Анализ Российского рынка сыра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение состояния мирового рынка молочной продукции и перспектив развития рынка сыра России в условиях импортной экспансии, анализ уровня отечественного производства сыра. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. рассмотреть основные классификации сыров;

2. проанализировать состояние рынка молока и сыра в мире, а также показать изменения, происходящие на мировом рынке молочной продукции;

3. представить и проанализировать состояние и перспективы Российского рынка сыров за последние годы.

Содержание

Введение 3

1. Классификация сыров 4

1.1. Французская классификация сыров 4

1.2.Технологическая классификация сыров 7

2. Мировой рынок сыра 15

2.1. География производства сыров 15

2.2. Мировая торговля молочными продуктами 16

3. Анализ Российского рынка сыра 27

3.1. Экспорт и импорт 27

Заключение 40

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мировой рынок сыра курсовая работа.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

Таблица 5. 

Производство  СОМ в ЕС, тонн

Страна 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г
Австрия 8792 6000 7000 4000 5000 3000
Бельгия 83557 73474 71657 65330 77307 62703
Дания 43759 17500 14800 27000 19100 17700
Финляндия 17400 20910 21000 17500 15140 8110
Франция 277751 230173 274940 266780 253260 286858
Германия 323071 242346 256927 191240 244791 227020
Ирландия 78500 65900 54700 68500 82500 51630
Нидерланды 66000 50974 53200 48900 н/д н/д
Португалия 9077 8100 7000 6790 3837 9035
Испания 15999 4375 4746 1070 1110 4725
Швеция 35200 36300 16100 12970 15880 17157
Великобритания 114827 87540 69216 71900 н/д н/д
Чехия 39300 30715 32394 18949 22820 21454
Эстония 10300 10905 9316 7321 9003 7800
Венгрия 13700 3450 1322 34 н/д н/д
Латвия 1200 2499 2000 н/д н/д н/д
Литва 10600 12300 6800 10100 н/д н/д
Польша 131750 95700 140000 124370 119973 114133
Словакия 11812 6774 5804 5710 8215 7207
Словения 5294 2834 н/д н/д н/д н/д
Болгария 100 500 н/д н/д 277 30
Румыния н/д н/д 6343 5340 4710 2610
ЕС* 1297989 1016058 1055265 953804 882923 851112
*Примечание: с учетом вступления новых стран-членов
                                                                                                                   Таблица 6.

Производство  СЦМ в ЕС, тонн

Страна 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г
Австрия 1348 1000 3000 3000 3000 3000
Бельгия 72110 74514 80295 70690 70588 92498
Дания 82100 87100 93500 91300 92600 95000
Финляндия  2008 1900 2300 2200 2880 3200
Франция 206319 198315 192860 158440 145213 165311
Германия 154177 161663 161266 156970 169452 186950
Ирландия 26000 47700 38700 39100 н/д н/д
Нидерланды 115800 111001 107200 105600 н/д н/д
Португалия 9418 н/д 8800 7680 8377 6970
Испания 9104 6533 5660 8230 5427 4920
Швеция 5800 11700 32400 36520 35820 39812
Великобритания 101500 80050 52370 42200 н/д н/д
Чехия 24300 19241 16753 15757 13786 15662
Эстония 5985 7500 900 3800 2300 2100
Венгрия 14279 258 1148 371 н/д 803
Латвия н/д 1601 2800 н/д н/д н/д
Литва 4000 3904 249 270 250 5240
Польша 23000 31800 53800 37380 39023 44861
Словакия 2345 4724 6648 3043 н/д н/д
Словения 504 288 2300 н/д н/д н/д
Румыния н/д 5049 4168 3310 4350 3460
ЕС*  860097 855841 867117 785861 593066 669787

*Примечание: с учетом вступления новых стран-членов

  1. Анализ Российского рынка сыра

3.1. Экспорт и импорт

       С тех пор, как древние греки в третьем тысячелетии до нашей эры стали официальными открывателями такого продукта как сыр, мир успел существенно измениться. Появлялись и навсегда пропадали города и государства, лошадей сменили машины, а темп жизни ускорился до реактивного. Но сыр не только не исчез со стола, но и прочно занял своё место в рационе большинства жителей Земли.

      Ассортимент изделий из сыра, встречающихся на нашем столе,  существенно расширился. По данным  каталога Международной молочной федерации в мире насчитывается около 500 видов сыров. Теперь сыр это не только тёмно-жёлтые «таблетки» твёрдых сортов, но великое множество мягких сыров. В мировом сыроделии до сих пор не сформировалась унифицированная классификация сырных продуктов. Основная причина заключается в том, что в разных странах производятся сыры с одинаковыми названиями, но отличающиеся технологией изготовления, и наоборот, сыры,

сделанные по одной технологии, но имеющие  разные названия.

      В России также осуществлялись неоднократные попытки создать свою классификацию сыров по технологиям изготовления. Но вследствие того, что классификации подвергались в основном сыры отечественного производства, применение этих научных работ в наши дни, когда на рынке преобладает импортная продукция, затруднено. Поэтому недавно российскими специалистами была предложена усовершенствованная классификация, включающая и сыры иностранного производства. Хотя она и не охватывает весь импортный ассортимент, зато в нее входят такие группы, как, например, сыры из буйволиного молока, отсутствующие во французской классификации. В общем виде российская классификация сырной продукции выглядит так: 
 

 

 

 

 

Сладкие  
 

 

 

                                                                                                          
 

 

  

Схема 1. Классификация сыров.

      Особенностью потребления сыра в России (а также в некоторых странах СНГ, «унаследовавших» культуру потребления СССР) является восприятие сыра как «добавочного» продукта. То есть, если во Франции или Италии сыр является самостоятельным блюдом, то у нас он, скорее, дополнение к бутерброду, закуска или часть десерта. Следствием такой особенности и является ситуация, при которой продукт, присутствующий на российском рынке уже не одну сотню лет, потребляется гораздо меньше, чем в других европейских странах. Так, например, во Франции один человек потребляет около 15 кг сыра в год, в Голландии – 10 кг в год, а в России – 4,3 кг. И это при том, что нормой потребления сыра в год врачи называют количество в 6,5 кг.

      Тем не менее, российский потребитель всё же постепенно пересматривает своё отношение к сыру и медленно, но верно, увеличивает его потребление. По оценкам специалистов, в ближайшие 7-8 лет потребление сыра одним россиянином вырастет, в среднем, на треть.

Диаграмма 4. Оценка и прогноз среднедушевого потребления сыра в Росссии, в кг 2006-2016гг. (источник: по материалам сайта http://www.agricons.spb.ru)

      Данный прогноз вызван совсем  не беспочвенным оптимизмом –  начиная с

2001 года  объём рынка сыра в России  вырос более, чем в 2,5 раза. Ну а если

принять во внимание тот факт, что потенциальная ёмкость данного рынка (по заверениям экспертов) в 10 раз превосходит сегодняшние объёмы потребления, то перспективы производителей сыра видятся более чем радужными.

      Согласно данным Росстата, объединившим производство сыра и творога,

в 2009 г. российскими производителями выпущено 840 308 т указанной продукции. На протяжении 9 лет производство сыра и творога  росло из года в год, однако в 2008 г. объемы упали на 2 % по отношению к 2007 г. Объемы производства в 2009 г. выровняли ситуацию, «прирастив» к результатам предыдущего года 5 % (диаграмма 4).

           Диаграмма 5. Объем производства сыра и творога за 1999-2009 гг.

     Так кто же снабжает нас этой чудесной продукцией?

     На данный момент доля отечественной продукции составляет от 60% до 70% - точно этот показатель пока никто не берётся определить. Сложность заключается, в основном, в сложности чёткого определения того, что же именно является российской продукцией, и относятся ли к ней товары иностранных компаний, произведённые на территории России и с использованием российского сырья. На данный момент можно условно назвать «российским производством» всё, что было создано на территории РФ, а «иностранной продукцией» товар, ввезённый к нам уже полностью готовым к употреблению. Если придерживаться данной схемы, то соотношение российского и импортного товара на данном рынке будет выглядеть как отображено на диаграмме 6.

