Банковская система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:25, контрольная работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан.
Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

 Проблемы  кредитного рынка обнаружились, когда была ликвидирована прежняя система безналичных расчетов и кредитование под расчетные документы. Предприятия отгружали свою продукцию согласно плану и договорам поставок покупателю, не проверяя его платежеспособности. Если у покупателя не было средств на счете, ему автоматически банк предоставлял кредит, риск неплатежа был ранен нулю. После отметил этой системы, (банк не стал выдавать кредиты предприятиям, если они некредитоспособные) разразился кризис неплатежей; задержки с оплатой или неспособность ряда предприятий произвести оплату за товары и услуги вызвали цепную реакцию неплатежей. 

 К тому  же задержки платежей были  связаны с устаревшим инструментарием  и отсталой технической оснащенностью  банков (устаревшие сети ЭВМ и  их программное обеспечение). 

 Чтобы преодолеть  кризис неплатежей между предприятиями,  правительство осуществило три  мероприятия. Во-первых, рефинансировало  задолженность эффективных или  жизнеспособных предприятий другим  предприятиям с целью снизить  объем задолженности жизнеспособных предприятий. Национальный банк предоставил через бывшие специализированные банки кредиты на рефинансирование на сумму 245,6 млн. тенге. Во-вторых, правительство ввело новые платежные инструменты. Государственным предприятиям было поручено использовать платежные инструменты, требующие предварительной оплаты по платежным поручениям или чекам. В-третьих, бывшие союзные республики пришли к соглашению учредить межреспубликанский расчетный банк. В конце 1992 г.

 Казахстан  и Россия подписали двухстороннее  соглашение о взаимном зачете задолженности предприятий двух стран, которая составляла 80 млн. тенге на конец 1992 г. 

 Эти меры  не смогли преодолеть кризиса  неплатежей, так как ряд важных  вопросов остался нерешенным. Не  покончено с неэффективностью  платежной системы и кредитного рынка, что вызвало взаимную задолженность предприятий, например, задержки с оплатой и отсутствие у предприятий финансовой дисциплины. Кризис неплатежей повторился в конце 1992 г., тогда правительство вынуждено было выделить еще 600 млн. тенге на погашение задолженности, 800 млн. тенге на пополнение оборотного капитала государственных предприятий в 1 квартале 1993 г. по льготной процентной ставке (25% годовых). 

 В связи  с введением в ноябре 1993 г. национальной  валюты на

 Национальный  банк легла полная ответственность за функционирование денежно- кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков. 

 С момента  введения национальной валюты  вплоть до 1995 г. Национальный банк, не имевший традиций и опыта в части выполнения функций Центрального банка, разработки и принятия нормативных документов, регламентирующих деятельность системы, нарабатывал опыт проведения самостоятельной денежно- кредитной политики. Этот период был также периодом адаптации национальной валюты к действию инструментов денежной кредитной политики и факторов, обусловленных политикой либерализации цен. Одновременно разрабатывалась первая Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 г., которая была утверждена постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 г. 

 Программа  реформирования банковской системы  Казахстана на 1995 г. 

 Предполагалось, что при условии успешной реализации  Программы до конца

 1995 г. удалось бы: 

 Нацбанку  в основном завершить внедрение  и использовать весь набор  инструментов денежно-кредитного  и валютного регулирования, характерный  для классических центральных  бантов, что позволит проводить  эффективную денежно- кредитную  политику и более полно выполнять основные задачи, определенные для Нацбанка действующим законодательством; за счет правильного применения экономических стимулов и совершенствования нормативного регулирования и усиления контроля со стороны

 Нацбанка  осуществить качественное улучшение деятельности всех коммерческих банков с повышением уровня их капитализации и формированием группы (порядка

10-15) банкой, приближающихся  к международным стандартам; путем  развития и углубления межбанковского  денежного, кредитного и валютного рынков достичь состояния, когда формирующиеся на них процентные ставки и обменные курсы станут определяющими, а Нацбанк будет на них влиять только с помощью своих инструментов прямого и косвенного регулирования; отказаться от прямого кредитования Нацбанком дефицита республиканского бюджета, перейдя к неинфляцнонным способам его финансирования на внутреннем и внешнем финансовых рынках; достичь качественно нового уровня функционирования так называемой промежуточной платежной системы в части безопасности, своевременности и эффективности осуществления платежей между хозяйствующими субъектами и развернуть создание долгосрочной национальной платежной системы; заложить основы системы неинфляционного кредитования средне- и долгосрочных инвестиционных проектов. 

 Несмотря  на амбициозность Программы, с  учетом фактического состояния  дел ее удалось в основном  реализовать. 

 Прежде всего,  получили дальнейшее развитие  методы и инструменты денежно-кредитного  регулирования. 

 Механизм  рефинансирования банков претерпел существенные изменения.

 Предоставление  директивных кредитор прекращено  уже с февраля 1995 г.

 Сокращены  объем и сроки предоставляемых  кредитов за счет централизованных  источников, функция кредитования  экономики в основном перешла  от

 Национального  банка на банки второго уровня, призванные обеспечить кредитование экономики за счет привлекаемых для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и привлекаемых ими самостоятельно внешних займов. Национальный банк во все большей степени переключался на характерный для центральных банков функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование

 Правительства,  и в целом денежно-кредитное  и валютное регулирование. 

 В первой  половине 1995 г. основная масса кредитов Национального банка банкам второю уровня предоставлялась через аукционы ресурсов сроком до 3 мес., а во второй половине года центр тяжести операций стал переходить на вторичный рынок государственных ценных бумаг. Получил развитие рынок межбанковских кредитов. С сентября внедрена система ломбардного кредитования. В целях ограничения роста базовых денег в отдельных периоды года Нацбанком проводилась стерилизация приростов денежной массы путем выпуска в обращение ценных бумаг (нот) Нацбанка. 

 В 1995 г.  Национальным банком поддерживалось  позитивное реальное значение  ставки рефинансирования. По мере  снижения темпов инфляции она  понижалась, и, наоборот, рост инфляции  вынуждал пересматривать ее в  сторону увеличения. Учитывая, что  темпы инфляции снизились с 8,9% в январе 1995 г. до 2,4% в сентябре, ставка рефинансирования постепенно снижалась: с 210 до

45%. Рост инфляции  в последующих месяцах (до 4,4% в  месяц) вынудил Нацбанк повысить  ставку рефинансирования с 20 ноября, до 52,5%. Соответствующим образом эти изменения отразились и на процент ной политике банков второго уровня. 

 Исходя из  необходимости поддержания объема  денежной массы в оптимальных  размерах, регулирования ликвидности  банков уровень обязательных  резервов с марта 1995 г. составил 20% от депозитных обязательств в тенге и иностранной валюте. Нацбанк сохранил принцип платности за резервы банков, перешедших на альтернативный порядок резервирования, размер платы поддерживался на уровне 25% от ставки рефинансирования. 

 В 1995 г. Национальный банк обеспечил широкое развитие рынка государственных ценных бумаг, начаты операции на открытом рынке. 

 При этом  было обеспечено функционирование как первичного, так и вторичного рынков. В результате объем казначейских векселей со сроком обращения 3 мес. на конец 1995 г. составил 4,1 млрд. тенге и сроком 6 мес.

- 0,8 млрд. тенге.  Объем операций на вторичном  рынке за год составил 11,4 млрд. тенге, в том числе операции открытого рынка - порядка 2,2 млрд. тенге. 

 Политика  валютного курса, проводимая Нацбанком,  была направлена на сглаживание  динамики обменного курса тенге,  вызываемого кратковременными изменениями  рыночной ситуации. Интервенции Нацбанка на Казахстанской межбанковской валютно-фондовой бирже за 1995 г. в форме покупок долларов

 США практически  совпали с интервенциями в  форме продажи. 

