Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
4) проведение государственной
политики, направленной на поддержку
предпринимательства, в том
5) государственное регулирование
и контроль деятельности
В соответствии с основными
задачами Министерство выполняет следующие
функции: обобщает практику применения
антимонопольного законодательства Российской
Федерации, а также законодательства
Российской Федерации о защите прав
потребителей, о рекламе, о государственной
поддержке предпринимательства, о
товарных биржах, о естественных монополиях
в области связи и вносит в
Правительство Российской Федерации
предложения о его
Основой функционирования современной
рыночной экономики является независимое
поведение хозяйствующих
2. 2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем
Сегодня антимонопольное
законодательство необходимо совершенствовать,
преимущественно на основе обобщения
правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы
она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью,
ущемление интересов
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю .
Что касается направлений антимонопольной политики в России на ближайшие годы, то в декабре 2001 года на заседании Правительства РФ была утверждена концепция среднесрочной правительственной программы на 2002-2007 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Она содержит специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим основным направлениям:
Совершенствование правовой
базы, форм и методов антимонопольного
контроля и регулирования в целях
предупреждения и пресечения злоупотреблений
рыночной властью, сговоров, соглашений
и согласованных действий, имеющих
результатом ограничение
Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.
Противодействие созданию новых
монополистических структур в результате
перераспределения
Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в том числе банковских и страховых, услуг.
Согласование целей, задач
и мер по демонополизации и
развитию конкуренции на товарных рынках,
гармонизации антимонопольного законодательства
в рамках единого экономического
пространства СНГ, адаптации конкурентной
политики в целях вхождения России
в мировое экономическое
Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают: наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей); ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Заключение
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Антимонопольное регулирование
- важнейшая составная часть
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в
антимонопольном
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Безусловно, демонополизация
производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный
процесс. Отчасти преодоление
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Список литературы
1. Авдашева С. Б. , Аронин В. А. , Ахполов И. К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. - 368 стр.
2. Никифоров А. А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. , Экономика. - 1998. - №1. - с. 14-30.
3. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //"Вопросы Экономики" 1999г. №6.
4. Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах, //Финансы и статистика, - Москва, 2001, -N 5. , Матвеева А. , Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть всегда. . . // Коммерсантъ, № 21, 2002
5. Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1999 год № 11.
6. В. Миронов, А. Зимогляд, А. Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1997 год № 6.
7. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 2001 года 9 июля.
8. В. Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1996 год 1 февраля.
9. Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. - 1997. - май (№20).
10. Никифоров А. А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. , Экономика. – 2000.- c 438
11. Скрыпник В. И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. 1999. – c 345
12. Астапов К.О. государственное регулирование естественных монополий. // Общество и экономика. – 2003. № 4-5 – с 274 - 287
Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в России