Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа
Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимонопольная политика 6
2. Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 16
3. Содержание конкурентной политики в рыночной и переходной экономике. Особенности реализации конкурентной политики в Республике Беларусь. 21
Заключение 25
Список литературы 26
-
содействие развитию
- классификация основных видов монополий (естественные, государственные).
Предстоит концептуально и законодательно определиться с вопросом регулирования естественных монополий (транспорт, связь, газоснабжение, услуги по водоотведению и водообеспечению, транспортировка газа по трубопроводам, транспортировка нефти по магистральным трубопроводам, предоставление услуг телефонной и телеграфной связи, услуги почтовой связи, др.).
Особенно важными становятся вопросы концентрации производства. В связи с активизацией движения акционерного капитала ОАО, созданных в процессе разгосударствления (конкурсы, аукционы, через Белорусскую фондовую биржу) актуальной становится задача создания условий для рассмотрения каждой отдельной покупки крупного пакета акций (имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов) в контексте оценки ситуации на конкретном товарном рынке с учетом прочих сделок, оказавших влияние на концентрацию рыночной власти и прошедших (или не прошедших) через согласование антимонопольного органа.
Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль (республиканские объединения “Белсемена”, “Белзооветснабпром”, “Белплодоовощхоз”, “Белагромаш”).
Государство
должно рассматривать эти
Одним из главных остается вопрос места и роли антимонопольного органа в системе ценового регулирования предприятий – монополистов. Постепенная либерализация процесса ценообразования повлечет возрастание роли антимонопольного органа, одной из функций которого является выявление и пресечение фактов:
-
злоупотребления
- создание (заключение) объединение (соглашений), имеющих целью или результатом необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен.
Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления.
В
ходе изучения ситуации на товарных рынках,
осуществления контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства органами
управления и субъектами хозяйствования,
рассмотрения обращений хозяйствующих
субъектов и граждан
По
результатам изучения каждого конкретного
факта применяются
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Но понятие конкуренции
Следствием конкуренции
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Опыт стран с переходной
Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.
Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.
Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.
Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
Принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания которого - командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.
В Беларуси усиливается
В республике отсутствует
Одним из важных элементов международного сотрудничества является сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики государств. Развитию этого направления деятельности Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь придает важное значение, стремясь наладить тесные деловые контакты с антимонопольными органами соседних стран, использовать достижения зарубежного опыта антимонопольного регулирования.
В этой связи Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь проводит обширную работу в рамках международного сотрудничества с антимонопольными органами как ряда стран СНГ, так и отдельных европейских государств по вопросам антимонопольной и конкурентной политики.
При рассмотрении вопросов
Информация о работе Антимонопольная и конкурентная политика. Особенности их реализации в РБ