Антиинфляционная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:24, курсовая работа

Описание

Антиинфляционная политика государства включает комплекс мер по сокращению дефицита государственного бюджета за счет увеличения доходов, снижения расходов и кредитной эмиссии.



Важно знать несколько формул для определения темпов инфляции. Чтобы измерить темпы инфляции используют показатель потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Содержание

1.Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
2.Социально–экономические последствия инфляции- - - - - - - - - - - - - - -5
3.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной
политики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -8

4.Особенности антиинфляционной политики в России на
современном этапе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

5.Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
6.Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
7.Практикум - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

 
    Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя — самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Кейнс считал целесообразным другой путь — прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

 

      Согласно кейнсианской версии антиинфляционного регулирования приоритетным направлением обуздания инфляции является увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого нужно увеличить государственные инвестиции путем размещения крупных заказов. Так же необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост спроса обусловит рост предложения, что приведет к снижению цен. Но увеличение расхода государственного бюджета ведет к росту бюджетного дефицита. По кейнсианской теории этот дефицит нужно покрывать за счет государственных займов, которые будут погашены после снижения инфляции до допустимых пределов.

 

       Модель Дж. Кейнса (доходы/расходы) предназначена для понимания причин нарушения и способов восстановления равновесного уровня реального национального дохода, когда он опускался ниже потенциального национального дохода. Он считал, что при наличии неполной занятости любой рост совокупного спроса приводит к пропорциональному росту.национального дохода без изменения цен. Кейнс показал, что при определенных допущениях, равновесную точку в модели доходы/расходы можно получить, используя биссектрису угла 0 между осями.

        Рост совокупных расходов – главный механизм восстановления занятости. Когда достигается полная занятость, дальнейший рост совокупных расходов ведет только к росту цен, т.е. к инфляционному разрыву без увеличения реального производства.

        Уровень реального национального дохода может быть определен суммой совокупных расходов. Каждая из составных частей совокупных расходов является функцией реального национального дохода и служит детерминантом.

         Базовым блоком модели Дж. Кейнса являются потребительская, инвестиционная и сберегательная функции. Главную роль играют потребительские расходы – функция реального располагаемого дохода.

 

         Дж. Кейнс считал, что колебания в совокупных расходах – главный источник нестабильности в экономике. Поэтому он видел значение правительственной политики в стабилизации совокупного спроса (расходов) с целью стабилизации экономики в целом. Кейнсианские антиинфляционные методы подвергают критике представители монетаристской школы. Представители этого направления рассматривают инфляцию как чисто денежное явление. Главным они считают восстановление денежного рынка, при этом государственное вмешательство в экономику считают избыточным и ненужным делом. Монетаристы полагают, что инфляция – результат денежно-кредитной политики и борьба с ней возможна лишь с помощью сокращения темпа роста денежной массы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
     Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано. Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. 
        Родоначальник монетаризма родоначальник — М.Фридмен, представитель чикагской школы, он был советником Рейгана при проведении им стабилизационной программы. Ее реализация позволила всего за 6 месяцев не только выйти из кризиса, но и войти в фазу подъема, который продолжался как никогда долго, 11 лет. Заслуги М.Фридмена отмечены Нобелевской премией. Монетаристы обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и за сравнительно короткий срок экономика вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции окончательно устранить не могут. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций. 
     Для этой цели они рекомендуют продавать все, что можно — ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.
 
  
Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечению довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса.  
   Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель — уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности.
 
  
Сокращение совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. 
  
Задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

        Значительное влияние на формирование монетаристской теории оказали американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И.Фишер, Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы.

      В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег, теория относительной цены А. Маршала, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции – сбереженья – труд - деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.

 
 
 
 
 
 

      Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям:

    • количественная теория есть прежде всего теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен;
    • для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством;
    • анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.

       В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.

     

       Исследователи монетаристской теории выделяют в ней четыре основные группировки: ортодоксальную, сторонников концепции рациональных ожиданий, градулистов и прагматистов. Основное, что позволяет производить различия между ними, состоит из трех пунктов: степень эластичности цен; сущность функционирования передаточного механизма; природа рациональных ожиданий.

       К ортодоксальным монетаристам следует отнести М.Фридмена и Р. Селдена к сторонникам рациональных отношений (правым монетаристам), являющимися противниками макроэкономического регулирования, сваливающим на ошибки в экономической политики все проблемы функционирования. Капиталистической экономики, - Т.Саржента, Р.Бекона, У. Элтиса и др.

       Прагматисты, или левые монетаристы, во главе с Д. Лейдером, занимают промежуточное положение между ортодоксальными экономистами монетаристского течения и кейнсианцами. Исходя из требований «денежной конституции», они допускают использование государственных займов для дефицитного финансирования бюджета.

 

       В качестве средства для борьбы с инфляцией монетаристы считают возможным применить правило постоянного темпа роста денежной массы, состоящее в установлении центральным банком твердого постоянного ежегодного темпа её увеличения. Технически это представляется как установление парламентом определенного предела роста денежной массы, в рамках которого центральный банк регулирует её изменение.

       По мнению монетаристов, тактические меры нацелены на сокращение совокупного спроса: замораживание сбережений и заработной платы, проведение конфискационной денежной реформы. Одновременно проводятся меры по свертыванию социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям. А это наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджетных средств, а значит и к уменьшению бюджетных средств.

 

     Однако  этот процесс сопровождают большие  социальные издержки: растет безработица, снижается уровень жизни, углубляется  экономический спад. И это требует жесткого и последовательного введения такой политики в жизнь в сжатые сроки. Такую политику назвали «шоковой терапией». Тем не менее, отсутствие развитой инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики препятствуют быстрому проведению этой «шоковой терапии».

     «Шоковая  терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:

  • развиты рыночные инфраструктуры;
  • обеспечена взаимосвязь различных рынков
  • высоко значение мультипликатора инвестиций;
  • действует большое количество производителей, из которых 
    может быть осуществлен отбор сильнейших.
 
 
 

   Особенности антиинфляционной политики в России на

   современном этапе

 
 

          Экономика каждой страны очень специфична и индивидуальна и методы борьбы с инфляцией тоже. Рассмотрим особенности антиинфляционной политики нашей страны. Экомика России носит переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.

          Особенности инфляции в России во многом обусловлены процессом трансформации экономического механизма - от централизованной государственной к рыночной экономике.

          В России инфляционное давление было спровоцировано ограниченным характером первоочередной либерализации цен. Цены были в основном отпущены на конечную продукцию.

          К моменту либерализации цен в 1992 г. в России господствовала подавленная инфляция со всеми присущими ей элементами. Она могла характеризоваться преимущественно как инфляция спроса.

          К факторам, определяющим ее, можно отнести:

  • эмиссионное финансирование бюджетного дефицита;
  • широкое использование внешних займов, массовую выда- 
    чу дешевых и беспроцентных кредитов;
  • огромный удельный вес расходов на содержание военнопромышленного комплекса и армии;
  • искаженные структурные пропорции в экономике, чрезмерную развитость добывающих и тяжелых отраслей в ущерб 
    отраслям, производящим потребительские товары и услуги;
  • отсутствие ценовых рыночных сигналов (вследствие чего до 
    2/3 продукции не находило потребителей) при наличии огромного товарного дефицита по другим видам продукции;
  • наличие монополий в лице министерств и ведомств, 
    преобладание крупных и средних предприятий;
  • искаженные ценовые пропорции, прежде всего, явно заниженные цены на сырьевые ресурсы;
  • высокие дефицитные ожидания населения. 
    Неблагоприятные внешнеэкономические факторы усиливали инфляционные процессы: цены на мировом рынке на топливные ресурсы и цветные металлы, составлявшие основные статьи экспорта России, снижались, а цены на ввозимые в значительном количестве зерновые — росли.
 

         Дефицит государственного бюджета приобрел хронический характер, несмотря на усилия правительства по сокращению государственных расходов. Дефицит постоянно провоцировался падением доходов от производства, а значит, и от налоговых поступлений. Сокращение государственных расходов сжимало совокупный спрос и уменьшало емкость рынка. В результате сокращение производства закономерно приобретало лавинообразный характер на основе мультипликативных процессов. Оно опережало темпы сокращения совокупного спроса, что и вело к отсроченной инфляции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Подавленная инфляция перешла в открытые формы при реализации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, включавшей:

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные направления