Антиинфляционная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:24, курсовая работа

Описание

Антиинфляционная политика государства включает комплекс мер по сокращению дефицита государственного бюджета за счет увеличения доходов, снижения расходов и кредитной эмиссии.



Важно знать несколько формул для определения темпов инфляции. Чтобы измерить темпы инфляции используют показатель потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Содержание

1.Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
2.Социально–экономические последствия инфляции- - - - - - - - - - - - - - -5
3.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной
политики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -8

4.Особенности антиинфляционной политики в России на
современном этапе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

5.Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
6.Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
7.Практикум - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)
  • либерализацию цен;
  • быструю приватизацию почти 3/4 прежде государственной 
    собственности;
  • либерализацию внешнеэкономической деятельности с использованием «плавающего» валютного курса;
  • жесткую борьбу с бюджетным дефицитом.
 
 

          Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.

 

        Денежно-кредитная политика в начале переходного периода характеризовалась противоречивыми тенденциями. Происходившее в 1992 г. наращивание денежной массы было вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Номинальный рост денежного предложения в этот период был предопределен режимом предреформленных лет, приведшие к резкому повышению уровня цен в конце 1991- начале 1992 гг. Кризис неплатежей в первые годы реформ в нашей стране также выступал фактором наращивания номинального предложения денежной массы.

 

       Немалую роль в наращивании денежной массы в этот период сыграли субъективные причины – распределение политических сил. Поэтому, даже оставаясь в рамках курса на финансовую стабилизацию, невозможно было сразу отказаться от денежной эмиссии.

Особенностью  антиинфляционной политики в России явилось то, что впервые в мировой  практике для сдерживания темпа инфляции была применена дефляционная политика в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. В индустриально развитых странах дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.

 

      Односторонняя направленность антиинфляционной политики – в основном сжатие денежной массы – не  ведет к реальной финансовой стабилизации. Результат подобных мер – снижение монетизации российского ВВП. Для преодоления денежных суррогатов отдельными предприятиями и регионами. Это лишь подрывает денежное обращение и нарушает единство денежной системы России.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На  современном этапе антиинфляционная политика должна носить комплексный характер и затрагивать все сферы общественного воспроизводства.

 
  1. Контроль  за денежной массой необходимо связать  с ходом выполнения экономических  программ и опираться на экономическое  прогнозирование. Целесообразно использовать опыт развитых стран по таргетированию ряда показателей денежного обращения на основе экономико-математических методов.
  2. Составление реального государственного бюджета с возможно большим покрытием расходов за счет доходов. Необходимо покрывать дефицит за счет кредитов, базирующихся на реальных накоплениях всех экономических субъектов, включая население. Стремиться к постепенному достижению оптимального соотношения между долей государства и других экономических субъектов в заимствованиях на рынке ссудных капиталов.
  3. Реформирование налоговой системы с целью оживления производства и повышение собираемости налогов.
  4. Обеспечение реальной независимости ЦБ РФ в проведении антиинфляционной политики.
  5. Обеспечить полную возвратность предоставляемых кредитов на всех уровнях, что снизит инфляционный эффект кредитной экспансии.
  6. Выполнение ЦБ РФ функций кредитора последней инстанции для банковской системы в общенациональном масштабе, а не спасательного круга для банков, испытывающих затруднения.
  7. Повысить действенность структурной политики, направленной на снижение сырьевой ориентации экономики; укрепление отраслей обрабатывающей, особенно наукоемкой промышленности, и сохранение современных производств в легкой и пищевой промышленности, выпускающих пользующуюся спросом продукцию. Важно увеличивать степень выполнения государственных инвестиционных программ, направленных на структурную перестройку. Связанное с этим пополнение товарной массы и совершенствование ее структуры могло бы способствовать реальной стабилизации рубля.
  8. Главное усилие стабилизации денежного обращения – повышение производительности труда  в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг, сокращение издержек. В России эта проблема далека от разрешения. Существует тенденция к падению фондоотдачи, растет трудоемкость и энергоемкость производства. Его материалоемкость стала в 2,5 раза выше, чем на Западе. В промышленности России производительность труда в 2,5-4,5 раза ниже , в других секторах в 3-5 раз. Свыше 70% мощностей российской промышленности не в состоянии выпускать продукцию на уровне западной по своему качеству. Именно в этой области должны быть сосредоточены основные усилия по реформированию экономики России, которые дадут наибольший антиинфляционный эффект.
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

 
 

   Подводя итог, следует отметить, что инфляция – сложнейший процесс,  который всегда является бедствием для народа и всей экономики в целом. Темп инфляции, по существу является показателем темпа обогащения народа. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве.

