Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимонопольная политика 6
2. Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 16
3. Содержание конкурентной политики в рыночной и переходной экономике. Особенности реализации конкурентной политики в Республике Беларусь. 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольная и конкурентная.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

        Государство должно рассматривать  эти преобразования с позиций  необходимости создания условий  развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям.

       Одним из главных остается вопрос места и роли антимонопольного органа в системе ценового регулирования предприятий – монополистов. Постепенная либерализация процесса ценообразования повлечет возрастание роли антимонопольного органа, одной из функций которого является выявление и пресечение фактов:

  • злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением путем установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
  • создание (заключение) объединение (соглашений), имеющих целью или результатом необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен. Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления.

        В ходе изучения ситуации на товарных рынках, осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами управления и субъектами хозяйствования, рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов и граждан антимонопольным органом выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства органами управления.

        По результатам изучения каждого  конкретного факта применяются  соответствующие санкции и меры  пресечения. Однако, как показывает  практика, как органы республиканского  управления, так и местного управления не всегда адекватно реагируют на законные требования антимонопольного законодательства, и имеют место факты неисполнения (или ненадлежащего исполнения) предписаний о прекращении нарушений Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”. 

Проблемы  и противоречия демонополизации  белорусской экономики  и антимонопольного регулирования 
 

      Противоречивость  современной ситуации заключается  в том, что. с одной стороны, антимонопольная  политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

      Примером  этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.

      Отсутствие  подлинной приватизации, при которой  появляется реальный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.

      Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен  на устранение монополизма на всех  уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий на практике повсеместно игнорируется [29.С.10].

      Вместе  с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.

      Имеют место различные злоупотребления  среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.

      Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.

      Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

      Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов  в начале 90-х годов и столь  же резкий их спад к настоящему времени.

      Анализ  белорусских программ демонополизации  экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода  их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической  системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

      Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и  был заранее обречен на неудачу  при реализации, ибо его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер.

      Эффективность антимонопольного регулирования в  Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

      Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

   Отечественная статистика не содержит многих необходимых  сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.

 

2. Особенности  реализации антимонопольной   политики в  Республике Беларусь

    Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется государственным  регулированием, высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.

    Стратегической  целью экономической политики государства  является построение в республике социально-ориентированной  рыночной экономики, основой которой  является конкуренция.

    В 2001 году в Республике Беларусь произошли  институциональные преобразования системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года “О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь” Министерство предпринимательства и инвестиций ликвидировано, функции антимонопольного регулирования и контроля возложены на Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент антимонопольной и ценовой политики).

    В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2001 года № 117 “О мероприятиях, обеспечивающих выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, а также достижение повышенных показателей” разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 – 2005 годы.

    Развитие  в республике конкурентной среды  на товарных рынках осуществляется посредством  реализации мероприятий по демонополизации, в результате которых:

    - создана правовая база антимонопольного  регулирования; 

    - предотвращено создание новых  монополий, в том числе в  процессе реорганизации хозяйствующих  субъектов и их объединений; 

    - обеспечен постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них, в том числе рынок услуг государственной вневедомственной экспертизы строительных проектов, рынок мобильной телефонной связи, рынок круп;

    - организован систематический контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, республиканскими и местными органами управления норм антимонопольного законодательства.

    Приоритетными направлениями демонополизации  экономики и развития конкуренции  на 2002 – 2005 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.

    Вместе  с тем сложились и сохраняются  возможности проявления монополистических  тенденций в деятельности структур, одновременно осуществляющих хозяйственную деятельность и функции органов управления, в соответствии с их уставными документами или функциями, возложенными на них государством. В ряде случаев их действия и принимаемые акты способствовали созданию искусственных административных барьеров для вхождения потенциальных конкурентов на рынок, создавали неравные условия для предприятий разных форм собственности. В 2001 году республиканским антимонопольным органом рассмотрено 16 заявлений хозяйствующих субъектов по вопросу соблюдения органами управления антимонопольного законодательства. Территориальными комитетами выявлено 6 нарушений органов управления. По всем выявленным нарушениям приняты соответствующие меры (вынесены предписания, направлены письма-предупреждения).

    Основными задачами для антимонопольных органов  республики на 2002–2005 годы определены:

    - предупреждение, ограничение и пресечение  монополистической деятельности  хозяйствующих субъектов, органов  государственного управления;

    - пресечение недобросовестной конкуренции; 

    - обеспечение правовой защищенности  добросовестной конкуренции; 

Информация о работе Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