Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

При неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи “предоставленной самой себе”, превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар становится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность его норм………………………………………………………………………………...4

Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики:

2.1. Состав антимонопольного законодательства…………………..................12

2.2. Антимонопольная политика: модернизация и недостатки………….........16

2.3. Нарушение антимонопольного законодательства………………………...22

Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….35

Литература………………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом.теории (антимонополия).doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

     Он  подразумевает, что Российская Федерация  является единой сферой обращения товаров (работ, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление различных материальных благ. Реализация на практике данного принципа будет способствовать наиболее полному использованию различных факторов производства, образованию «прозрачности» рынка на территории страны, эффективному применению экономической информации, удовлетворению спроса на товары (работы, услуги) различных видов. В соответствии с анализируемым принципом запрещается установление каких-либо искусственных барьеров на пути "потоков товаров, услуг и финансовых средств. [4, 390с.] 

      Исходя  из необходимости защиты частных и публичных интересов, исключение из рассматриваемого принципа сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. А поскольку любое государственное регулирование (в том числе и антимонопольное как его составная часть) осуществляется с целью обеспечения частных и публичных интересов, общественных потребностей, то представленное исключение можно выделить в отдельный принцип антимонопольного законодательства — принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.

     Особое место в ряду конституционных начал антимонопольного регулирования и законодательства Российской Федерации занимает принцип поддержки конкуренции, согласно которому государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма,   ограничение  и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополии, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.

     Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает предпосылки для развития монополий. Такая парадоксальная взаимосвязь" была" отмечена еще классиками экономической теории, которые утверждали, что большинство трестов с признаками монополии «создавалось путем соединения независимых предприятий».[4, 390с.]

       Поэтому государству необходимо  не только поддерживать добросовестную  конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформулирован еще один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации — принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Рассматриваемое положение Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 34) является исключением из принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8) и подтверждает тот факт, что такая свобода не абсолютна.

      Провозглашение и реализация указанного принципа предполагает применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Они должны охватывать не только хозяйствующие субъекты, но и органы государственной власти (местного самоуправления), как это и предусмотрено в Главе 2 Закона о конкуренции.

      ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ                                

      Общие:                                                       Специальные:                                       

        

      Действие  рассматриваемого принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является оправданным  экономически. Речь идет, например, о  естественных монополиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон констатирует факт существования таких монополий и обеспечивает контроль за деятельностью их субъектов.

      Итак, подводя итог сказанному выше, следует  признать, что антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:

      1) свободы экономической деятельности;

      2) единства экономического пространства;

      3) свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств;

      4) дифференциации и защиты частных  и публичных интересов;

      5) поддержки конкуренции;

      6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию;

      7) специального регулирования естественных  и государственных монополий.

      Развитие  рыночных реформ в стране предполагает создание такого механизма правового  воздействия, который бы в полной мере соответствовал анализируемым принципам. Антимонопольное регулирование не является в этом смысле исключением. 

 

      

     Глава 2. Антимонопольное  законодательство и  регулирование экономики. 

     2.1. Состав антимонопольного  законодательства.

      

     В литературе высказывались разные точки  зрения относительно определения состава антимонопольного законодательства. Они сводились к следующему.

     1. Антимонопольное законодательство  состоит из конституционных норм  о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации)  и законодательных актов, которые  непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства (законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера).

     2. Антимонопольное законодательство  включает в себя перечисленные  выше нормы Конкуренции Российской  Федерации и законодательные  акты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации и постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, содержащие правила антимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольной политики, о поддержке малого предпринимательства и другие).

     3. Антимонопольное законодательство охватывает не только перечисленные виды норм и актов, но и всё гражданское законодательство, так как конкуренция обеспечивает такими юридическими принципами и категориями, как равенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.

   Законодатель  высказался по данной проблеме лишь спустя несколько лет после принятия Закона о конкуренции и путём  внесения в него изменений (дополнений) установил в ст. 1-1 указанного Закона, что антимонопольное законодательство состоит из:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона о конкуренции;
  3. федеральных законов, издаваемых в соответствии с Законом о конкуренции;
  4. указов Президента Российской Федерации;
  5. постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

   Практическое  значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство (см., например, ст. 12 Закона о конкуренции).

   По  своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано  с тем, что в п. “ж” ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Если какой-либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит Федеральному закону о конкуренции на товарных рынках, то, исходя из положений ч.5 ст.76 Конституции РФ, подлежит применению Федеральный закон о конкуренции на товарных рынках.

   Акты  антимонопольного законодательства расположены в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в ней занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.

   Конституционные основы антимонопольного регулирования  образуют нормы Конституции РФ (Глава 1). В ней идёт речь о принципах конституционного строя, федеративном устройстве и государственной (территориальной) целостности, правах и свободах человека и гражданина, социальной защите человека, разделении властей, гарантиях местного самоуправления, единстве экономического пространства, равенстве форм собственности, а также высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории России. Конституционные основы поддержки конкуренции – наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в главу 1 Конституции РФ не могут быть внесены изменения и дополнения. Её пересмотр возможен только в форме принятия новой Конституции РФ Конституционным собранием или всенародным голосованием.

   В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране не гарантируется  единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности. Эти  гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами (право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право частной собственности и др.). Государство обязано не только провозгласить эти права (свободы), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.

   Поэтому в п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается  такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. Данная запрещающая норма носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Применительно к частноправовому регулированию указанный запрет реализован в п. 1 ст. 10 ГК РФ. Она не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.

   Расширять или сужать сферу действия части 2 п. 1 ст.10 ГК возможно путём внесения изменений и дополнений в Закон  о конкуренции на товарных рынках или в Закон о конкуренции на финансовых рынках. Реализация запрета по ст. 10 ГК РФ осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

     С точки зрения публичных интересов непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закреплённые в п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. Они запрещают устанавливать на территории России юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т.п.) для осуществления свободы экономической деятельности т добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.

     Анализ  конституционных положений показывает, что конституция РФ рассматривает  поддержку конкуренции как обязательную деятельность государства и одновременно как гарантию реализации принципа свободы  экономической деятельности в допускаемых законом границах.

     Федеральные законы занимают следующую ступень в вертикальной иерархии норм законодательства о поддержке конкуренции.

     Центральное место среди них занимает Закон о конкуренции на товарных рынках.  
 
 

2.2 Антимонопольная политика: модернизация и недостатки. 

     В течение почти пятнадцати лет  в России действует закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», в  который многократно вносились  изменения и дополнения.

     Проекты законов «О законе конкуренции» и «О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагают существенные изменения правовой базы антимонопольной политики, включая понятийный аппарат, определение антиконкурентной практики, инструменты государственной поддержки конкуренции и систему санкций за нарушение законодательства.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы