Безработица и проблема сбалансированности рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
5

1
Безработица как экономическая категория………………………….
6

1.1
Сущность и содержание безработицы……………………………….
6

1.2
Формы и виды безработицы………………………………………….
9

1.3
Причины и последствия безработицы……………………………….
13

2
Анализ рынков труда и безработицы………………………………...
17

2.1
Факторы несбалансированности рынка труда………………………
17

2.2
Уровень безработицы и проблемы сбалансированности рынка труда в России…………………………………………………………
19

2.3
Показатели безработицы в Оренбургской области…………………
22

3
Проблема регулирования рынка труда и снижения безработицы…
26

3.1
Характеристика основных направлений снижения безработицы…
26

3.2
Зарубежный опыт решения проблем безработицы…………………
31

3.3
Перспективные направления решения проблемы безработицы в России………………………………………………………………….
34

Заключение………………………………………………………………….
38

Список используемых источников ………………………………………..
41

Работа состоит из  1 файл

безработица и проблема сбалансированности рынка труда.docx

— 139.45 Кб (Скачать документ)

В крупных фирмах ФРГ работа по общему управлению персоналом проводится специальными службами, численность которых зависит от числа занятых: на 130 - 150 работников - один сотрудник. Службы по управлению человеческими ресурсами занимают одно из ведущих мест в руководящем аппарате государственных организаций и частных фирм.

Однако в государственных  организациях по сравнению с частными фирмами отмечается более высокая  численность специалистов, занимающихся вопросами трудовых ресурсов. Так, если при общей численности персонала 16 тысяч человек на фирме «Рейн Браун» кадровой работой занимаются 30 работников, то в Министерстве экономики и техники ФРГ, в аппарате которого всего 1650 человек, в службе по управлению трудовыми ресурсами работает 35 специалистов.

При подборе специалистов на руководящие должности немецкие организации руководствуются правилом выбирать их из своих рядов (т.е. используется внутрифирменный рынок труда, как в Японии). Но иногда, чтобы исключить семейственность, руководителей подбирают со стороны. Одним из главных факторов при подборе руководителей является умение работать с людьми и разбираться в них.

Несмотря на специфику  управления трудовыми ресурсами, всегда существующую в каждой конкретной фирме, во всех крупных организациях ФРГ существуют примерно одинаковые системы работы с кадрами и системы оплаты труда рабочих и управленческого персонала.

Деятельность по управлению персоналом считается одной из главных  функций руководства организации, которую, как правило, курирует один из членов правления или сам председатель правления.

В Германии большое внимание уделяется планированию расходов на человеческие ресурсы, которое предполагает учет количественных и качественных факторов. Расходы на персонал делятся на основные и дополнительные. К основным расходам относится оплата труда. Дополнительные вложения в трудовые ресурсы включают целый комплекс расходов, охватывающих всю социальную сферу (жилье, пособия, медицинское обслуживание и др.) и вопросы кадрового управления (отбор персонала, оценка, повышение квалификации и т.д.).

В основе оплаты труда производственного  персонала лежат единые тарифные соглашения, определяющие оплату по тарифу и различные виды дополнительных оплат с учетом конкретных условий труда. Отклонения в тарифном соглашении от требований закона «О тарифных соглашениях» возможны только в лучшую сторону.

В тарифных соглашениях также  оговаривается, что работник не имеет  права сообщать сведения о своей  заработной плате любому другому  лицу в организации.

Участие рядовых работников в управлении осуществляется через  наблюдательный совет. Кроме того, на предприятиях имеются производственные советы, которые избираются трудовыми коллективами и представляют интересы трудящихся перед администрацией. Производственный совет не является профсоюзной организацией. Он представляет интересы именно работников данного предприятия.

Заслуживает внимание то значение, которое придается в ФРГ вопросам подготовки персонала. Так, в 1988 году в  концерне «Маннесман», который относится к числу очень крупных организаций (общая численность персонала 123 тысячи человек) на подготовку кадров было израсходовано 127 млн. марок (около 20 тысяч марок на одного обучаемого). Вопросами подготовки в концерне занимаются 335 человек.

В концерне «Тиссен» проводится ротация руководящих работников по компаниям, но при условии сохранения стабильности заработной платы. Это делается для повышения квалификации, улучшения контакта между руководителями и создания условий, воспитывающих в каждом работнике чувство единства концерна.

Оценка персонала в  концерне «Шлеман-Зимар» производится непосредственным руководителем по восьми показателям за последний год. В оценочных листах, содержащих вопросы, касающиеся квалификации работника и его отношения к труду, руководителем выставляется оценка, после чего в личной беседе с работником эта оценка обсуждается. В большинстве случаев руководитель и работник приходят к общему согласию. В случае несогласия с полученной оценкой работник обращается к вышестоящему руководителю. Существует дополнительная возможность обращения в производственный совет.

