрерывно уменьшаются. Аргентина пока занимает третье место за счет значительного увеличения экспорта в 2006 г., опередив Австралию, сократившую свои поставки.

      В 2008 г. глобальный мировой экспорт СЦМ снизился, но в 2009 г., по прогнозам, он снова будет расти, Новая Зеландия, наиболее значимый экспортер сухого молока, собирается увеличить его продажи и в 2009 г. Но самый большой рост его экспорта ожидается из Европейского союза, что связано с увеличением производства молока. Алжир и Венесуэла - два наиболее крупных импортера СЦМ. Показательно, что в то время как в 2007 г. импорт, в связи с ростом цен, в других регионах мира значительно уменьшился, закупки этими государствами сухого молока оставались устойчивыми, несмотря на неблагоприятную для них ценовую конъюнктуру. Вместе с тем необходимо отметить, что производство молока в этих двух государствах постепенно растет, что, конечно же, будет вести к сокращению импорта.

       Мы   уже   отметили,   что   крупнейшим   мировым   экспортером   сыра

являются  страны Евросоюза. Однако и его экспорт снизился. На это оказывают давление более низкие цены, из-за чего приняты меры по возврату экспортных субсидий.

Диаграмма 2. Доля ЕС в мировой торговле молокопродуктами, %

Диаграмма 3. Мировой экспорт стран ЕС-27, тыс. тонн. Источник: MDC Datum, FAO.                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                  Таблица 3.     

Основные экспортеры молочных продуктов в начале 2009 г., тыс. тонн

Продукт код Новая Зеландия Австралия США ЕС-27
Январь-март 2009 %

2009 к 2008 

Январь-март 2009 %

2009 к 2008

Январь-март 2009 %

2009 к 2008

Январь-февраль 2009
СОМ 040210 91,8 49,4  +54,2 +115,33 50,3 -52,03 29
СЦМ 040221 187,8 -2,23 35,0 +47,31 - - 73
Масло 0405  112,2 +14,75 20,2 +70,17 5,6 -76,16 17
Сыр 0406 74,9 +2,80 33,5 -22,87 25,0 -25,94 74

      В список стран ведущих импортеров молочной продукции входят США, Индонезия, Алжир, Россия, ЕС, Мексика, Япония, Саудовская Аравия, Китай.

      Основными импортерами молокопродуктов в ближайшей перспективе

будут Россия, Китай, Япония, Алжир, Мексика  и Саудовская Аравия.

                                                                                                                   Таблица 4.

Импорт молочных продуктов в мире и отдельных странах, тыс. т

 
Регион
1999г 2000г 2001г 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г
Масло
В Мире 773 741 761 845 940 936 888 890
ЕС 105 104 114 116 115 93 82,1 82
Россия 53 54 109 120 133 101,3 82,6 112
Египет 43 61 45 50 47 48 30 40
Марокко 20 27 29 34 35 31 36 36
Мексика 34 34 37 46 46 63 71 49
Бразилия 11 13 3 11 2 1 1 -
Иран  11 20 13 26 28 27 43 -
Китай - - - - 11 12 13 13
Япония 0 0 0 4 13 7 6 5
СЩА  15 19 50 31 27 40 40 33
СОМ
В Мире 1114 1261 1040 1103 1040 1100 1070 1070
ЕС 73 78 57 69 94 26 7 -
Россия 109 51 65 50 60 65 70 60
Китай - 22 18 35 45 55 43 62
Индонезия - 95 98 110 120 125 135 140
Япония 57 52 53 44 43 37 34 32
Филиппины 87 108 89 100 110 120 87 90
Бразилия 46 30 11 19 7 4 5 9
Саудовская  Аравия - 38 34 28 50 61,3 53 -
Мексика 125 129 141 132 173 168 170 107
Алжир 71 92 98 114 81 91,1 83 100
Сухое цельное молоко
В Мире 1508 1529 1573 1727 1716 1700 1650 1750
Россия 35 25 15 16 20 25 30 15
Алжир 106 110 110 116 130 161 167 172
Бразилия 147 108 43 95 33 21 29 27
Мексика 35 34 55 45 45 35 35 36
Венесуэлла 67 67 90 78 75 90 95 -
Китай - 29 23 26 89 90 64 67
Индонезия - 18 35 39 20 21 26 27
Саудовская  Аравия 97 43 45 52 36 49 75 -
Малайзия  54 76 80 71 75 83 86 -
Филиппины 37 52 50 45 42 45 48 48
Сыр
В Мире  1181 1227 1292 1340 1417 1490 1480 1580
ЕС 146 148 174 156 175 112 102 107
Швейцария  31 31 31 31 32 32 33 33
Россия 60 36 112 98 176 213 260 218
США 198 189 215 216 216 214 209 206
Бразилия 20 16 8 19 7 5 3 -
Мексика 45 54 66 72 78 74 78 78
Египет 16 15 9 9 12 9 10 12
Япония 181 205 202 204 194 219 212 207
Корея 21 30 34 31 36 41 44 45
Саудовская  Аравия 77 73 67 89 95 106 109 -
Австралия  31 33 38 50 49 50 58 58

