Безработица, её причины, формы и пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель работы - последовательно рассмотреть понятие и сущность безработицы, теоретические подходы к её анализу, причины, формы, а также проблемы безработицы и пути её решения.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Сущность безработицы и причины её образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы безработицы и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Методы борьбы с безработицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Безработица в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Уровень и динамика российской безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Особенности формирования занятости в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭкономТеория .docx

— 383.70 Кб (Скачать документ)

Структурная безработица, при  всей своей болезненности, также  может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число  свободных мест не уступает числу  людей, ищущих работу, хотя и имеющих  другие специальности. Если рабочих  мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла третья, самая  неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица  присуща странам, переживающим общий  экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают  не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти  одновременно и повсеместно. В итоге  общее число свободных рабочих  мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления  и подъема появляются новые рабочие  места, и безработица рассасывается.

Можно выделить еще сезонную безработицу, связанную с неодинаковыми  объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные  периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается  безработица), в другие - уменьшается (а безработица возрастает). К  отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит - и занятости) относятся, прежде всего, сельское хозяйство и  строительство. Поэтому, иногда, к категории  безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они  остаются без работы из-за того, что  некоторые виды деятельности могут  осуществляться только в определенные периоды года.

Добровольная безработица  вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые  по своему психическому складу или  по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех  случаях, когда работник увольняется  по собственному желанию, если он недоволен  уровнем оплаты его труда, условиями  работы, либо какими-то другими обстоятельствами.

Застойная безработица - наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Наконец, можно выделить еще один вид безработицы - скрытая  безработица, которая характерна для  отечественной экономики. Суть ее в  том, что в условиях неполного  использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный  режим рабочего времени (неполная рабочая  неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к  выводу: фрикционная и структурная  безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники  заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

1.3.Методы борьбы с безработицей

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. Например, кейнсианцы считали, что  саморегулирующаяся  экономика  не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от, так  называемого, "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной  занятости, которая характерна   для   современного    общества, имеет    свои    корни    в недопотреблении...". Недопотребление выражается в том, что по  мере  повышения  доходов  у потребителя  у  него  в  силу   психологических   факторов   "склонность   к сбережению"  превышает  "побуждение  к инвестициям", что   влечет спад производства и безработицу.

Таким   образом, кейнсианцы, показав    неизбежность    кризиса

саморегулирующейся экономики, указывали  на  необходимость  государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует  повысить  эффективный  спрос,  снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

       Монетаристы  выступили против кейнсианских  методов. В 1967 году     М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями  рынка  труда  и  не может быть  изменен  мерами  государственной политики.  Если  правительство старается поддержать занятость выше  ее  "естественного  уровня"  с  помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса,  то  эти  меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

       Среди   аргументов   монетаристов   по    поводу    несостоятельности

кейнсианской  политики  делался акцент  на  непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в  проявлении  эффекта этих мер.

    Монетаристские  методы регулирования занятости  достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Что касается общих мер  по борьбе с безработицей, то абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы  борьбы  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

Общие меры по сокращению безработицы  следующие: 1.Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания новых  рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); 2.Организация  общественных работ (благоустройство  территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции); 3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); 4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям 5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя); 6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Необходимо рассмотреть  какие меры следует предпринимать, чтобы в России безработица стала менее острой проблемой. При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта. В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами. Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы,  отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти  исчезла традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда. Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов. Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Масштабы безработицы  оцениваются по ряду критериев: регистрация  безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск  работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Очевидно, чем более  оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого  капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать  уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики.

 

2.Безработица в современной  России

2.1.Уровень и динамика  российской безработицы

Главная причина, влияющая на уровень безработицы - темпы роста российской экономики, а эти темпы, в свою очередь, сильно зависят от тенденций в развитии мировой экономики, поскольку возможность России, устойчиво поддерживать нынешнюю модель экономического роста, фактически полностью привязана к притоку экспортных доходов и возможности привлекать финансирование на капвложения.

Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения  по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля).

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или 53% от общей численности  населения страны.

В численности экономически активного населения,  67,7 млн.человек  классифицировались как занятые  экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с  применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

В феврале 2009г. численность  экономически активного населения  была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

Численность безработных, в  соответствии с методологией МОТ, в  феврале 2009г. была на 1,8 млн. человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.

Численность безработных  и уровень безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.

Численность официально зарегистрированных безработных в марте 2009г. увеличилась  на 41,9% по сравнению с мартом 2008г. и составила 2,2 млн. человек, в том числе 1,9 млн. человек получали пособие по безработице. При этом по сравнению с февралем 2009г. численность официально зарегистрированных безработных россиян увеличилась на 8,2%.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В феврале 2009г. В них работали 36,3 млн. человек, или 52,5% общей численности занятых.

По данным обследования населения  по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс. человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс. человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс. человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В феврале 2009г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров  по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008г. - в 3,6 раза).

Безработица по полу и месту  проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных  женщин - на 32,1%. Среди безработных  по методологии МОТ доля женщин в  феврале 2009г. составила 44,4%.

Доля городских жителей  среди безработных, по методологии  МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и  увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди  городского населения были более  значительными, чем среди сельского  населения. В феврале 2009г. численность  городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.

Информация о работе Безработица, её причины, формы и пути снижения