Безработица, её причины, формы и пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель работы - последовательно рассмотреть понятие и сущность безработицы, теоретические подходы к её анализу, причины, формы, а также проблемы безработицы и пути её решения.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Сущность безработицы и причины её образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы безработицы и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Методы борьбы с безработицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Безработица в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Уровень и динамика российской безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Особенности формирования занятости в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭкономТеория .docx

— 383.70 Кб (Скачать документ)

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в феврале 2009г. составил 35,2 года (в  ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе  безработных мужчин - 34,8 года, безработных  женщин - 35,6 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению  с ноябрем 2008г. в составе безработных  увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного  пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

Самый высокий уровень  безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы  в феврале 2009г. составил 20%, в том  числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы  взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том  числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.

Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного  пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась  на 5,8 процентного пункта.

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно  выше, чем среди городских и  в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы  снизилась среди сельских жителей  на 4 процентных пункта, среди безработных  городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди  городского населения средняя продолжительность  безработицы уменьшилась по сравнению  с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди  сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие  опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных  формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта  трудовой деятельности, сократилась  на 3,7 процентного пункта.

В феврале 2009г. среди безработных  в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников.

Общая безработица в среднем  за 2009 год составила 6,368 миллиона человек  против 4,792 миллиона человек в 2008 году.

Имеющиеся резервы повышения производительности труда в экономике за счет как инвестиций в основной капитал, так и осуществления организационных преобразований и улучшения корпоративного управления позволили отчасти компенсировать ожидаемое сокращение предложения рабочей силы на рынке труда. Развитие малого предпринимательства сыграло существенную роль в повышении потребности экономики в трудовых ресурсах.

Динамика российской безработицы.

Ситуация на рынке труда  в декабре-январе заметно ухудшилась. Давно обещанный сезонный рост безработицы  стал очевидным. Помимо сезонности (устойчивого  повышения уровня безработицы в  зимние месяцы и ее снижения летом) есть и другие причины. Стал очевидным  тупик политики искусственного сдерживания безработицы. Из-за политических ограничений на высвобождение работников, занятых на не модернизированных и неконкурентоспособных предприятиях, оказавшихся убыточными в кризис, в России образовался "навес" скрытой безработицы. В декабре он составил 1,9 млн. занятых неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках, еще 1,8 млн. чел. было занято в 2009 г. на общественных работах. Они почти полностью финансируются из федерального бюджета и в основном обеспечивают высвобождаемых низкоквалифицированной работой по уборке территории предприятий и муниципалитетов. Если сложить все эти виды, суммарно скрытая безработица (около 3,5 млн. чел.) и безработица по методологии МОТ (6,2-6,5 млн. чел.), достигают почти 10 млн. чел. (рис. 4). Масштабы скрытой безработицы росли весь 2009 г., но такая политика не может продолжаться бесконечно, поскольку увеличение расходов федерального бюджета не сопровождается улучшением ситуации на рынке труда.

 

2.2.Особенности формирования  занятости в России

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие  занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности. С другой стороны  незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения  должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому  гражданину его конституционное  право на труд.

Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов  незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2.Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5.Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую.

При значительном высвобождении  с предприятий работников потребуется  организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной  программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему  служб занятости, должно стать "непрерывное  образование". На базе действующих  учебных заведений необходимо создать  межреспубликанское учебное заведение  для переподготовки и повышения  квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости  и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа  и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также  набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи; В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия:

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и  обладать способностью к систематической  работе по какой-либо профессии. Если профессии  нет, то он обязан пронять предложение  службы занятости о предварительной  профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его  готовность трудиться, то есть желание  и обязанность пронять предложение  о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10.Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

 Таким образом, функции  Государственной службы занятости  значительно расширились по сравнению  с функциями ранее действовавшей  системы трудоустройства населения.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.Различают государственную  активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных  и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест: обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий  безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.

Информация о работе Безработица, её причины, формы и пути снижения