Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимонопольная политика 6
2. Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 16
3. Содержание конкурентной политики в рыночной и переходной экономике. Особенности реализации конкурентной политики в Республике Беларусь. 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольная и конкурентная.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра  экономической  теории и

истории экономических  учений 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Антимонопольная  и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ

студентка II курса,

ФМ, гр. ЭИ                                                               Т. А. Лапехо

 
 
 

Руководитель,

доцент                                                                                В.В. Рымкевич 
 

МИНСК  2004

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.

         На территории СНГ государствами-участниками  проводится согласованная антимонопольная политика, которая строится на реализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействии национальных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. По своей природе согласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьма важный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночных реформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.

         В настоящее время многие антимонопольные  органы в число своих приоритетных  задач ставят не только проведение  антимонопольной политики, но и  государственную поддержку предпринимательства,  что, безусловно, способствует развитию  малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и развитию конкуренции на территории этих стран.

         Государства-участники СНГ активно  осуществляют международное сотрудничество  в области конкурентной политики. Это способствует успешному проведению  преобразований внутри страны и позволяет эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство, учитывая опыт ведущих зарубежных стран.

         В странах СНГ за короткий  срок была создана и ныне  существует достаточно развитая  правовая база в сфере антимонопольного  регулирования, – как на национальном, так и на многостороннем уровне. Приняты законодательные и нормативные акты, которые охватывают практически все основные сферы проведения согласованной политики, направленной на развитие конкуренции. Меняющиеся условия экономической жизни внутри государств, усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств государств обуславливают постоянное совершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуют отражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентного права в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе, конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других.        

         В развитие принятых законов  в государствах активно разрабатываются подзаконные акты, регулирующие конкретные аспекты деятельности антимонопольных органов, механизмы контроля, методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства, определяется порядок и режим осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.

         Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относится к важнейшим факторам перехода к рынку. Для государств Содружества этот фактор особенно актуален, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носило гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.

    При написании данной работы использовалась литература как зарубежных, так и  отечественных авторов. В таких источниках как  Экономикс  Макконнелла  и Брю,  Санько Г.Г. «Монополия и конкуренция» наиболее глубоко освещена изучаемая тема. В текст данной работы включены статьи периодических изданий национальной прессы.

 

1. Антимонопольная  политика

       Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

       ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 декабря 1992 г. N 2034-XII «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ  МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ», определяет  организационные и правовые основы, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. 

Цели  и  достижение целей  антимонопольной политики. 

     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется государственным  регулированием, высокой степенью монополизации  товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы  развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.

Стратегической  целью экономической политики государства  является построение в республике социально-ориентированной  рыночной экономики, основой которой является конкуренция.

Цели  антимонопольного законодательства: 

   1.Обеспечение единства экономического пространства на территории Республики Беларусь.

   Посредством пресечения и недопущения его  фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)  

    2.Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

   Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.  

   3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

   А также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.  

   4. Создание эффективных правовых механизмов.

   Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

   5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

   Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также  разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.  

   6. Упорядочение оказания государственной помощи. 

   7. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.

   В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.  

   8. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.

   Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения  финансовых организаций, системы и  порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.  

   9. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.  

Основные  направления. 

        Одним из основных направлений  работы Министерства в области  антимонопольного регулирования  является демонополизация экономики.  Стратегической целью государственной  политики демонополизации является повышение эффективности экономики путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства. Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

        Министерством проводится активная работа по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, в области ценообразования, а также соглашений (согласованных действий) по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов в целях обеспечения равных и благоприятных условий всем хозяйствующим субъектам. 
     Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения.

        Одной из важнейших мер формирования  конкурентного рынка является становление и развитие новых экономических структур. Особая роль здесь принадлежит государственной поддержке малых и средних предприятий. 
     Деятельность Министерства направлена на создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных, посредством устранения организационных и экономических (налоговых, таможенных и др.) барьеров вхождения на рынки республики.
Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль.   

Информация о работе Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