Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 19:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния мирового рынка молочной продукции и перспектив развития рынка сыра России в условиях импортной экспансии, анализ уровня отечественного производства сыра. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть основные классификации сыров;
2. проанализировать состояние рынка молока и сыра в мире, а также показать изменения, происходящие на мировом рынке молочной продукции;
3. представить и проанализировать состояние и перспективы Российского рынка сыров за последние годы.
Введение 3
1. Классификация сыров 4
1.1. Французская классификация сыров 4
1.2.Технологическая классификация сыров 7
2. Мировой рынок сыра 15
2.1. География производства сыров 15
2.2. Мировая торговля молочными продуктами 16
3. Анализ Российского рынка сыра 27
3.1. Экспорт и импорт 27
Заключение 40
Список литературы
Одновременно произошло существенное сокращение поставок молока на
переработку в таких важных для сыроделия регионах как Краснодарский и Алтайский край. Кроме того, в условиях нехватки сырья произошло его перераспределение между участниками рынка, и небольшие региональные
сыродельные заводы лишились своих поставщиков из-за невозможности
предложить более высокую закупочную цену.
Общие объёмы выпуска сыров в России в 2009 году почти не изменились
Диаграмма 8.Структура производства молока по федеральным округам 2009 г. (по данным Росстата 2009).
по сравнению с 2007 годом, а наблюдаемый рост выпуска продукта произошёл, в основном, за счёт увеличения доли плавленых сыров.
Таким образом, ожидаемого замещения импортной продукции
российской так и не произошло. В то же время белорусские поставщики, воспользовавшись более чем благоприятной для себя ситуацией, активизировали экспорт, что даже привело к серьёзному снижению предложения на внутреннем рынке республики. В это же время подрос ввоз продукции из Украины - так как по итогам аудита украинских производителей Россельхознадзор расширил список поставщиков. И российский рынок вновь наполнится украинскими сырами.
Но кто же является основным поставщиком сырной продукции в Россию?
В 2009 г. в Россию импортировано 224 867 т сыра на сумму более 875 млн долл. Из них плавленые сыры составляют 15 224 т (51 млн долл.), сыры с плесенью – 2738 т (16 млн долл.), молодые – 14 600 т (51 млн долл.), сыры тертые и в порошке – 867 т (4 млн долл.) (диаграмма 5).
Согласно данным таможенной статистики, общий объём ввезённой в 2009
году сырной продукции превысил 200 000 тонн, что в денежном
Диаграмма 9. Импорт сыра в РФ за 2009г.
выражении составило почти $800 млн. Тройку лидеров стран-импортёров составили Украина. Литва и Германия, причём если их общая доля как поставщиков составляет менее 50%, то как страны-производители они занимают 60% объёма всего ввезённого товара. И если продукция, произведённая на Украине и в Германии значительно превышает объёмы сыров ввезённых непосредственно из данных стран, то импорт товаров из Литвы включает в себя и продукцию других стран.
Наиболее дорогой продукцией являются голубые сыры, а самой дешёвой – плавленые. В то же время, доля плавленых сыров почти в 5 раз превышает объёмы ввоза голубых сыров.
По сравнению с 2008 г. импорт снизился на 2 %. В 2009 г. российские потребители покупали сыры из 35 стран мира. Основная страна-поставщик сыра в Россию – Украина, на втором месте Литва, на третьем – Германия (диаграмма 10).
Доля Украины за год
Основными поставщиками стали компании «Валио ЛТД», «Милкиленд-
Украина», ООО «Эталонмолпродукт», ООО «Агропродэкспорт», «F+S
Мильхьпродукт». Кроме «Валио ЛТД» и «F+ S Мильхьпродукт»,
Диаграмма 10. Импорт сыра в РФ по странам за 2009г.
импортирующие все из указанных выше видов сыра, лидеры в основном поставляют на российский рынок твердые сыры.
