Банковская система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:25, контрольная работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан.
Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

 Коммерческие  банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли

(промышленность, строительство, сельское хозяйство,  внешняя торговля). Они финансировали  и кредитовали свои предприятия,  как им предписывалось, зачастую  под крайне низкие проценты, не  принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий. 

 В целом  идея специализации банков внесла  путаницу в работу банковской  системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев.

 Значительно  ослабилась роль Государственного  банка СССР — он не оказывал  действительного влияния на работу  специализированных банков. 

 В этих  условиях единственно целесообразным  было провести банковскую реформу,  осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам. 

 Перестройка  банковской структуры должна  была ликвидировать монополию

 Госбанка  на банковское дело. До 1988 г. Госбанк  СССР был практически универсальным  кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора

 Стройбанка  СССР осуществляла обслуживание  инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других  отраслях хозяйства. Внешторгбанк

 СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой. 

 После получения  суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан  сразу же приступил к созданию  собственной банковской системы,  отвечающей требованиям рыночной  экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно- коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк -

 Агропромбанк  Республики Казахстан, Внешторгбанк  — в акционерно-коммерческий  банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий —

 Сбербанк  Республики Казахстан. В 1993 г.  эти банки были преобразованы  в акционерные банки, а Сбербанк  переименован в Народный банк  Республики

 Казахстан. 

 Банковская  реформа в Казахстане с 1991 г. 

 Необходимость проведения реформы банковской системы 

 В период  перехода экономики Республики  Казахстан на рыночные отношения  необходимы принципиально иные  переходы к системе управления  кредитом и построению механизма  банковского обслуживания хозяйственной  деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов. 

 Необходимость  проведения реформы банковской  системы в Республике

 Казахстан,  по мнению специалистов Мирового  банка, объясняется существованием  двух категорий краткосрочных  проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных

(или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий. 

 Кроме того, бывшая банковская система не  смогла нормально проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями. 

 В течение  1992 г. произошло увеличение кредитных  вложений в экономику

 Казахстана. Если сумма кредита к валовому  национальному продукту составила  в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка

 России. Об  этом свидетельствуют следующие  данные: в I квартале 1992 г. сумма  кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г.

 Нацбанком  централизованно выдано кредитов  на сумму 7,5 млрд. тенге, из них

5,6 млрд. тенге  - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована. 

 Вообще недостаток  практики рефинансирования кредита  Нацбанком заключается в том,  что, получая открытый доступ  к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально. 

 Еще один  фактор, мешавший эффективному размещению  кредитов, - это политика низких  процентных ставок. Низкие процентные  ставки способствовали увеличению  потребности на ссуды и ослаблению  финансовой дисциплины государственных  предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам. 

 Получая эти  дешевые кредиты, госпредприятия  использовали их в основном  для выплаты зарплаты и накопления  материальных ценностей, а не  для инвестиций. Достаточно сравнить  уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы. 

 Таким образом,  соединение политики прямого  кредитования поддерживаемых государственных  предприятий с политикой низких  процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов. 

 Прямое кредитование  специализированными банками своих  предприятий без разбора их  ликвидности привело к увеличению  просроченных ссуд, в то же  время вновь рождающееся, ориентированные  на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков. 

 Политика  низких процентных ставок не  позволяла банкам мобилизовать  сбережения в полной мере. Предприятия  и население предпочитают размещать  свои сбережения в реальных  активах. Предприятия наращивают  товарные запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы - гораздо лучшая защита от инфляции, от обесценения денежных накоплений. Проценты, выплачиваемые банками за вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредитовать эффективные предприятия. 

 Отрицательное  влияние на характер распределения  кредитных ресурсов оказывала  практика предоставления государственным  предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсации предприятиям их специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями. 

 Широко практиковалась  выдача льготных кредитов сельскохозяйственным  предприятиям на проведение взаимных  зачетов в расчетах. В 1992 г.  доля льготных кредитов Национального  банка составила около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов на сельское хозяйство и заготовительные организации. 

 Централизованные  кредиты на целевые правительственные  программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам

(3%, 25% и 65%). Из  общей суммы выданных банками  кредитов в сумме 7,5 млрд. тенге  76% приходилось на их долю, так  как после отмены в 1992 г.  ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предоставляемым; банками за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка. В результате средняя процентная ставка по предоставляемым централизованным кредитам в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительных цен в тот год был определен, на уровне 2269,8%. 

 При проведении  массового клиринга долгов предприятий  Нацбанк также предоставлял субсидированные  льготные кредиты предприятиям-должникам.  В

1992 г. на долю кредитов, выданных на эти цели, падает около 30% всех льготных кредитов. Основная часть кредитов оставалась непогашенной. 

 Хотя вышеназванные  кредиты предоставлялись на улучшение  финансового состояния предприятий,  они превратились в инструмент  финансирования их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставков по субсидированным и льготным кредитам и уровнем инфляции способствовало финансовым спекуляциям. 

 В общей  сумме кредитных вложений значительный  вес имеет кредит правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. они составляли соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. - 1,5 и 2%, а в 1993 г. предоставлен кредит на покрытие бюджетного дефицита 877 млн. тенге, или 11,8% от всей суммы кредита. 

 В результате  структура кредитных вложений  значительно ухудшилась, возросла  доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального  банка из-за низкой процентной  ставки и потери капитала исчислялись  колоссальной суммой. 

 Начавшийся  в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику в целом. Многие предприятия вынуждены были резко снизить производство продукции, некоторые вообще остановить производство. Применялись в расчетах бартер, предварительная оплата за товары и услуги. 

 На 1 января 1991 г, неоплаченные в срок расчетные  документы составили

5 млн. тенге,  а на 1 января 1992 г. - 11,2 млн. тенге,  а на июнь 1992 г. -

384 млн. тенге,  или 12,3% валового национального  продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные платежи возросли с 91,5 млн. тенге до 5,5 млрд. тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банкой возросла с 12,6 млн. тенге до 1,7 млрд. тенге, или в 135 раз. 

 Такое явление  объясняется рядом причин и  в первую очередь неэффективностью  системы платежей, а также проблемами  кредитного рынка.

 Особенно  они проявились, когда Национальный  банк в начале 1992 г. начал ограничивать  выдачу кредитов предприятиям. Последние не могли получить оплату за отгруженные товары с других предприятий, платежи задерживались на полгода и больше. Под угрозой оказались все предприятия, как здоровые, платежеспособные, так и неплатежеспособные. 

Информация о работе Банковская система РК