Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в респуюике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание

С начала 90-х годов эта проблема остро стала и перед Республикой Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы монополизации 5
1.1 Сущность монопольной власти и её показатели 5
1.2 Монополистические объединения 10
1.3 Источники монопольной власти 12
1.4 Экономические последствия монопольной власти 13
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика 18
2.1 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах 18
2.2 Государственная политика антимонопольного регулирования 21
3 Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь 23
3.1 Нормативно-правовая база и антимонопольные органы 23
3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 24
3.3 Особенности проявления монополистической власти в экономике РБ 26
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Курсач - чистовик.docx

— 278.87 Кб (Скачать документ)

Антимонопольная политика в Западной Европе направлена преимущественно против злоупотреблений  на рынке и, в отличие от США, реализуется  не через антимонопольное законодательство, а через законодательство в сфере  поддержания конкуренции. Особенно активно оно сформировалось после  Второй мировой войны. Повышенное внимание уделяется контролю предприятий  и их групп, занимающих доминирующее положение, соглашений между предприятиями; поддержке малого и среднего бизнеса; укреплению конкуренции; структурной  перестройке экономики; охране прав потребителей. В отличие от США, в  Европе создание монополий и соглашений запрещается, как правило, если они  нарушают установленные условия  свободы и конкуренции. С подписанием  Римского договора в 1957 г. были заложены принципы общеевропейского антимонопольного законодательства. Лучшим примером эффективного международного законодательства о  конкуренции является законодательство ЕС. Оно утверждено статьями 85,86 Римского договора, которые содержат условие  о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран  – членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры  на пути развития торговли и оказывать  влияние на ограничение или нарушение  конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС прекрасно иллюстрирует эффективное  влияние законов о конкуренции  на динамику и рост международной  торговли и прогресс промышленного развития.

В 1947 г. американское правительство настояло на принятии в Японии закона «О запрещении частных  монополий и обеспечение справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбацу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г. Особенностями  японского законодательства являются: более терпимое отношение к монополизму: наличие различных исключений из антимонопольного законодательства для борьбы с временными спадами деловой активности или структурными кризисами, рационализации производства, развития внешней торговли, поддержки малого бизнеса и науки и т.д.

В Центральной  и Восточной Европе антимонопольное  регулирование развивается  с  началом системных реформ в 1990-е  гг. и направлено на ликвидацию монопольного положения отдельных производителей, ограничение и пресечение монополистической  деятельности, контроль межфирменных соглашений, пресечение недобросовестной конкуренции.

2.2 Государственная политика антимонопольного регулирования

 

Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических  действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для  развития конкуренции на рынке, а  также пропаганда и распространение  знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка  и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная  политика - более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий  по информированию субъектов рынка  об их правах и обязанностях перед  обществом и рынком. В европейской  практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные, функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной  политики по отношению к отдельным  рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).

В связи  с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию  рыночной структуры, нейтрализацию  монополистической власти и различных  методов ее проявления, корректировку  невыгодных для общества экономических  результатов для решения двух задач: повышения качества жизни  и обеспечения конкурентоспособности экономики. Рассмотрим данные цели подробнее.

1. Оптимизация экономической структуры рынка - анализ уровня концентрации на товарных рынках; контроль за процессами концентрации; определение доминирующего положения.

2. Воздействие на экономическое поведение субъектов - ограничение и пресечение: горизонтальных и вертикальных соглашений; недобросовестной конкуренции; монополистической деятельности.

3. Корректировка экономических результатов - устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров; поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды; проведение политики демонополизации производства и обращения.

Достижение  этих целей предполагает:

- организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;

- обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;

- проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;

- снижение барьеров входа на  рынки новых экономических структур  и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;

- активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

- упорядочение  оказания государственной помощи;

- пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной  политики можно обозначить следующие  положения.

1.Содействие  формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции  и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции.

3.Принцип разумного подхода  при применении норм антимонополь-ного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.

