АПК: структура, функции, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

В развитых странах на АПК приходится значительная часть работников, основного и оборотного капитала, ВВП. Именно от масштабов АПК, совершенства его структуры и эффективности функционирования во многом зависят повышение уровня жизни .населения и обеспечение продовольственной безопасности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Структура и функции АПК в России……………………………………5
1.1 Структура АПК………………………………………………………………...5
1.2 Оценка сырья АПК…………………………………………………………….6
1.3 Современная оценка состояния АПК в России………………………………7
Глава 2.Статистический анализ развития АПК в России……………………...10
2.1 Статистика сельской занятости……………………………………………...10
2.2 Факторы экономического размещения и специализация с/х в России……14
2.3 Проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса»………………….19
Глава 3.Проблемы и перспективы развития АПК в России…………………...28
3.1 Проблемы развития АПК в России……………………………………….....28
3.2 Технологическая революция в агрокомплексе - стратегическая альтернатива для России…………………………………………………………...30
3.3 Пути развития АПК…………………………………………………………..34
3.4 Роль инвестиций для АПК России…………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

 Сельхозпредприятия  должны получить реальный доступ к кредитным  ресурсам. Из федерального бюджета нужно  выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок. В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков»

 1. Развитие мясного  животноводства

 Цель: к 2008 г. увеличить поголовье крупного рогатого скота на 11 % (за период с 1991 г. по 2004 г. поголовье рогатого скота сократилось с 57 млн.. до 23 млн. голов, свиней - с 38,3 млн. до 13,4 млн. голов)

 Пути  решения:

  • создание  и модернизация животноводческих ферм на 500 тыс. голов 
  • расширение доступности кредитных ресурсов:

 государственное субсидирование процентных ставок по кредитам на срок до 8 лет на строительство и  модернизацию животноводческих, комплексов (3,45 млрд. рублей в 2006 г. и 3,18 млрд. рублей в 2007 г, дополнительно  к уже предусмотренным  на 2006 - 2007 годы 14,6 млрд рублей). Планируется, что общая сумма привлеченных кредитов составит около 40 млрд. рублей.

 К 2008 г. ожидается увеличение производства молока на 4,5 %, мяса - на 7 %.

  • модернизация и техническое перевооружение 10- 12% животноводческих комплексов, закупка высокопродуктивного племенного скота
  • развитие лизинга техники, оборудования, закупка племенного скота:
    • увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» на 8 млрд. руб. в целях:
    • поставки в 2006 - 2007 годах по лизингу техники и оборудования - на 1 млрд. руб. ежегодно;
    • закупки до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней, овец для селекции имеющегося стада (б млрд. рублей за два года).
  • увеличение производства мяса на душу населения до 30,3 кг (на 23 %),
  • повышение производительности труда в мясном животноводстве.
  • совершенствование таможенно-тарифного регулирования:
    • определение объемов квот и ввозных таможенных пошлин на мясо:
    • в 2006 г. - 2 069,7 тыс. тонн, в т.ч. птицы - 1 130 тыс. тонн;
    • в 200 7г. - 2 124,3 тыс. тонн, в т.ч. птицы - 1 171,2 тыс. тонн;
    • отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

 2. Развитие малых  форм хозяйствования  в агропромышленном  комплексе

 Пути  решения:

  • увеличение  объемов реализации продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) - до 30 %
  • расширение материально-технической и финансовой базы ЛПХ и КФХ:

 фермерские  хозяйства в 2006 году смогут воспользоваться  беспроцентным кредитом - для них предусмотрено 95-процентное субсидирование кредитной ставки. Остальные 5 % могут быть погашены за счет региона.

 В результате этого  планируется привлечь до 20 млрд. рублей кредитов коммерческих банков ежегодно (объем субсидий: 2006 г. - 2,9 млрд. руб., 2007 г. - 3,67 млрд. руб.).