Если рассматривать импорт сыра в разрезе производителей, то смело можно сказать, что российские потребители предпочитают украинский сыр, занимающий 29 % ввозимой продукции, и сыр немецкого производства, составляющий 21 % от общего объема. Интересно отметить, что в сравнении с 2008 г. доля Украины как страны-производителя снизилась на 3 % и ровно настолько увеличилась доля Германии.
Основные производители импортируемого в Россию сыра: АО «Валио» (в основном голубой сыр «Аура голд», плавленый сыр «Виола», тертый сыр «Эмменталь», твердые и полутвердые сыры «Эмменталь», «Эддам», «Олтерманни»); ЗАО «Гадячсыр» (твердые сыры торговых марок «Славянские сыры» и «Гадячсыр»); АО «Пено Жвайгждес» (плавленый и полутвердый сыры «Сваля»); ЗАО «Пирятинский сырзавод» (твердые сыры «Российский», «Голландский», «Пирятинский»); ЧП КФ «Прометей» (твердые сыры «Гауда», «Эдам», «Король Артур» и т.д.).
На фоне общего снижения импорта встречаются товарные позиции, объемы продаж которых превысили прошлогодние результаты. К примеру, импорт тертых сыров и сыров в порошке всех сортов, за исключением гларского сыра (код ТН ВЭД 0406209000), вырос по отношению к 2008 г. в 1,5 раза! Товар занимает 88-ю позицию рейтинга «ТОП-200 растущих рынков импорта» (диаграмма 11).
Диаграмма 11. Импорт тертых сыров и сыров в порошке всех сортов за 2008-2009гг.
В 2009 г. российскими предприятиями было продано за рубеж 10 453 т сыра на сумму 33,5 млн долл., что превысило объемы 2008 г. на 2 %. В отличие от импорта почти 85 % экспорта составляют плавленые сыры – 8843 т на сумму 2,8 млн долл. (диаграмма 12).
Диаграмма 12. Экспорт сыров за 2009г.
Покупателями сыра в 2009 г. стали около 25 стран мира. В первой десятке в основном страны СНГ. Лидером среди них является Казахстан – 42 %, на втором месте – Украина – 29, на третьем Азербайджан – 9 % (диаграмма 13).
Основными участниками торговли с российской стороны являются ООО «Хохланд Руссланд» (48 %), ЗАО «Лакталис Восток» (20 %), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», Московский филиал (6 %). Остальные 26 % поделили между собой еще более 90 предприятий.
Диаграмма 13. Экспорт сыра РФ в страны СНГ за 2009г.
Отдельные товары показали по отношению к 2008 г. куда более значительный рост, чем 2 %. Так, например, экспорт молодых сыров (недозрелых и невыдержанных), включая сывороточно-альбуминовые сыры (код ТН ВЭД 0406108000), вырос в 2009 г. в сравнении с предшествующим годом в 3,8 раза (диаграмма 14). Товар занимает 140-ю позицию в «ТОП-200 растущих рынков экспорта», подготовленного нашей компанией. Лидер среди российских предприятий–продавцов данного продукта – ЗАО «Лакталис Восток» (24 %).
Диаграмма 14. Экспорт молодых сыров (недозрелых и невыдержанных) за 2009 г.
Наверное, сыр – один из тех
продуктов, мода на который
навряд ли пройдет. Именно
Заключение
Потребление сыра, на протяжении многих лет, значительно улучшилось во всем мире, в связи, с чем производство сыра в настоящее время превратилось в прибыльный бизнес. Хотя текущий экономический спад изменил планы потребления сыра во всем мире, а тем более что было важно в развивающихся странах, будущие перспективы мирового рынка потребления сыров по прогнозам вырастет более чем на 20% в период 2008 - 2016.
Тем временем развивающиеся рынки, такие как Азия, Латинская Америка и объединенные рынки Ближнего Востока в Африке, по прогнозам, улучшат темп роста в периода 2006-2015 годов. Значительную часть населения и увеличение доходов граждан в этих странах окажутся основными факторами на исключительный рост потребления молочных продуктов и сыра, что будет благоприятным условием для ведения бизнеса в молочной промышленности.
Что касается Российского
Список литературы
http://agriculture.by