В ФРГ существует специальная  ассоциация, объединяющая работников служб управления человеческими  ресурсами более 1000 фирм. Бюджет ассоциации формируется за счет взносов его членов, величина которых зависит от объема оборота фирм. В аппарате Общества насчитывается 30 человек. Общество проводит регулярные семинары, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся трудового права, тарифной политики, видов трудовых договоров, командирования за границу, гибкого использования труда и планирования штатного расписания, совершенствование оплаты труда, подготовка и повышение квалификации персонала.

 

3.3 Перспективные направления решения проблемы безработицы в России

 

 

Ситуация на рынке труда в  России в целом стабилизировалась, однако по-прежнему требует постоянного  контроля. В ходе встречи с сотрудниками службы занятости населения в  Краснокаменске 15 февраля 2011 г. Д.А.Медведев подчеркнул необходимость более  активной реализации программ самозанятости и помощи потерявшим работу в создании собственного дела. Кроме того, нужно повышать информированность людей о реализуемых в настоящее время программах занятости.

В рамках работы, которую ведёт  Правительство РФ, органы государственной власти намерены перейти от антикризисных мер на рынке труда, которые предпринимались в период конца 2008-го, 2009-го и 2010-го года, уже к системной работе, означающей более глубокое погружение в проблемы безработицы. Набор вариантов мер по содействию занятости должен развиваться от простых мер, которые использовались на рынке труда в пик безработицы (имеются в виду общественные работы), к более продвинутым вариантам помощи гражданам, прежде всего это индивидуальный пакет для создания собственного дела.

В 2011 году продолжена активная политика на рынке труда. На программу занятости из федерального бюджета выделяется почти 28 миллиардов рублей. В том числе предстоит заниматься выстраиванием эффективной политики в сфере внешней трудовой миграции, стимулировать внутреннюю мобильность трудовых ресурсов.

Зарегистрированная безработица  сократилась на миллион человек  за год. Это очень хороший темп сокращения безработицы. И, по сути, экономика  восстанавливается достаточно быстрыми темпами - это главная предпосылка  того, что восстановится и рынок  труда. Но есть еще одна составляющая этой проблемы. Нет никакой необходимости  воспроизводить малоэффективные рабочие места и предприятия вчерашнего дня. Нужно восстанавливать современный рынок труда, с тем, чтобы появлялись новые, высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места. Именно в этом направлении намерено в ближайшей перспективе действовать Правительство РФ.

Правительство РФ намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего, это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Также будут востребованы такие шаги федерального правительства, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Правительством РФ в первом полугодии 2011 года разработана госпрограмма содействия занятости населения. И все меры реализации мероприятий активной политики в области обеспечения занятости, повышения трудовой мобильности населения, совершенствования социальной поддержки безработных будут включены в эту госпрограмму.

Рационализация использования  имеющихся трудовых ресурсов требует  изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.

Проблема нашей образовательной  системы заключается в том, что, к сожалению, большое количество специалистов готовится само, без  учёта потребностей рынка труда. В связи с этим Премьер-министр РФ В.В.Путин отметил: «Наша задача - задача государства, прежде всего, заключается в том, чтобы две эти составляющие совместить. И здесь существует несколько путей решения этой проблемы. Один из них - это ранние стажировки на тех предприятиях, которые заинтересованы в получении тех или иных специалистов. Такая практика сейчас расширяется, она все шире и шире становится».

Гибкий эффективно функционирующий  рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Переход к инновационной  экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Процессы глобализации экономики  обострят конкуренцию на рынке квалифицированной  рабочей силы. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из государств-участников СНГ, в том числе из Российской Федерации.

В этой связи основное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.

В долгосрочной перспективе эта  проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007-2020 годы более чем на 10 процентов), что, тем не менее, в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором ее развития. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7 процента в год в 2011-2015 годах и на 7,5 процента в  2016-2020 годах) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке  труда будет способствовать внедрение  системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

В то же время инновационная  экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, для соблюдения которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет  способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда целью  государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством  решения следующих задач.

Первая задача - повышение  гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости, в том числе:

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;

- обеспечение сбалансированности между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг), мерами социальной защиты работников и сохранением конкурентоспособности производимой продукции;

- снижение уровня нелегальной занятости;

- повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;

- создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);

Информация о работе Безработица и проблема сбалансированности рынка труда