 Учитывая  позитивные тенденций в создании  ликвидного рынка, Нацбанк во  второй половине 1995 г. счел возможным снизить требование обязательной продажи предприятиями выручки от экспорта в инвалюте на внутреннем валютном рынке до 30%, а затем вообще отменить ее. К концу года получил развитие внебиржевой валютный рынок и объем операций на нем превысил биржевой. 

 В 1995 г.  осуществлена значительная работа  по управлению золотовалютными  резервами. В апреле 1995 г. правлением  Нацбанка утверждена

 Концепция  управления золотовалютными резервами. 

 В целях  увеличения золотовалютных резервов Нацбанк проводил такие операции, как размещение валюты в депозиты и драгоценные металлы, покупка и продажа валюты и драгметаллов. Проводились операции с государственными ценными бумагами различных стран. 

 Активизирована  работа, связанная с прохождением  аттестации и получением торговой марки (клейма) на Лондонском рынке драгоценных металлов. 14 марта 1995 г. зарегистрирован товарный знак казахстанского серебра. Проводилась такая работа и по золоту. 

 В результате  проведения такой денежно-кредитной  политики параметры, заложенные в монетарной программе на 1995 г., в основном были выполнены.

 Это позволило  снизить среднемесячные темпы  инфляции с 24,1% в 1994 г. до

4,8% в 1995 г.  и стабилизировать курс тенге  по отношению к иностранным  валютам. Проводимая Нацбанком денежно-кредитная политика создала благоприятные условия для стабилизации всей экономики. Темпы падения валового внутреннего продукта снизились до 9% (в 1994 г. - 23,7%). В ряде отраслей экономики по сравнению с 1994 г. достигнут рост производства.

 Определились тенденции к улучшению сальдо торгового баланса. 

 В 1995 г.  продолжало укрепляться взаимодействие  Нацбанка и Минфина в деле  макроэкономической стабилизации  и координации денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политики  в целях оздоровления экономики страны. В итоге улучшена практика взаимоотношений с Минфином, упорядочены финансовые отношения, успешно выполняются функции агента Минфина по проведению аукционов государственных казначейских обязательств, проведена подготовительная работа по передаче кассового обслуживания бюджетов из

 Нацбанка  в казначейство Министерства  финансов. 

 Проделана  серьезная работа по реформе  системы бухгалтерского учета  банковской системы, представляющая  собой комплекс мероприятий, позволяющих  внедрить в практическую деятельность общепринятые международные принципы и стандарты, отвечающие требованиям экономики. 

 Нацбанком  внедрены в практику новый  план счетов, консолидированный  баланс и нормативные документы  по главной и вспомогательной  бухгалтерии, а также необходимая  бухгалтерская и статистическая отчетность в системе

 Центрального  банка. Завершена разработка программного  обеспечения для автоматизированной  обработки указанных видов работ. 

 В 1995 г.  проводилась работа по подготовке  документов, обеспечивающих развитие  методологической базы банковского надзора: по формированию специальных резервов на покрытие безнадежных и сомнительных долгов, по консервации банков, новому порядку открытия банков, лицензированию банковских операций, изменению действующего порядка ликвидации банков и ведения банками открытой валютной позиции. 

 В 1995 г.  произошли существенные изменения  в системе банков второго уровня. Продолжался процесс ликвидации  или слияния банков. Этому способствовало  усиление требований со стороны  Нацбанка к капитализации и ликвидности банков второго уровня. В результате количество банков за год сократилось с 191 до 130. Существенно изменилась и их структура. Был создан межгосударственный банк, увеличилось число иностранных (с 4 до 6) и совместных (с 6 до 7) банков. 

 Значительные изменения произошли в формировании уставных фондов банков. Если на начало года уставные фонды менее 5млн. тенге имели 60% банков, то на начало 1996 г. их оставалось менее 35%. При этом удельный вес банков, имеющих уставные фонды от 80 млн. тенге и выше, увеличился с 11 до

Информация о работе Банковская система РК