Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики.
Рассмотреть подходы к понятию монополия в работе экономистов.
Ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в США.
Ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России.
Выявить причины вступления фирм в антиконкурентные соглашения.
Охарактеризовать механизм действия антимонопольного регулирования в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольной политики……….………..5
1.1. Понятие, факторы и признаки монополии………………………………….5
1.2. Подходы к понятию монополия в работе экономистов……………………7
1.3. Антимонопольная политика…………………………………………………9
Глава 2. Практические аспекты антимонопольной
политики государства………………………………………………....13
2.1. Антимонопольная политика США………………………………………...13
2.2. Антимонопольная политика России……………………………………….17
2.3. Практика контроля и антимонопольное регулирование
антиконкурентных соглашений в России…………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации21.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).
В структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы "О защите конкуренции", "О госзакупках", "О порядке осуществления иностранных инвестициий в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и "О рекламе".
Итак, антимонопольное
Антимонопольный закон России несёт в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда – наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.
В России монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны:
Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением24.
Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся к приложению 1, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).
Можно говорить о невозможности
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной
В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. В приложение 1, желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам25.
Рассмотренные черты российского Закона роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, но он имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это само по себе доказывает особые условия применения антимонопольного закона России, когда ещё имеют место рецидивы незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве.
А также в данном подпункте было рассмотренно антимонопольное законодательство России. Основными документами в России, регламентирующими деятельность монополий, являются: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.), а также Закон «О естественных монополиях» (1995 г.). Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержка предпринимательства. А также рассмотрели ряд объективных трудностей с проведение антимонопольной политики на кривой средних долгосрочных издержек монополистической отрасли.
2.3. Практика контроля и антимонопольное регулирование
антиконкурентных соглашений в России
Выявление и пресечение соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, в течение всего периода действия антимонопольного законодательства в России остаются ограниченными и незначительными в связи с либеральными действующими административными и конкурентными нормами, сложностью их распознавания, выявления и доказывания.
Проблематичность
В законе «О защите конкуренции» разработан перечень экономических признаков согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции и извлечение монопольной сверхприбыли, доказательства которых достаточно для установления факта подобных действий на рынке. Предусмотрены базовые параметры и критерии, при которых поведение хозяйствующих субъектов на рынке будет квалифицироваться как соглашения и/или согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.26
Согласно статье 4 закона «О защите конкуренции» соглашение хозяйствующих субъектов, ограничивающее конкуренцию (далее — соглашение), — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.
В статье 8 закона «О защите конкуренции» впервые введена в юридический оборот категория «согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке».
Согласно статье 11 закона «О защите конкуренции» запрет накладывается на следующие три вида соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию:
Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 закона «О защите конкуренции».
Соглашения между конкурентами, ограничивающие возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, являются горизонтальными соглашениями в виде антиконкурентного картеля28.
Перечисленные соглашения и согласованные действия запрещены и признаются недействительными ввиду их однозначно негативного воздействия на конкуренцию и отсутствия каких-либо компенсирующих вероятных выгод для других участников рынка (особенно для потребителей). Такие соглашения и согласованные действия не могут предполагать своим результатом положительный эффект, поскольку они заключаются с целью снижения конкуренции, устранения или ограничения состязательности между конкурирующими хозяйствующими субъектами с последующим получением необоснованной прибыли за счет потребителя.
Соглашения и согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, которые не относятся к прямо запрещенным, в исключительных случаях могут быть признаны допустимыми, если не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, а также если их результатом является или может быть:
Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут заключаться хозяйствующими субъектами в письменной и устной формах.
Соглашение, которое совершено в устной форме, считается совершенным, если из поведения лица явствует его воля заключить соглашение, что подтверждается совокупностью доказательств, указывающих на признаки того или иного вида соглашений или согласованных действий.
Соглашения признаются антимонопольными органами недействительными и запрещаются либо признаются правомерными независимо от формы, в которой эти соглашения были достигнуты.
В письменной форме обычно бывают зафиксированы соглашения между неконкурирующими хозяйствующими субъектами (за исключением антиконкурентных соглашений на торгах), а также соглашения между конкурирующими хозяйствующими субъектами, которые не являются прямо запрещенными, т. е. в тех случаях, когда необходимо определение обязанностей и ответственности сторон и гарантии их исполнения.
В России антимонопольный орган не имеет прав и возможности вести самостоятельную оперативно-розыскную деятельность, поэтому в отсутствии официально подписанных документов в суде достаточно сложно доказать антиконкурентные цели соглашений.
Анализ исследований показал общую положительную тенденцию в отношении возбуждения дел по фактам выявленных картелей. Так, в 2002 г. было возбуждено 46 дел по фактам соглашений, из них выдано предписаний по 19 соглашениям, 73 % из которых исполнены; в 2005 г. возбуждено 64 дела, по 42 делам выданы предписания, а по 27 — исполнены. До 2006 г. увеличение количества рассмотренных фактов было равномерно-вялое и не превышало среднегодового прироста за 7 лет на 10-15 %. В 2006-2008 гг. наблюдалась активная динамика роста: двукратная — в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом; почти трехкратная — в 2007-2008 гг. Основная доля дел по фактам соглашений и согласованных действия возбуждалась антимонопольным органом по собственной инициативе в результате проведенных проверок, и лишь незначительная часть возбуждалась после рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов.
Основным причинами более
Таким образом, только в 2007 г. ФАС России получила соответствующий мировым стандартам инструментарий борьбы с картелями (оборотные штрафы и программа смягчений), что незамедлительно сказалось на увеличении количества возбужденных дел и выданных предписаний более чем в 3,5 раза. При этом несколько снизилась их доля в подтвержденных нарушениях (88,2 %), а доля исполненных предписаний осталась на прежнем, достаточно низком, уровне. В первую очередь это связано с тем, что большая часть предписаний по фактам соглашений и согласованных действий обжалуется компаниями в судах.