      Вообще,   на рынке сыров происходит постепенное укрупнение за счет

вытеснения  крупными игроками более мелких, не имеющих дополнительных 

     

Диаграмма 6. Оценка и прогноз структуры потребления, тыс. тонн, 2006-2016 гг. (Источник: http://www.agricons.spb.ru/surveys/resumes/sir.htm) 

финансовых  возможностей для инвестиций в новые производства и технологии. Кроме того, на данный момент для удачного продвижения продукции уже недостаточно только высокого качества и приемлемой цены. Основным в конкурентной борьбе становится переход от простых товарных рынков к брендированным, а потому наиболее сильными становятся те производители, которые делают акцент на развитии премиальных вкусов и оригинальных характеристик продукта, а также вкладывают значительные средства в его продвижение.

      Среди регионов, производящих данную продукцию, бесспорным лидером является Московская обл. (11 % от общего объема), на втором месте Алтайский край (9 %), тройку лидеров замыкает Воронежская обл. (6 %) (диаграмма 7).

      Производством    сыра   и   творога   в   России занимаются более 760

предприятий. Из них  около 420 вырабатывают жирные сыры ( включая

брынзу), 171 –твердые, около 160 – мягкие сыры.

Диаграмма  7. Основные регионы-производители

Отечественное производство сыра пока неспособно в  полной мере удовлетворить потребности  покупателей, в особенности это  касается твердых сыров. Так, например, если в 2008 г. российскими производителями  было выработано около 144 млн т твердого сыра, то импорт указанного продукта составил в этот же период более 190 млн т.

      Среди российских производителей твердых и мягких сыров ведущие позиции на рынке занимают ТНВ «Сыр Стародубский» (Брянская область) и ОАО «Можгасыр» (Удмуртская Республика). За этими игроками рынка следует ОАО «Сыркомбинат «Калининский» (Краснодарский край). Стоит отметить, что в сегменте твердых сыров нет четко выраженного лидера, и десятка крупнейших производителей удерживает только около 30% рынка.

На рынке плавленых сыров основные объемы производства сосредоточены в руках четырех лидеров: ООО «Хохланд Русланд» (Московская область), Valio Ltd. (Финляндия), ЗАО «Московский завод плавленых сыров «Карат» и ООО «РостАгроКомплекс» Московская область). По данным компании AC Nielsen, эти компании удерживают порядка 67% всего рынка плавленых сыров.

      В сегменте мягких белых/творожных сыров основная доля рынка приходится на московский регион. Основными производителями являются компании отечественные Росагроэкспорт и Карат, а также зарубежные Hochland (Almette), Юнилевер (RamaCremeBonjour), Viola и Exqusa.

      Зернистый творог в России предлагают компании Вимм-Билль-Данн (Домик в деревне), Смоленский молочный комбинат (Сыр Домашний), Svalia, Valio, Брестский молочный продукт (101 зерно) и Савушкин Продукт.

      Если до 2006 года все компании производящие сыр ориентировались исключительно на рыночные требования, то после введения ограничений на ввоз украинских молочных продуктов (к которым относятся и сыры), а также отмены экспортных субсидий в странах ЕС, ситуация серьёзно изменилась. Во-первых, украинские продукты составляли значительную часть наименее дорогой продукции на российском рынке, и потому их отсутствие автоматически подняло среднюю цену, ну а общее увеличение стоимости иностранного товара данную ситуацию только усугубило. При этом, если снижение доли недорогой украинской продукции частично компенсировалось белорусским товаром и ростом отечественного производства, то рост цен на иностранный товар почти на 60% заставил существенно сократить потребление данной продукцией граждан с невысоким доходом. Так как общемировые тенденции не обошли стороной и российский рынок, то средняя стоимость отечественной продукции также возросла. В результате весьма ощутимо вырос спрос на недорогую продукцию, нехватка которой всё ещё ощутима.

Информация о работе Анализ Российского рынка сыра