Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель курсовой работы показать значение банковской системы РФ для экономического роста страны.
Задачи, которые я ставлю перед собой, заключаются в следующем:
- перечислить принципы организации и рассмотреть современную структуру банковской системы;
- рассмотреть деятельность Центрального банка РФ;
Введение 3
1. Банковская система Российской Федерации 5
1.1. Принципы организации банковской системы РФ 5
1.2. Современная структура банковской системы РФ 6
2. Цели деятельности и функции Центрального банка РФ 18
2.1. Структура Банка России 18
2.2. Денежно-кредитная политика Банка России 22
2.3. Процентная политика Банка России 22
2.4. Политика резервных требований Банка России 23
2.5. Операции на открытом рынке 25
2.6. Валютное регулирование 25
2.7. Регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций 27
2.8. Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций 28
2.9. Банк России как расчетный центр банковской системы 28
2.10. Нормотворческая деятельность Банка России 29
3. Банковская система и развитие российской экономики 30
3.1. Капитализация российских банков 30
3.2. Ставки и механизмы рефинансирования 31
3.3. Ипотека 32
3.4. Банки с государственным участием 33
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39
Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ) — структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России. Главной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ. Основной его функцией — осуществление расчетов между кредитными организациями.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинским Уставом, они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно[31].
В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создан Национальный банковской Совет, численностью 15 человек, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем Национального банковского Совета является Председатель Банка России. Совет рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной кредитной и валютной политики, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела, участвует в разработке принципов организации системы расчетов в РФ[32].
Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах. Организационная независимость Банка России определяется тем, что Банк России является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по его обязательствам, кроме случаев, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации[33].
Выражением политической независимости Банка России может служить отсутствие формальных связей между ним и Правительством РФ, а также его независимость в кадровом вопросе. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Банк России, созданный для осуществления управленческих функций, имеет три основные цели деятельности:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов[34].
Функции и полномочия, предоставленные Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.
Являясь органом монетарной власти, Банк России осуществляет следующие функции:
- разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий[35].
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.
Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.
Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.
Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России (Прил. 2.2.1).
Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России предоставляет минимальные процентные ставки, по которым он осуществляет свои операции[36].
Важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике является то, что Банк России не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков.
Влияние Банка России на уровень процентных ставок главным образом осуществляется посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Банка России для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики. Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты, а сверх этой величины — выплачиваются из прибыли.
Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Банк России учитывает динамику процентных ставок коммерческих банков, но величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Это отражается в динамике официальных ставок Банка России.
Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Банк России, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Банком России норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы. Увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, Банк России проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций[37].
Благодаря механизму обязательного резервирования, заключающемуся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Банке России и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка, обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.
С января 2000 г. действуют следующие нормативы обязательных резервов:
- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10 %;
- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации — 7 %[38].
Порядок обязательного резервирования постоянно совершенствуется.
Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и других государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России.
Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Банк России высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшение ее потенциала для кредитования экономики.
В настоящее время Банк России для операций на открытом рынке использует исключительно государственные ценные бумаги — ГКО и ОФЗ. Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и сделки РЕПО.
Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса. В рамках своей компетенции Банк России совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты.
Конкретные направления валютной политики как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования Банк России вырабатывает в результате анализа экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из этих параметров являются: состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя Российской Федерацией перед международными организациями.
В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение экономически обоснованного его уровня.
При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые можно подразделить на две группы.
1. Рыночные методы. Банк России проводит операции по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
2. Административные методы. Банк России применяет меры, основанные на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К числу этих методов относятся:
- меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);
- лимитирование — установление количественных ограничений для субъектов рынка на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты;
- прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой. В настоящее время в Российской Федерации прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой не применяются[39].
В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Банк России обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном этой инфраструктуры служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России.