  • создание мощностей для реализации продукции дополнительно в 1900 населенных пунктах
  • развитие заготовительных и снабженческо-сбытовых структур:
    • создание и модернизация инфраструктуры обслуживания потребностей мелких сельских производителей;
    • увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 2 млрд. рублей за два года для привлечения до 10 млрд. рублей инвестиций.
  • создание 550 производственных кооперативов по первичной переработке животноводческой продукции
  • развитие производственных мощностей переработки сельскохозяйственной продукции на модульной основе:
    • формирование и расширение мощностей переработки сельхозпродукции, производимой ЛПХ и КФХ (в основном - мини-комплексы);
    • увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 4,1 млрд. рублей за два года в целях привлечения инвестиций на общую сумму 16,1 млрд. рублей.
  • создание 1000 заготовительных снабженческо-сбытовых кооперативов при участии Россельхозбанка
  • развитие системы сельской кредитной кооперации:
    • увеличение в 2006-2007 годах уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 2 млрд. рублей в целях привлечения инвестиций на общую сумму 7 млрд рублей. Число кредитных кооперативов составит: в 2006 г. - 600, а в 2007 г. -1000.
  • вовлечение в систему земельной ипотеки 5000 хозяйств со средним 
    наделом земли 100 га
  • формирование системы земельно-ипотечного кредитования:

 совершенствование инфраструктуры земельно-ипотечной  системы; увеличение в этих целях уставного  капитала ОАО «Россельхозбанк» на 1,3 млрд. рублей. Планируемый объем привлеченных инвестиций - 7,7 млрд. рублей за два года.

 Кроме этого, дополнительно в 2006 году направляется 5,0 млрд. рублей на нужды сельскохозяйственных товаропроизводителей, в т.ч. для  компенсации роста цен на моторное топливо в 2005 году.

 Всего на реализацию проекта  «Развитие АПК» в 2006 году из средств федерального бюджета направляются 19,2 млрд. руб., в т.ч. 11,35 млрд. руб. по разделу «Межбюджетные трансферты».

  • В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие аграрно-промышленного комплекса» Минселхозом России предусмотрены следующие меры (по направлениям):

 а) «Ускоренное развитие животноводства»:

  • выпустить постановление Правительства  РФ, предусматривающее  субсидирование в 2006 году процентных ставок по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России;
  • осуществить сбор и анализ о наличии в субъектах РФ бизнес-проектов по строительству и модернизации животноводческих комплексов в 2006 году;
  • распределить и довести до субъектов РФ плановые объемы финансирования субсидий на 2006 год на общую сумму 3,45 млрд. рублей (на 2007 г. планируется 3,18 млрд. рублей).

 б) «Увеличение уставного  капитала ОАО «Росагролизинг»:

  • подготовить проект распоряжения Правительства РФ, регламентирующего  внесение средств  в УК ОАО «Росагролизинг» в 2006 году;
  • организовать принятие решения совета директоров и общего собрания ОАО «Росагролизинг» по вопросу эмиссии акций в 2006 году и заключить договор купли-продажи акций между Росимуществом и «Росагролизинг» в 2006 году на сумму 4 млрд. рублей;
  • подготовить заключение договоров ОАО «Росагролизинг» на поставку техники, оборудования и племенного скота для передачи их в лизинг в 2006 году на общую сумму 4 млрд. рублей.

 в) «Совершенствование таможенно-тарифного  регулирования»

 Цель - повышение конкурентоспособности животноводческой продукции отечественного производства:

  • подготовить проекты постановлений Правительства РФ:
    • о снижении или отмене ввозных пошлин на импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов, в том числе об отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование для животноводства;
    • по утверждению объемов квот и ввозных таможенных пошлин на мясо на 2006-2009 годы;
    • по дифференцированному повышению ввозных таможенных пошлин на твердые сыры;
  • разработать меры по ограничению импорта сухого молока и сливочного масла (включая меры таможенно-тарифного регулирования), в том числе поставляемых из Украины и Беларуси, заключить к июню 2006 года соответствующие межправительственные соглашения.

 г) «Стимулирование  развития малых форм хозяйствования в  АПК»:

  • подготовить проект постановления Правительства  РФ, регламентирующего предоставление субсидий в 2006 году;
  • разработать методику распределения субсидий по субъектам РФ и довести до них плановые объемы субсидий на 2006 год;
  • обеспечить выделение из федерального бюджета 2,9 млрд. рублей на субсидирование заемщиков, получивших, кредит и использовавших средства по целевому назначению.