   В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции  в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

 

     Бороться с инфляцией необходимо  только в случае, если её темпы  превышают умеренные (до 10% в год). Существует 2 основных направления  антиинфляционной политики: кейнсианство и монетаризм. Но, как подтверждает практика, ни одно их них не идеально. Для эффективной борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов. В настоящее время экономисты всего мира ведут поиск новых, альтернативных направлений антиинфляционной политики. Так, в 80-х гг. была разработана теория рациональных ожиданий.

    Специфика российской инфляции  заключается в том, что она  своими корнями уходит в существовавшую  ранее централизованную систему  хозяйствования.

    В России применялись малоэффективные  антиинфляционные методы, потерпевшие  фиаско.

    В настоящее время наметившийся  с конца 1998 г. поворот к государственному  регулированию экономики даёт  надежду «усмирения» инфляционных  процессов и предотвращения её тяжких последствий.

    Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных  последствий. Она должна быть  основана на системном подходе  и ответственности за приведение  её в жизнь. 

 
 
 
 
 

   Литература

 
  • Макроэкономика, теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, 2004, стр. 162-163
  • Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. –  М.: ЮНИТИ, 2004. –  С. 343, 362
  • Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб.пособие. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 544с.
  • Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учеб. Пособие – М.:

            Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – с.116

  • Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22.
  • Под ред. проф. Л.Н.Красавиной, Москва, "Финансы", 1977 г.

            Р. Макконел, С. Л. Брю “Экономикс” М. “Дрофа” 1991 г.

  • Инфляция: причины и закономерности Вопр. экономики. 1992 г. № 2.
  • Герасименко В.В. Теория переходной экономики: микроэкономика. В 2-х т. - М.: ТЕИС, 1997. - т.1. - 317с
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПРАКТИКУМ

      Задание.

      Как Центральный банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией  при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

      Решение.

      Согласно  количественной теории денег, V - стабильна, т.к. люди проявляют довольного устойчивое желание владеть деньгами по сравнению с готовностью держать другие финансовые и реальные активы или приобретать продукцию текущего производства.

      В соответствии с количественной теорией  денег количество денег, необходимых  для обращения, определяется по формуле:

      M=P . Q / V ,

      где M – общее количество денежной массы в обращении в текущем периоде;

             P – общий уровень цен на товары и услуги в текущем периоде;

             Q – реальный объем производства в текущем периоде;

                   V – количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы).

      Обозначим Q1 – объем производства, включающий увеличение реального дохода, т.е. Q1 = 1,1Q.  P1 – цены при инфляции в 2%, т.е P1 = 1,02P. V – постоянная величина, не зависящая от Q и Р. Тогда М1 – количество денежной массы в обращении в планируемом периоде.

      Подставим в исходную формулу:

      М1 = P1. Q1 / V = 1,02P . 1,1Q / V = 1,122P . Q / V = 1,122M.

      Таким образом количество денег в обращении  в планируемом периоде должно быть на 12,22% больше, чем в предыдущем.

    • Для увеличения денежной массы в обращении Центральный Банк:
    • изменяет учетную ставку процента, по которой выдаются кредиты коммерческим банкам. Понижение делается в ожидании повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране;
    • покупает и продает ранее выпущенные государственные долговые обязательства. В результате покупки увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы;
    • изменяет норму обязательного резервирования. Снижение данной нормы увеличивает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. В этом случае процентная ставка снизится, а инвестиционная активность увеличится, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные направления