Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует
запрет на установление монопольных
цен, хотя и здесь немало проблем.
В частности, "Временные методические
рекомендации по выявлению монопольных
цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно
использовать концепцию ограничения
прибыли и концепцию сравнения
рынка. Применение первой концепции
осложняется тем, что производственные
затраты необходимо устанавливать
с учетом того, что производственные
мощности могут быть исчерпаны. Но при
общем спаде производства в России
это нереально. Так же нереально
выяснить действительную себестоимость,
прибыль и рентабельность предприятия
в условиях господства бартера и
"черного нала". Поэтому предпочтительной
оказывается концепция
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
Контроль за усилением
экономической концентрации. Наряду
с запретами на заключение вредных
для конкуренции соглашений и
на злоупотребление доминирующим положением
для борьбы с ограничением конкуренции
применяется контроль за экономической
концентрацией. Она возникает: в
результате создания, реорганизации
или слияния предприятий и
объединений; когда появляется возможность
для группы организаций проводить
на рынке согласованную политику.
Согласно закону "О конкуренции
и ограничении
Предварительно контролируются,
во-первых, создание, слияние и присоединение
коммерческих организаций, объединений,
союзов и ассоциаций, если их активы
превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация
и разделение (выделение) государственных
и муниципальных унитарных
Кроме этого, предварительное
согласие требуется, когда: лицо (группа
лиц) приобретает акции (доли) с правом
голоса в уставном капитале хозяйственного
общества, если оно (она) получает право
распоряжаться более чем 20% таких
акций. Это требование не распространяется
на учредителей хозяйственного общества
при его образовании; одно предприятие
(группа лиц) получает в собственность
или пользование основные производственные
средства либо нематериальные активы
другого предприятия и
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.
При создании нового хозяйствующего
субъекта учредители освобождены от
предварительного контроля, однако они
должны уведомить антимонопольный
орган о создании предприятия
в 15-дневный срок после регистрации.
В случае, если создание новой фирмы
ведет к ограничению
Новое для российского
антимонопольного законодательства понятие
«группа лиц» конкретизирует взаимоотношения
между материнской и дочерней
компаниями, то есть при проведении
государственного контроля за сделками
антимонопольный орган
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
В целом контрольная деятельность
антимонопольного ведомства пока недостаточно
эффективна. Оно не привлекает отраслевые
министерства к проведению конкурентной
политики в отраслях, не имеет следственных
полномочий (в отличие, например, от
японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые
сведения. Соглашение между ГАК и
Госналогслужбой об обмене информацией
и содействии друг другу практически
не выполняется. Суды не применяют статью
Уголовного кодекса, в соответствии
с которой виновный в установлении
монопольных ограничений
Запрет на недобросовестную
конкуренцию. Под ней понимаются
действия, направленные на приобретение
преимуществ, которые противоречат
законодательству, обычаям делового
оборота, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости и которые
причинили (могут причинить) убытки
конкурентам или нанесли ущерб
их деловой репутации. Речь идет о
распространении ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинить
убытки либо нанести ущерб, введении
потребителей в заблуждение относительно
характера, способа, места изготовления,
потребительских свойств и
Растет интерес
Запреты на действия органов
власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
Развитие рыночных отношений предполагает
устранение прямого вмешательства
государственных органов власти
в деятельность предприятий. Законом
запрещено принимать
Однако власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления
допускают многочисленные нарушения,
в частности необоснованно
Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона «О конкуренции» со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, имевших собственный вагонный парк, было отменено.
Подобные действия органов
власти имеют экономическую подоплеку,
желание угодить «своим»
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т. п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия
в реестр еще не говорит о том,
что оно является монополистом и
к нему следует применить
Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в России