Коммерческие
банки, отделенные от Госбанка,
обычно функционировали как специализированные,
каждый банк имел монополию в определенной
отрасли
(промышленность,
строительство, сельское хозяйство,
внешняя торговля). Они финансировали
и кредитовали свои предприятия,
как им предписывалось, зачастую
под крайне низкие проценты, не
принимая в расчет обоснованность,
жизнеспособность и прибыльность этих
предприятий. В активах этих банков преобладали
некачественные просроченные ссуды убыточных
государственных предприятий.
В целом
идея специализации банков внесла
путаницу в работу банковской
системы, она не освободилась от монополизации,
не внесла коренного изменения в кредитный
механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой
и характеризовалась многозвенностью,
носила явно затратный характер, возрос
бюрократический аппарат верхнего уровня
при ослаблении первичных звеньев.
Значительно
ослабилась роль Государственного
банка СССР — он не оказывал
действительного влияния на работу
специализированных банков.
В этих
условиях единственно целесообразным
было провести банковскую реформу,
осуществить переход банковской
системы к ее двухуровневой организации,
аналогичной западным образцам.
Перестройка
банковской структуры должна
была ликвидировать монополию
Госбанка
на банковское дело. До 1988 г. Госбанк
СССР был практически универсальным
кредитным учреждением, выполнявшим
функции Центрального, коммерческого
и инвестиционного банков. Казахская республиканская
контора
Стройбанка
СССР осуществляла обслуживание
инвестиций в городе - в промышленности,
на транспорте и в других
отраслях хозяйства. Внешторгбанк
СССР, функционировавший
на акционерных началах, обслуживал операции
в валюте и с валютой.
После получения
суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан
сразу же приступил к созданию
собственной банковской системы,
отвечающей требованиям рыночной
экономики. Уже в январе 1991г. был принят
Закон " О банках и банковской деятельности
в Казахской СССР", что было, по существу,
началом банковской реформы в стране.
Республиканский Государственный банк
был преобразован в Национальный банк,
Республики Казахстан с областными управлениями
и отделениями. Республиканский Промстройбанк.
— в акционерно- коммерческий банк Туранбанк,
Агропромбанк в акционерно-коммерческий
банк -
Агропромбанк
Республики Казахстан, Внешторгбанк
— в акционерно-коммерческий
банк Алембанк, Республиканский Сбербанк
— в акционерно-коммерческий —
Сбербанк
Республики Казахстан. В 1993 г.
эти банки были преобразованы
в акционерные банки, а Сбербанк
переименован в Народный банк
Республики
Казахстан.
Банковская
реформа в Казахстане с 1991 г.
Необходимость
проведения реформы банковской системы
В период
перехода экономики Республики
Казахстан на рыночные отношения
необходимы принципиально иные
переходы к системе управления
кредитом и построению механизма
банковского обслуживания хозяйственной
деятельности, использованию экономических
методов руководства деятельностью предприятия
и банков; перестройка системы взаимоотношений
как между банками и их клиентами, так
и в рамках самой банковской системы -
между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо
реформирование банковской системы с
учетом новых явлений и процессов.
Необходимость
проведения реформы банковской
системы в Республике
Казахстан,
по мнению специалистов Мирового
банка, объясняется существованием
двух категорий краткосрочных
проблем, которые могут воспрепятствовать
проведению реформы макроэкономики. К
первой категории относится проблема
неправильного размещения финансовых
ресурсов, обусловленная практикой старой
системы государственного распределения
целевых кредитов и банковской практикой,
оставшейся в наследство от централизованной
экономики. Вторая категории проблем состоит
в том, что банки унаследовали "некачественные"
(просроченные) ссуды и убыточные государственные
предприятия. Эти проблемы мешают доступу
жизнеспособных
(или кредитоспособных)
существующих государственных, а также
возникающих частных предприятий к финансовым
ресурсам и отвлекают банковские финансовые
ресурсы в пользу нежизнеспособных (или
убыточных) предприятий.
Кроме того,
бывшая банковская система не
смогла нормально проводить платежи
и расчеты между предприятиями и организациями.
В течение
1992 г. произошло увеличение кредитных
вложений в экономику
Казахстана.
Если сумма кредита к валовому
национальному продукту составила
в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале
- 29,8%. Это произошло в основном за счет
рефинансирования, кредита Национального
банка, которое, в свою очередь, финансировалось
контокоррентным кредитом Центрального
банка
России. Об
этом свидетельствуют следующие
данные: в I квартале 1992 г. сумма
кредита Нацбанка коммерческим банкам
к валовому Национальному продукту составил
6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное
административное распределение кредитных
ресурсов через специализированные банки
открывало доступ к кредитам нежизнеспособным
убыточным государственным предприятиями
вело к образованию плохих, недействующих
кредитов, т.е. образованию у банков плохого
кредитного портфеля. В 1993 г.
Нацбанком
централизованно выдано кредитов
на сумму 7,5 млрд. тенге, из них
5,6 млрд. тенге
- правительственных, т.е. на их долю приходилось
75%, общая сумма возврата по ним равнялась
138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть
пролонгирована.
Вообще недостаток
практики рефинансирования кредита
Нацбанком заключается в том,
что, получая открытый доступ
к рефинансовым кредитам, банки теряют
стимул самостоятельно мобилизовать депозитные
ресурсы. Кроме того, при размещении этих
кредитов на субъективной основе часто
не учитывается эффективность работы
банков, из-за чего кредитные ресурсы не
всегда распределяются рационально.
Еще один
фактор, мешавший эффективному размещению
кредитов, - это политика низких
процентных ставок. Низкие процентные
ставки способствовали увеличению
потребности на ссуды и ослаблению
финансовой дисциплины государственных
предприятий, которые прямо кредитовались
централизованно по кредитным заявкам.
