Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 19:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния мирового рынка молочной продукции и перспектив развития рынка сыра России в условиях импортной экспансии, анализ уровня отечественного производства сыра. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть основные классификации сыров;
2. проанализировать состояние рынка молока и сыра в мире, а также показать изменения, происходящие на мировом рынке молочной продукции;
3. представить и проанализировать состояние и перспективы Российского рынка сыров за последние годы.
Введение 3
1. Классификация сыров 4
1.1. Французская классификация сыров 4
1.2.Технологическая классификация сыров 7
2. Мировой рынок сыра 15
2.1. География производства сыров 15
2.2. Мировая торговля молочными продуктами 16
3. Анализ Российского рынка сыра 27
3.1. Экспорт и импорт 27
Заключение 40
Список литературы
Таблица 5.
Производство СОМ в ЕС, тонн
Страна | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | 2007 г | 2008 г |
Австрия | 8792 | 6000 | 7000 | 4000 | 5000 | 3000 |
Бельгия | 83557 | 73474 | 71657 | 65330 | 77307 | 62703 |
Дания | 43759 | 17500 | 14800 | 27000 | 19100 | 17700 |
Финляндия | 17400 | 20910 | 21000 | 17500 | 15140 | 8110 |
Франция | 277751 | 230173 | 274940 | 266780 | 253260 | 286858 |
Германия | 323071 | 242346 | 256927 | 191240 | 244791 | 227020 |
Ирландия | 78500 | 65900 | 54700 | 68500 | 82500 | 51630 |
Нидерланды | 66000 | 50974 | 53200 | 48900 | н/д | н/д |
Португалия | 9077 | 8100 | 7000 | 6790 | 3837 | 9035 |
Испания | 15999 | 4375 | 4746 | 1070 | 1110 | 4725 |
Швеция | 35200 | 36300 | 16100 | 12970 | 15880 | 17157 |
Великобритания | 114827 | 87540 | 69216 | 71900 | н/д | н/д |
Чехия | 39300 | 30715 | 32394 | 18949 | 22820 | 21454 |
Эстония | 10300 | 10905 | 9316 | 7321 | 9003 | 7800 |
Венгрия | 13700 | 3450 | 1322 | 34 | н/д | н/д |
Латвия | 1200 | 2499 | 2000 | н/д | н/д | н/д |
Литва | 10600 | 12300 | 6800 | 10100 | н/д | н/д |
Польша | 131750 | 95700 | 140000 | 124370 | 119973 | 114133 |
Словакия | 11812 | 6774 | 5804 | 5710 | 8215 | 7207 |
Словения | 5294 | 2834 | н/д | н/д | н/д | н/д |
Болгария | 100 | 500 | н/д | н/д | 277 | 30 |
Румыния | н/д | н/д | 6343 | 5340 | 4710 | 2610 |
ЕС* | 1297989 | 1016058 | 1055265 | 953804 | 882923 | 851112 |
*Примечание: с учетом вступления новых стран-членов | ||||||
Производство СЦМ в ЕС, тонн | ||||||
Страна | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | 2007 г | 2008 г |
Австрия | 1348 | 1000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
Бельгия | 72110 | 74514 | 80295 | 70690 | 70588 | 92498 |
Дания | 82100 | 87100 | 93500 | 91300 | 92600 | 95000 |
Финляндия | 2008 | 1900 | 2300 | 2200 | 2880 | 3200 |
Франция | 206319 | 198315 | 192860 | 158440 | 145213 | 165311 |
Германия | 154177 | 161663 | 161266 | 156970 | 169452 | 186950 |
Ирландия | 26000 | 47700 | 38700 | 39100 | н/д | н/д |
Нидерланды | 115800 | 111001 | 107200 | 105600 | н/д | н/д |
Португалия | 9418 | н/д | 8800 | 7680 | 8377 | 6970 |
Испания | 9104 | 6533 | 5660 | 8230 | 5427 | 4920 |
Швеция | 5800 | 11700 | 32400 | 36520 | 35820 | 39812 |
Великобритания | 101500 | 80050 | 52370 | 42200 | н/д | н/д |
Чехия | 24300 | 19241 | 16753 | 15757 | 13786 | 15662 |
Эстония | 5985 | 7500 | 900 | 3800 | 2300 | 2100 |
Венгрия | 14279 | 258 | 1148 | 371 | н/д | 803 |
Латвия | н/д | 1601 | 2800 | н/д | н/д | н/д |
Литва | 4000 | 3904 | 249 | 270 | 250 | 5240 |
Польша | 23000 | 31800 | 53800 | 37380 | 39023 | 44861 |
Словакия | 2345 | 4724 | 6648 | 3043 | н/д | н/д |
Словения | 504 | 288 | 2300 | н/д | н/д | н/д |
Румыния | н/д | 5049 | 4168 | 3310 | 4350 | 3460 |
ЕС* | 860097 | 855841 | 867117 | 785861 | 593066 | 669787 |
*Примечание: с учетом вступления новых стран-членов
3.1. Экспорт и импорт
С тех пор, как древние греки в третьем тысячелетии до нашей эры стали официальными открывателями такого продукта как сыр, мир успел существенно измениться. Появлялись и навсегда пропадали города и государства, лошадей сменили машины, а темп жизни ускорился до реактивного. Но сыр не только не исчез со стола, но и прочно занял своё место в рационе большинства жителей Земли.