      Наиболее крупными импортерами сыра в 2006 г. были Россия (218 тыс. т), США (206 тыс. т), Япония (207 тыс. т) и ЕС (107 тыс. т). Несколько меньшие его закупают Мексика, Саудовская Аравия, Австралия, Южная Корея и Швейцария.

       Одной из главных стран–импортеров  сухого молока является Китай,  но

крупнейшим  его импортером по-прежнему выступает Алжир, за которым следуют Венесуэла, Малайзия и Саудовская Аравия. На долю 10 основных стран-импортеров приходится примерно 45 % мировой торговли этим продуктом, другие 55 % рынка поделены между множеством государств по всему миру.

      В 2007 г., в условиях, когда торговля молочными продуктами стала более прибыльной, Евросоюз принял решение об отмене ранее утвержденных до 2014 года экспортных субсидий, тем самым Европа планомерно уходила от существующей практики поддержки бизнеса в сфере продовольствия. Однако это привело к сокращению доли ЕС как крупного экспортера в мировой торговле.

      С начала 2009 г. страны-производители  предлагают большие объемы сухого  обезжиренного молока (СОМ), сухого  цельного молока (СЦМ), сухой сыворотки  и практически полное отсутствие покупателей на рынках данных

товаров. Соответственно, это повлекло за собой постоянное снижение цен во всех регионах мира.

      В связи с этим ЕС возобновила  выплаты экспортных субсидий  по маслу, сыру и сухому молоку. В ЕС теперь существует два вида субсидий: 1 - по тендеру, уровень которой изменяется, 2 - перечень общих субсидий, уровень которых фиксированный. По тендерной системе было выставлено предложение на получение субсидии в размере 15 тыс. тонн СОМ, из которого на 5600 тонн была выделена субсидия в размере 200 евро/тонна. По маслу предложение составило 9500 тонн, и на 2300 тонн из данного количества была выделена субсидия в размере 500 евро/тонна. По молочному жиру предложение составило 580 тонн, из которых 80 тонн получили субсидию в размере 580 евро/тонна. Уровень общих субсидий установлен следующий: СОМ – 170евро/тонна, СЦМ – 260 евро/тонна, масло – 450 евро/тонна, молочный жир – 544,9 евро/тонна, сыр – 198,4 евро/тонна.

       В США избыток сухого молока закупается под программу «Dairy Support Program (CCC)» («Программа поддержки молока») по цене около 1765 долл.

США/т, что оказывает дополнительное давление на цены.

      Ценовая ситуация в 2008 г. не  позволяет достоверно спрогнозировать,  успеет ли спрос следовать  за предполагаемыми тенденциями, но было бы преждевременно ожидать длительного застоя в торговле. На стабильных рынках для некоторого снижения потенциала спроса возможен выпуск дополнительных поставок, что обеспечит поддержку роста торговли. Разрыв диапазона цен в 2006-2008 гг. было беспрецедентным, и поэтому невозможно точно спрогнозировать, что произойдет в данной области. Однако можно предположить, что в краткосрочной перспективе крупнейшим потенциалом увеличения поставок на международные рынки обладают основные традиционные производственные регионы мира в Западной и Северной Европе, в Северной Америке и в Океании. Доля международной торговли обычно составляет меньше 7% всемирного производства, в 2009 году этот уровень может быть снижен. Раньше аграрная политика основных участников рынка молокопродуктов ориентировалась главным образом на поставку их на защищенные внутренние рынки, а не на использование новых возможностей, предлагаемых растущим спросом на молоко и продукты из него всего населения мира с его растущей покупательной способностью в 2004-2007 гг. В настоящее время из-за снижения спроса и платежеспособности, и как следствие – падения цен, ориентация на удовлетворение только внутренних потребностей может возобновиться.

Информация о работе Анализ Российского рынка сыра