Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в респуюике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание

С начала 90-х годов эта проблема остро стала и перед Республикой Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы монополизации 5
1.1 Сущность монопольной власти и её показатели 5
1.2 Монополистические объединения 10
1.3 Источники монопольной власти 12
1.4 Экономические последствия монопольной власти 13
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика 18
2.1 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах 18
2.2 Государственная политика антимонопольного регулирования 21
3 Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь 23
3.1 Нормативно-правовая база и антимонопольные органы 23
3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 24
3.3 Особенности проявления монополистической власти в экономике РБ 26
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Курсач - чистовик.docx

— 278.87 Кб (Скачать документ)

 

Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

В республиканском реестре находятся 44 предприятия, относящиеся к естественной монополии. Например: РУП "Белтеллеком" — рынок услуг электрической связи общего пользования.

Искусственные монополии — такие, в отношении которых осуществляется наблюдение и контроль за их деятельностью, и в случае ценовых нарушений применяются экономические санкции. Например, ОАО "Белшина", ОАО "Гродно Азот" и др.

К числу локальных монополий относятся перерабатывающие предприятия в сельском хозяйстве, торговые предприятия и предприятия бытового обслуживания в сельской местности, естественные локальные монополии в системе водопроводного и канализационного обслуживания и т.д. [8, с.14]

Рис. 3 – Доля чистых монополий  в различных отраслях на 2011 год в Республике Беларусь

Рис. 4 – Доля естественных монополий  в различных отраслях на 2011 год  в Республике Беларусь

 

Государственный монополизм в Беларуси — особый, ибо государство выступает одновременно и как монопольный собственник (производитель), и как монопольное управляющее начало. Многие из отечественных концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших подведомственными предприятиями. В результате сохраняются искусственные барьеры для выхода на рынок новых производителей.

Понятие «демонополизация» в западной литературе почти не используется (применяется   антимонопольное или антитрестовское регулирование). У нас оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической  свободе.

К сожалению, в последние пять-шесть  лет демонополизация была приостановлена. Причина — смена методов управления национальной экономикой: экономические расчеты стали подменяться административными, ведь управлять из центра ограниченным числом крупных предприятий  гораздо  проще, чем множеством мелких субъектов хозяйствования. В ряде случаев практиковалось слияние слабых и сильных предприятий. [14]

В республике в настоящее  время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4,2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

Высока доля государства  и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

Сохраняется сильная зависимость  многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.

Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым. Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.

Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составляет более 100.

По оценкам зарубежных специалистов, начинающему белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев.

Примерами усиления государственной  монополистической практики являются: государственная интервенция в акционерные компании - введение в 1997 г. «золотой акции», особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний; принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных прав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности Национального банка» (март 1998 г.) юридически закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка. Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую денежно-кредитную политику.

Особенность переходной экономики  Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным.

Процесс становления новых  организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена» отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский.

Если в 1970 г, средний размер промышленного предприятия в Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640 - в СССР), то к 1989 г. картина стала обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие в 1989 г. приходилось не более 80-90 чел.

В белорусской экономике  господствует монополия государственной  собственности по содержанию, по форме  же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

Децентрализация государственной системы распределения и отказ от прямого контроля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополий в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену ведомственно-отраслевому пришел республиканско-региональный монополизм.

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы), Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).

Особенность монополизма  в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования были изучены теоретические  аспекты монополизма  и выявлена природа  монопольной власти, изложены её особенности  в Республике Беларусь.

В результате выяснили, что  монополия – фирма, действующая  в условиях отсутствия значимых конкурентов  и выпускающая товары или оказывающая  услуги, не имеющие близких заменителей. Определили характерные черты, барьеры, которые она создаёт другим фирмам для вступления в отрасль. В связи  с этими барьерами выяснили, что  существуют естественные, закрытые и  открытые монополии. Далее ознакомились с показателями, с помощью которых  измеряют степень монопольной власти (коэффициент Лернера,  коэффициент Хирфендаля-Хиршмана).

Среди источников монопольной  власти в данной работе были отмечены  ценовая эластичность спроса на продукт  монополиста, число фирм в отрасли  и их взаимодействие. Кроме того, установили, что для существования  монопольной власти необязательно, чтобы был единственный крупный  продавец и что даже небольшие  предприятия могут контролировать цены на собственную продукцию.

В данной работе рассмотрены положительные  и отрицательные  стороны монопольной  власти как для общества, так и для экономики в целом.

Негативные  последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а, следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государствам необходимо проводить антимонопольную политику.

Но помимо отрицательных сторон монополизма, есть также и положительные аспекты  монопольной деятельности. К ним  можно отнести: производство продукции  одним производителем обходится  дешевле, чем его производство двумя  или более фирмами. И причина  здесь – экономия от масштаба –  чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость; если говорить о государственной монополии, то здесь положительным аспектом можно  считать, то что государственные монополии формируются чаще всего в тех случаях, когда предприниматели не считают выгодной этот вид деятельности. Это обеспечивает развитие некоторых не всегда перспективных отраслей; имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

Проблема для нашего государства  заключается в том, что антимонопольная  политика проводится медленно и неэффективно. Попрепятствовать дальнейшей монополизации экономики можно созданием нормальных условий для развития конкуренции и частного бизнеса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афанасьева, Ю. А. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции /  Ю.А. Афанасьева // МЭиМО. - 2005. - N 2. - С. 31-34.
  2. Константинов, С. А. Чистая монополия: Лекции. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. - 24 с.
  3. Волконский, В. А. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.
  4. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. / Э.Дж. Долан, Д. Е. Линдсей; Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. – С.-Пб., 1992. - 496 с.
  5. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: Учебное пособие для вузов / Кирцнер Израэль. Пер. с англ. под ред. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.
  6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф.  А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
  7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / Макконнелл Кэмпбелл Р., С. Л. Брю. - М.: Туран, 1996. - 400 с.
  8. Мацулевич, И. А. Конкурентные отношения и тенденции их развития в Республике Беларусь/ И.А. Мацулевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2005. - N 6. -  С. 10-17.
  9. Микроэкономика : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [И.В. Новикова и др.] ; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2006. - 391 с.
  10. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: Пер. с англ. / Н.Г. Мэнкью. – 2-е изд., сокращ. – С.-Пб.: Питер, 2000. – 496 с.
  11. Олехнович, Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций / Олехнович Г.И. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. - 256 с.
  12. Пиндайк, Р. Микроэкономика: Пер. с англ. / Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд.  – С.-Пб.: Питер, 2002. – 608.
  13. Санько, Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике / Г.Г.Санько // Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2. - с.100-111
  14. Филиппович, С. Монополизм. Благо или зло? / С. Филиппович // Финансы,учет,аудит. - 2001. - N11.-     С.54-55.
  15. Фишер, С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбурш, Р, Шмалензи. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864 с.
  16. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов по экон. спец.: Пер с англ. / Франк Роберт Х.; Науч. ред. Л.П. Суздальцева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - ХVI, 694 с.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в респуюике Беларусь