Ассортимент изделий из сыра, встречающихся на нашем столе, существенно расширился. По данным каталога Международной молочной федерации в мире насчитывается около 500 видов сыров. Теперь сыр это не только тёмно-жёлтые «таблетки» твёрдых сортов, но великое множество мягких сыров. В мировом сыроделии до сих пор не сформировалась унифицированная классификация сырных продуктов. Основная причина заключается в том, что в разных странах производятся сыры с одинаковыми названиями, но отличающиеся технологией изготовления, и наоборот, сыры,
сделанные по одной технологии, но имеющие разные названия.
В России также осуществлялись неоднократные
попытки создать свою классификацию сыров
по технологиям изготовления. Но вследствие
того, что классификации подвергались
в основном сыры отечественного производства,
применение этих научных работ в наши
дни, когда на рынке преобладает импортная
продукция, затруднено. Поэтому недавно
российскими специалистами была предложена
усовершенствованная классификация, включающая
и сыры иностранного производства. Хотя
она и не охватывает весь импортный ассортимент,
зато в нее входят такие группы, как, например,
сыры из буйволиного молока, отсутствующие
во французской классификации. В общем
виде российская классификация сырной
продукции выглядит так:
Сладкие
Схема 1. Классификация сыров.
Особенностью потребления сыра в России (а также в некоторых странах СНГ, «унаследовавших» культуру потребления СССР) является восприятие сыра как «добавочного» продукта. То есть, если во Франции или Италии сыр является самостоятельным блюдом, то у нас он, скорее, дополнение к бутерброду, закуска или часть десерта. Следствием такой особенности и является ситуация, при которой продукт, присутствующий на российском рынке уже не одну сотню лет, потребляется гораздо меньше, чем в других европейских странах. Так, например, во Франции один человек потребляет около 15 кг сыра в год, в Голландии – 10 кг в год, а в России – 4,3 кг. И это при том, что нормой потребления сыра в год врачи называют количество в 6,5 кг.
Тем не менее, российский потребитель всё же постепенно пересматривает своё отношение к сыру и медленно, но верно, увеличивает его потребление. По оценкам специалистов, в ближайшие 7-8 лет потребление сыра одним россиянином вырастет, в среднем, на треть.
Диаграмма 4. Оценка и прогноз среднедушевого потребления сыра в Росссии, в кг 2006-2016гг. (источник: по материалам сайта http://www.agricons.spb.ru)
Данный прогноз вызван совсем не беспочвенным оптимизмом – начиная с
2001 года объём рынка сыра в России вырос более, чем в 2,5 раза. Ну а если
принять во внимание тот факт, что потенциальная ёмкость данного рынка (по заверениям экспертов) в 10 раз превосходит сегодняшние объёмы потребления, то перспективы производителей сыра видятся более чем радужными.
Согласно данным Росстата, объединившим производство сыра и творога,
в 2009 г.
российскими производителями
Диаграмма 5. Объем производства сыра и творога за 1999-2009 гг.
Так кто же снабжает нас этой чудесной продукцией?
