Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа
Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимонопольная политика 6
2. Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 16
3. Содержание конкурентной политики в рыночной и переходной экономике. Особенности реализации конкурентной политики в Республике Беларусь. 21
Заключение 25
Список литературы 26
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙУН
Кафедра экономической теории и
истории экономических
учений
Руководитель,
доцент
Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
На территории СНГ
В настоящее время многие
Государства-участники СНГ
В странах СНГ за короткий
срок была создана и ныне
существует достаточно
В развитие принятых законов
в государствах активно
Проведение государственной
При написании данной работы использовалась литература как зарубежных, так и отечественных авторов. В таких источниках как Экономикс Макконнелла и Брю, Санько Г.Г. «Монополия и конкуренция» наиболее глубоко освещена изучаемая тема. В текст данной работы включены статьи периодических изданий национальной прессы.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от
10 декабря 1992 г. N 2034-XII «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
Цели
и достижение целей
антимонопольной политики.
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
Сегодняшнее
состояние экономики Республики
Беларусь характеризуется
Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция.
Цели
антимонопольного законодательства:
1.Обеспечение единства экономического пространства на территории Республики Беларусь.
Посредством
пресечения и недопущения его
фрагментации путем установления административных
барьеров (запреты и ограничения как на
вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное
лицензирование и т.п.)
2.Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
Выполнение
поставленной задачи требует законодательного
ограничения приобретения прав собственности
«безымянными» покупателями с использованием
подставных лиц (юридических, в частности
оффшорных компаний, или физических). Кроме
того, должно быть повышено качество применения
существующих норм, относящихся к регламентации
процессов экономической концентрации.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
А
также обеспечение более
4. Создание эффективных правовых механизмов.
Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Особое
внимание при этом предполагается уделять
нарушениям прав интеллектуальной собственности.
С этой целью должна быть также
разработана методическая база оценки
объектов интеллектуальной собственности
для более эффективного применения судебных
процедур, а также обеспечение эффективной
координации правоохранительных органов
с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной
собственности.
6.
Упорядочение оказания государственной
помощи.
7. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.
В
том числе за счет устранения административных
барьеров входа, упрощения и стабилизации
режима налогообложения, возможности
пополнения оборотных средств.
8. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.
Необходимо
разработать процедуры
9.
Организация систематического наблюдения
за основными товарными рынками. С этой
целью необходимо совершенствовать взаимодействие
с органами государственной статистики,
а также разрабатывать ведомственную
статистику, отвечающую запросам и соответствующую
специфике задач, поставленных перед антимонопольным
органом.
Основные
направления.
Одним из основных направлений
работы Министерства в области
антимонопольного
Министерством проводится активная работа
по выявлению и пресечению злоупотреблений
хозяйствующими субъектами, занимающими
доминирующее положение на товарных рынках
Республики Беларусь, в области ценообразования,
а также соглашений (согласованных действий)
по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов
в целях обеспечения равных и благоприятных
условий всем хозяйствующим субъектам.
Для оценки ситуации, складывающейся
на товарных рынках, и выработке оперативных
мер по формированию и поддержанию конкурентных
условий на постоянной основе осуществляется
мониторинг товарных рынков и, в первую
очередь, рынков продуктов питания, товаров
народного потребления и хозяйственно-бытового
назначения.
Одной из важнейших мер
Деятельность Министерства
направлена на создание благоприятных
условий для проникновения на монополизированные
рынки новых производителей, в том числе
зарубежных, посредством устранения организационных
и экономических (налоговых, таможенных
и др.) барьеров вхождения на рынки республики.
Информация о работе Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