Получая эти
дешевые кредиты, госпредприятия
использовали их в основном
для выплаты зарплаты и накопления
материальных ценностей, а не
для инвестиций. Достаточно сравнить
уровень инфляции и номинальную
процентную ставку кредитов Нацбанка:
последняя в марте 1992 г. составила 25% в
год при годовой инфляции розничных цен
более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная
процентная ставка увеличилась до 65%, а
инфляция составила 1000%. В то же время предприятия,
получающие дешевые кредиты, не торопились
с улучшением своего финансового состояния
и перестройкой работы.
Таким образом,
соединение политики прямого
кредитования поддерживаемых государственных
предприятий с политикой низких
процентных ставок привело к неправильному
размещению кредитных ресурсов.
Прямое кредитование
специализированными банками своих
предприятий без разбора их
ликвидности привело к увеличению
просроченных ссуд, в то же
время вновь рождающееся, ориентированные
на рынок предприятия не имели доступа
к кредитам банков.
Политика
низких процентных ставок не
позволяла банкам мобилизовать
сбережения в полной мере. Предприятия
и население предпочитают размещать
свои сбережения в реальных
активах. Предприятия наращивают
товарные запасы, а граждане покупают
недвижимость и товары длительного пользования.
Реальные активы - гораздо лучшая защита
от инфляции, от обесценения денежных
накоплений. Проценты, выплачиваемые банками
за вклады, далеко не компенсировали потери
от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов
из-за недостаточной мобилизации сбережений
предприятий и населения не дает банкам
кредитовать эффективные предприятия.
Отрицательное
влияние на характер распределения
кредитных ресурсов оказывала
практика предоставления государственным
предприятиям субсидированных и льготных
кредитов. Субсидированными кредитами
назывались кредиты, предназначенные
для компенсации предприятиям их специфических
затрат, например, затрат на социальную
защиту населения, а также издержки, обусловленные
традиционной неэффективностью работы
предприятий. Они предоставлялись по процентным
ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого
Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика
субсидированных кредитов фактически
стерла разницу между обычным кредитом
и государственной дотацией. Эти ссуды
практически не погашались предприятиями.
Широко практиковалась
выдача льготных кредитов сельскохозяйственным
предприятиям на проведение взаимных
зачетов в расчетах. В 1992 г.
доля льготных кредитов Национального
банка составила около 70% всех рефинансируемых
кредитов, или 42% от всех кредитных вложений.
Основная часть льготных кредитов на сельское
хозяйство и заготовительные организации.
Централизованные
кредиты на целевые правительственные
программы предоставлялись в 1993
г. также, в основном, по льготным процентным
ставкам
(3%, 25% и 65%). Из
общей суммы выданных банками
кредитов в сумме 7,5 млрд. тенге
76% приходилось на их долю, так
как после отмены в 1992 г.
ограничений на процентные ставки,
устанавливаемые коммерческими банками,
маржа в размере 3% сохранилась по кредитам,
предоставляемым; банками за счет централизованных
кредитных ресурсов Национального банка.
В результате средняя процентная ставка
по предоставляемым централизованным
кредитам в целом по республике за 1993 г.
составила 48,2%. Индекс потребительных
цен в тот год был определен, на уровне
2269,8%.
При проведении
массового клиринга долгов предприятий
Нацбанк также предоставлял субсидированные
льготные кредиты предприятиям-должникам.
В
1992 г. на долю
кредитов, выданных на эти цели, падает
около 30% всех льготных кредитов. Основная
часть кредитов оставалась непогашенной.
Хотя вышеназванные
кредиты предоставлялись на улучшение
финансового состояния предприятий,
они превратились в инструмент
финансирования их убытков. К тому же большое
различие между номинальной процентной
ставков по субсидированным и льготным
кредитам и уровнем инфляции способствовало
финансовым спекуляциям.
В общей
сумме кредитных вложений значительный
вес имеет кредит правительству
на покрытие дефицита бюджета негосударственного
долга: на 1 января 1992 г. они составляли
соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г.
- 1,5 и 2%, а в 1993 г. предоставлен кредит на
покрытие бюджетного дефицита 877 млн. тенге,
или 11,8% от всей суммы кредита.
В результате
структура кредитных вложений
значительно ухудшилась, возросла
доля недействующих (просроченных)
кредитов. Потери Национального
банка из-за низкой процентной
ставки и потери капитала исчислялись
колоссальной суммой.
Начавшийся
в 1992 г. в республике кризис неплатежей
оказывал пагубное влияние на финансовое
положение предприятий и на экономику
в целом. Многие предприятия вынуждены
были резко снизить производство продукции,
некоторые вообще остановить производство.
Применялись в расчетах бартер, предварительная
оплата за товары и услуги.
На 1 января 1991
г, неоплаченные в срок расчетные
документы составили
5 млн. тенге,
а на 1 января 1992 г. - 11,2 млн. тенге,
а на июнь 1992 г. -
384 млн. тенге,
или 12,3% валового национального
продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных
банковских кредитов. За 1993 г. просроченные
платежи возросли с 91,5 млн. тенге до 5,5
млрд. тенге, или в 60 раз. Просроченная
задолженность по ссудам банкой возросла
с 12,6 млн. тенге до 1,7 млрд. тенге, или в
135 раз.
Такое явление
объясняется рядом причин и
в первую очередь неэффективностью
системы платежей, а также проблемами
кредитного рынка.
Особенно
они проявились, когда Национальный
банк в начале 1992 г. начал ограничивать
выдачу кредитов предприятиям. Последние
не могли получить оплату за отгруженные
товары с других предприятий, платежи
задерживались на полгода и больше. Под
угрозой оказались все предприятия, как
здоровые, платежеспособные, так и неплатежеспособные.