На данный момент доля отечественной продукции составляет от 60% до 70% - точно этот показатель пока никто не берётся определить. Сложность заключается, в основном, в сложности чёткого определения того, что же именно является российской продукцией, и относятся ли к ней товары иностранных компаний, произведённые на территории России и с использованием российского сырья. На данный момент можно условно назвать «российским производством» всё, что было создано на территории РФ, а «иностранной продукцией» товар, ввезённый к нам уже полностью готовым к употреблению. Если придерживаться данной схемы, то соотношение российского и импортного товара на данном рынке будет выглядеть как отображено на диаграмме 6.
Вообще, на рынке сыров происходит постепенное укрупнение за счет
вытеснения
крупными игроками более мелких, не
имеющих дополнительных
Диаграмма
6. Оценка и прогноз структуры потребления,
тыс. тонн, 2006-2016 гг. (Источник: http://www.agricons.spb.ru/
финансовых возможностей для инвестиций в новые производства и технологии. Кроме того, на данный момент для удачного продвижения продукции уже недостаточно только высокого качества и приемлемой цены. Основным в конкурентной борьбе становится переход от простых товарных рынков к брендированным, а потому наиболее сильными становятся те производители, которые делают акцент на развитии премиальных вкусов и оригинальных характеристик продукта, а также вкладывают значительные средства в его продвижение.
Среди регионов, производящих данную продукцию, бесспорным лидером является Московская обл. (11 % от общего объема), на втором месте Алтайский край (9 %), тройку лидеров замыкает Воронежская обл. (6 %) (диаграмма 7).
Производством сыра и творога в России занимаются более 760
предприятий. Из них около 420 вырабатывают жирные сыры ( включая
брынзу), 171 –твердые, около 160 – мягкие сыры.
Диаграмма 7. Основные регионы-производители
Отечественное производство сыра пока неспособно в полной мере удовлетворить потребности покупателей, в особенности это касается твердых сыров. Так, например, если в 2008 г. российскими производителями было выработано около 144 млн т твердого сыра, то импорт указанного продукта составил в этот же период более 190 млн т.
Среди российских производителей твердых и мягких сыров ведущие позиции на рынке занимают ТНВ «Сыр Стародубский» (Брянская область) и ОАО «Можгасыр» (Удмуртская Республика). За этими игроками рынка следует ОАО «Сыркомбинат «Калининский» (Краснодарский край). Стоит отметить, что в сегменте твердых сыров нет четко выраженного лидера, и десятка крупнейших производителей удерживает только около 30% рынка.
На рынке плавленых сыров основные объемы производства сосредоточены в руках четырех лидеров: ООО «Хохланд Русланд» (Московская область), Valio Ltd. (Финляндия), ЗАО «Московский завод плавленых сыров «Карат» и ООО «РостАгроКомплекс» Московская область). По данным компании AC Nielsen, эти компании удерживают порядка 67% всего рынка плавленых сыров.
В сегменте мягких белых/творожных сыров основная доля рынка приходится на московский регион. Основными производителями являются компании отечественные Росагроэкспорт и Карат, а также зарубежные Hochland (Almette), Юнилевер (RamaCremeBonjour), Viola и Exqusa.
Зернистый творог в России предлагают компании Вимм-Билль-Данн (Домик в деревне), Смоленский молочный комбинат (Сыр Домашний), Svalia, Valio, Брестский молочный продукт (101 зерно) и Савушкин Продукт.
Если до 2006 года все компании производящие сыр ориентировались исключительно на рыночные требования, то после введения ограничений на ввоз украинских молочных продуктов (к которым относятся и сыры), а также отмены экспортных субсидий в странах ЕС, ситуация серьёзно изменилась. Во-первых, украинские продукты составляли значительную часть наименее дорогой продукции на российском рынке, и потому их отсутствие автоматически подняло среднюю цену, ну а общее увеличение стоимости иностранного товара данную ситуацию только усугубило. При этом, если снижение доли недорогой украинской продукции частично компенсировалось белорусским товаром и ростом отечественного производства, то рост цен на иностранный товар почти на 60% заставил существенно сократить потребление данной продукцией граждан с невысоким доходом. Так как общемировые тенденции не обошли стороной и российский рынок, то средняя стоимость отечественной продукции также возросла. В результате весьма ощутимо вырос спрос на недорогую продукцию, нехватка которой всё ещё ощутима.