 д ) «Стимулирование  создания заготовительных  и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производства по переработке сельскохозяйственной продутши, производимой личными, подсобными и кооперативными хозяйствами»

 Цель - создание к 2008 году 1000 заготовительных, снабженческо-бытовых и 550 перерабатывающих кооперативов

  • подготовка распоряжения Правительства РФ, регламентирующего внесение в 2006 году средств в ОАО «Россельхозбанк» на сумму 3,7 млрд. рублей с целью увеличения уставного капитала банка и снижения им процентных ставок по кредитам;
  • разработка концепции и методики создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, разработка программы участия ОАО «Россельхозбанк» в создании кооперативов, в том числе согласование графика создания и развития региональной сети кооперативов,
  • разработка концепции развития сельской кредитной кооперации, методик составления региональных и муниципальных программ, методических рекомендаций по ведению бухгалтерской отчетности в сельских кредитных кооперативах, начало организаторской работы в регионах по созданию таких кооперативов

 е) «Создание земельно-ипотечного кредитования» 

 Цель - вовлечение в систему земельной ипотеки 5000 хозяйств со средним наделом земли 100 га

  • разработка концепции и программы развития системы земельно-ипотечного кредитования;
  • разработка проектов федеральных законов, необходимых для создания системы земельно-ипотечного кредитования, в том земельно-ипотечного агентства

 ж) «Создание Центра информационного  обеспечения и  мониторинга реализации национального проекта»

 осуществление организационных и методических мероприятий, информационного обеспечения  и мониторинга реализации проекта, проведение конференций, семинаров, совещаний и обучения специалистов (общий объем финансирования 300 млн. рублей). 

  5В очередной раз государство пытается реформировать сельское хозяйство.Вводятся новые подходы,выработан Приоритетный национальный проект(ПНП) «Развитие АПК».Суть проекта-выдача субсидированных кредитов,причем как крупным хозяйственникам,так и фермерам,ЛПХ,кооперативам.Для аграриев это возможность получить кредит,проценты за который часто компенсируют федеральная и региональная власти,что делает кредитные деньги «дешевыми».

  Неформальные (в т.ч. теневые) практики,отмеченные  в ходе реализации ПНП «Развитие  АПК»,отличается не только интенсивностью  и распространенностью,но,что представляется гораздо более важным,функциональной ролью в ходе реализации пректа.Ряд практик,несмотря на их отчетливую интенцию к деформализации требований пректа,способствуют его реализации.Другие,сохраняя верность формальным требованиям,полностью искажают его смысл и используют нормативно-правовую базу проекта как основу реализации неформальных договоренностей участников процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 3.Проблемы и перспективы  развития АПК в  России.

 3.1 Проблемы развития  АПК в России.

 

 6Сельское хозяйство России оказалось отброшенным на три десятилетия назад по причине искажения существа рыночных реформ. Под флагом перехода к рыночным отношениям Россия вплотную подошла к грани утраты продовольственной безопасности и непосредственной зависимости продовольственного обеспечения от импортных поставок.

 Несмотря  на предпринимаемые Правительством меры, кардинальных сдвигов ни в  самом сельском хозяйстве, ни в его  технической обеспеченности все  еще не произошло по причине бессистемности проводимых мероприятий. Так, техническая оснащенность растениеводческих отраслей снизилась по сравнению с 1990 г. вдвое. В настоящее время Россия уступает по этому показателю развитым странам почти в 5 раз.

 Прежде всего, наличные парки машин не соответствует потребностям АПК по количеству. Например, по тракторам потребность удовлетворяется примерно на 43%; по комбайнам зерноуборочным - на 41%, картофелеуборочным - на 12%, льноуборочным - на 31%; по плугам - на 33%; по культиваторам - на 48%; по свеклоуборочным машинам - на 49%; по косилкам - на 51%; по жаткам валовым - на 26%; машинам для внесения удобрений - на 11%; опрыскивателям - на 18%. Помимо этого, парки машин не соответствуют потребностям ни по структуре, ни по техническому уровню: исправных машин в парках по состоянию на 01.05.02 г. было от 38 до 77%. Около 80% парка тракторов, 84% зерноуборочных комбайнов отслужили 10 лет и более. Такое же положение сложилось и по другим видам техники.

Информация о работе АПК: структура, функции, проблемы развития