Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики.
Рассмотреть подходы к понятию монополия в работе экономистов.
Ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в США.
Ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России.
Выявить причины вступления фирм в антиконкурентные соглашения.
Охарактеризовать механизм действия антимонопольного регулирования в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольной политики……….………..5
1.1. Понятие, факторы и признаки монополии………………………………….5
1.2. Подходы к понятию монополия в работе экономистов……………………7
1.3. Антимонопольная политика…………………………………………………9
Глава 2. Практические аспекты антимонопольной
политики государства………………………………………………....13
2.1. Антимонопольная политика США………………………………………...13
2.2. Антимонопольная политика России……………………………………….17
2.3. Практика контроля и антимонопольное регулирование
антиконкурентных соглашений в России…………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Антимонопольная политика государства»
Выполнила: Т.Т. Курбанова,
Подпись _________________________
Научный руководитель: Т.В. Лобас,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры
Подпись_______________________
Люберцы
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты антимонопольной
1.1. Понятие,
факторы и признаки монополии……
1.2. Подходы к понятию монополия в работе экономистов……………………7
1.3. Антимонопольная политика…………………………………………………9
Глава 2. Практические аспекты антимонопольной
политики государства…………………………
2.1. Антимонопольная
политика США………………………………………...
2.2. Антимонопольная
политика России………………………………………
2.3. Практика контроля и
антиконкурентных соглашений в России…………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Сегодня мы живем в эпоху рыночной экономики, а значит - свободной конкуренции. Потребители конкурируют между собой за необходимые продукты. Предприятия стремятся эффективно работать и привлекать внимание потенциальных клиентов именно своим товаром. Любое предприятие хочет увеличивать объем производства, снижая затраты.
Широкий
ассортимент различных товаров
и услуг нередко ставит перед
покупателем проблему выбора. Поэтому
в современной экономике для
успешного конкурентного
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства:
1. Разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации.
2. Создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации.
3. Помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
В данной работе представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. Из зарубежной литературы необходимо выделить работы таких авторов как Смит А.1, Самуэльсона П. А., Нордхауса В. Д., Шерера Ф. и Эванс Д. С.2 Из современной литературы представлена информация из различных книг и учебных пособий. Также нужно отметить электронные источники, в их числе официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы России.
Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии. Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие.
Опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта3. В такой монополии большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Таким образом, монополия
– это когда в отрасли
Но так как понятие монополии очень важно для экономики в целом необходимо, описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
Существует три вида монополии: открытая, закрытая, естественная:
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайне мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д5.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком6. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
Но такое деление
не означает, что все предприятия-
Итак, мы понимаем, что монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители). Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров (крупные размеры предприятия, система лицензий, монопольное право, нечестная конкуренция, неполная информация о рынке). А также рассмотрели виды монополии: открытая, закрытая и естественная.
В данном подпункте будут рассмотрены разные подходы к понятию монополии в работах экономистов, таких как А. Смит, Й. Шумпетер, П. Самуэльсон и В. Нордхаус
А. Смит, который заложил основы современной экономической науки, писал: "Люди, торгующие одним и тем же, редко встречаются даже ради веселья или развлечения, но их разговор обычно заканчивается заговором против общества или каким-нибудь планом по увеличению цен". Это изречение, подтверждаемое и столетней практикой работы антимонопольных органов в зарубежных странах, полезно иногда вспоминать при определении новой роли саморегулируемых организаций в контексте проводящейся административной реформы.
В средствах массовой информации все чаще появляются статьи и выступления (авторами которых, как правило, являются представители такого рода объединений), пропагандирующие эту форму совместной деятельности как эффективную альтернативу государственного регулирования, которая позволит и значительно сократить бюрократический аппарат, и обеспечить надежную защиту интересов потребителей от некачественных товаров, ненадлежащей рекламы и т. п.
Также следует выделить плодотворную концепцию А. Смита о естественной и рыночной цене товаров7. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. Меновая стоимость как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными. Смит положил также начало анализу факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим из них он считал монополию. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса и предложения как факторов ценообразования, а также роль разного рода монополий в этой области.
Й. Шумпетер доказывал, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли8.
П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие: пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику9.
Итак, было рассмотрено понятие монополия, в разных подходах, таких экономистов как А. Смит, Й. Шумпетер, П. Самуэльсон и В. Нордхаус. А. Смит к понятию монополия относил все виды политических ограничений. Смит использовал данный термин, говоря об отраслях с многими фирмами, пользующихся защитой закона. Й. Шумпетер выдвинул предположение в соответствии с которым монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологий, несмотря на потери для общества за счет более высоких цен и меньшего объема производства при одних и тех же издержках. П. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. “В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность... В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции”10.
1.3. Функции, задачи и принципы антимонопольной политики
В данном подпункте рассмотрим понятие, задачи, принципы, сущность антимонопольной политики и меры принимающиеся по уменьшению монополии в государстве.
Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации.11 Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. К его основным задачам относятся: