Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
Прежде всего, не способствует
проведению антимонопольной политики
слабая законодательная проработка
вопроса о мерах
Что касается льгот, предоставляемых современным российским законодательством малому бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых вопросов, связанных с выплатами налогов, прежде всего на прибыль. Очевидно, российским законодателям представлялось, что данный объём льгот является достаточным для успешного развития малого бизнеса. Между тем в других странах государства оказывают поддержку малым предприятиям в гораздо больших размерах.
Как известно, к настоящему
времени издано Постановление Совета
Министров- Правительства Российской
Федерации «О первоочередных мерах
по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в
Не отличается достаточной
последовательностью и «
Что касается закона о приватизации
и программы приватизации, то в
них нет достаточно чёткой увязки
задач приватизации с проблемой
оздоровления и качественного обновления
структуры российской экономики. В
данных документах имеются положения,
которые фактически способствуют увеличению
круга монополий, особенно активных
лишь в реализации главного негативного
эффекта монопольных форм (росте
цен), и в то же время препятствуют
обеспечению нормального
Что же касается других монопольных форм, то есть таких, которые способны реализовать значительный позитивный эффект масштаба и ускорить развитие современных технологий и НИОКР, то в законе о приватизации и программе приватизации содержатся положения, способные существенно затруднить их нормальное функционирование.
Определенные проблемы при
проведении антимонопольной политики
в России порождает и непосредственно
современное антимонопольное
Если говорить о естественных
монополиях, то, например, до настоящего
времени тарифы на услуги электроэнергетики
регулируются «Положением о Государственном
регулировании тарифов на электроэнергию
и тепловую энергию в Российской
Федерации». Анализ этого Положения
показывает, что, собственно, о государственном
регулировании в нём нет и
речи, поскольку всё «регулирование»
заключается в утверждении
Это Положение вместо организации
государственного регулирования открывает
широкие возможности для
Результатом диктата цен на тепло и электроэнергию явилось резкое возрастание доли затрат на них в себестоимости многих видов продукции промышленности.
Не лучше обстоят дела
и с другими антимонопольными
документами. Так, в законе «О конкуренции
и ограничении
Не совсем удачными представляются
и некоторые приведенные в
законах формулировки, например, формулировка
в законе о конкуренции понятия
«монополистическая деятельность». Эта
деятельность определяется здесь как
«противоречащие настоящему закону
действия. . . хозяйствующих субъектов.
. . , направленные на недопущение, ограничение
или устранение конкуренции и (или)
причиняющие ущерб
Уточнения целесообразно
было бы внести и в официальные
документы о регулировании цен
на продукцию предприятий-
Недоработки антимонопольного
законодательства сочетаются с непродуманной
практикой его исполнения. Особенно
неудовлетворительной представляется
практика преобладающего использования
метода установления предельного норматива
рентабельности не по отношению к
фондам предприятий-монополистов, а
по отношению к себестоимости
их продукции. Такой метод критикуется
в печати как побуждающий предприятия
не к снижению цен, а к накручиванию
издержек, снижению качества и расточительству,
снижению инвестиционной активности предприятий.
Недостаточно эффективно ведётся реализация
принятой еще в 1994 году государственной
антимонопольной программы. На одном
из заседании Президиума Правительства
РФ представителями
При этом особо было отмечено,
что на долю естественных монополий
приходилось 40% от общего числа принятых
к рассмотрению дел. Около 700 дел
касались злоупотреблений местных
органов власти, которые устанавливали
незаконные барьеры на пути рыночной
конкуренции и перемещения
Пока уровень развития
конкуренции в нашей стране явно
недостаточен. Специалисты называют
несколько причин этого: во-первых,
приватизация не привела, как ожидалось,
к появлению эффективных
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный
опыт, чем выше доля малых предприятий
в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
2 Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2. 1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:
1. Обеспечение единства
экономического пространства
2. Обеспечение «прозрачности»
процессов, связанных с
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных
правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие
предпринимательской
5. Активизация работы
по профилактике и пресечению
недобросовестной конкуренции
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
Ограничительные меры. Они
применяются антимонопольным
Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в России