4.Законность, гласность и публичность в  действиях антимонопольных органов.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения  продавцов и покупателей при  проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

3 Антимонопольное  регулирование и законодательство  в Республике Беларусь

3.1 Нормативно-правовая  база и антимонопольные органы

 

В основе системы мер по противодействию  монополистической деятельности в  Республике Беларусь лежит целый  ряд нормативных документов:

  • Конституция Республики Беларусь (именно конституцией РБ предусмотрено такое понятие как свобода предпринимательства, которое в какой-то степени предусматривает возможность хозяйствующего субъекта участвовать в деятельности  в различных сферах экономики) [9]
  • Закон Республики Беларусь 10 декабря 1992 года №  2034 – XII  «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. Законов Республики Беларусь от 10.01.2000 N 364-З, от 02.12.2002 N 154-З). Данный закон является системообразующим в сфере противодействия монополистической деятельности. [10].
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в  государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (в ред. постановления Совмина от 30.10.2003 N 1441). Указанное Постановление определяет верхний порог уровней рентабельности для ряда для предприятий-монополистов, производящих и реализующих продукции на территории РБ. Постановлением определено, что верхний (максимальный) уровень рентабельности для продукции монополиста не может быть выше 40%.
  • Закон Республики Беларусь 16 декабря 2002 г. N 162-З «О естественных монополиях». Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь, и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий [11].
  • Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 16 августа 2002 г. № 194 «Об утверждении положения о департаменте антимонопольной и ценовой политики министерства экономики Республики Беларусь». В соответствии с вышеназванным Постановлением предметом деятельности Департамента является осуществление государственного контроля за деятельностью монополистов и недопущение создания монополизированных структур на территории РБ, а также пресечение незаконных и противоправных действий.

3.2 Ответственность за  нарушение антимонопольного законодательства

 

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации, должностные лица, граждане, отдельные предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор и внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения.

Виновные  лица могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной либо уголовной ответственности. [5, с 343]

Гражданско-правовая ответственность в рассматриваемой сфере обычно наступает в форме возмещения убытков. Возмещению подлежат убытки (вред), причиненные хозяйствующему субъекту, потребителям или гражданам в результате злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности), заключения соглашений и осуществления согласованных действий, ведущих к ограничению конкуренции (ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности). Убытки возмещаются в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст. 11, 14, 15 ГК).

Меры  административной ответственности применяются в виде штрафа и взыскания прибыли, полученной с нарушениями норм антимонопольного законодательства, в бюджет. В соответствии с нормами КоАП (закрепленными, например, в ст. 11.24—11.26, 12.15, 12.16) административная ответственность (в виде штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью) за совершение правонарушений в рассматриваемой сфере будет наступать:

• за уклонение  должностного лица государственного или  иного органа управления или организации  со статусом юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации;

• заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами организаций со статусом юридического лица соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность;

• умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом организации со статусом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента;

• нарушение  рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицом государственного органа законодательства о рекламной деятельности;

• обман  покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или организации со статусом юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей).

Антимонопольный орган может применить меры пресекательного характера в виде предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в результате ее осуществления (ч. 1 п. 1 ст. 16 Закона о противодействии монополистической деятельности), вынести предписание о расторжении или изменении договоров, противоречащих положениям Закона о противодействии монополистической деятельности (подп. 12.1 Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденной Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 № 9 с послед изм. и доп.).

Уголовная ответственность наступает; за нарушение норм антимонопольного законодательства (ст. 244 УК); установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК); ограничение конкуренции (ст. 247 УК); незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 248 УК); дискредитацию деловой репутации конкурента (ст. 249 УК); распространение ложной информации о товарах и услугах и т.п. Данные преступления имеют формальный состав, т.е. для наступления уголовной ответственности за их совершение не требуется причинения вреда [12].

Таким образом, за нарушение антимонопольного законодательства организации несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков и уголовная ответственность реализуются в судебном порядке.

3.3 Особенности проявления монополистической власти в экономике РБ

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в респуюике Беларусь