Безработица и проблема сбалансированности рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
5

1
Безработица как экономическая категория………………………….
6

1.1
Сущность и содержание безработицы……………………………….
6

1.2
Формы и виды безработицы………………………………………….
9

1.3
Причины и последствия безработицы……………………………….
13

2
Анализ рынков труда и безработицы………………………………...
17

2.1
Факторы несбалансированности рынка труда………………………
17

2.2
Уровень безработицы и проблемы сбалансированности рынка труда в России…………………………………………………………
19

2.3
Показатели безработицы в Оренбургской области…………………
22

3
Проблема регулирования рынка труда и снижения безработицы…
26

3.1
Характеристика основных направлений снижения безработицы…
26

3.2
Зарубежный опыт решения проблем безработицы…………………
31

3.3
Перспективные направления решения проблемы безработицы в России………………………………………………………………….
34

Заключение………………………………………………………………….
38

Список используемых источников ………………………………………..
41

Работа состоит из  1 файл

безработица и проблема сбалансированности рынка труда.docx

— 139.45 Кб (Скачать документ)

- расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

- стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

- создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

- обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

- развитие социального партнерства.

Вторая задача - улучшение  качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:

- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

- развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;

- совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости  и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:

- повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

- создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

- использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

- создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;

- разработка новых направлений активной политики занятости населения;

- предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);

- формирование механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;

- осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

- развитие частно-государственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, формирование партнерств бизнеса, местных и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;

- использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для привлечения бизнеса в трудоизбыточные регионы.

Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить  трудоспособность работающего населения  на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:

- разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

- развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

- разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

- переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

Пятая задача - создание условий  для привлечения иностранной  рабочей силы с учетом перспективных  потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного  использования национальных кадров, в том числе:

- обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

- формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля над соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

- упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;

- организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач в  течение 2012-2020 годов следующие:

- снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5-10 процентов;

- повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70-80 процентов;

- снижение уровня общей безработицы с 6 до 2-3 процентов.

Кроме того, будут охвачены внутрипроизводственным обучением (с  периодичностью обучения не более 5 лет) 80 процентов работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением - 40-50 процентов работников, подлежащих высвобождению.

Долгосрочная политика занятости  будет зависеть от роста производительности труда и применения новых технологий. Эти процессы, крайне необходимые для повышения конкурентоспособности национального хозяйства, должны будут поддерживаться экономическими мерами поддержки занятости – созданием дополнительных рабочих мест и минимизацией безработицы. Начиная с прогноза на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов будет разрабатываться достаточно полезный документ, который будет определять политику занятости на рынке труда, - это баланс трудовых ресурсов на трёхлетний период. Баланс трудовых ресурсов будет формироваться в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

Основные направлениями поддержки россиян в 2011 году:

- опережающее профессиональное обучение и стажировки (в основном, на предприятиях, применяющих передовые технологии, а также предприятиях производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами);

- опережающее профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

- профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

- содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (возмещение работодателю затрат на создание или оснащение рабочего места в размере 50 тыс. руб.);

- стажировка выпускников образовательных учреждений (школ, ссузов, вузов).

 

Заключение

 

 

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.

Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к «естественному уровню», имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

Изучение безработицы  в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.

Не менее важным является и информированность населения  о вакантных рабочих местах. Сегодня эта деятельность государства не соответствует требованиям рынка труда. Безусловно, их развитие потребует больших финансовых и трудовых затрат. Однако они могут достаточно быстро окупиться. Расчеты показывают, что сокращение времени поиска работы хотя бы на 1 процент может при сложившейся производительности труда увеличить объемы производства ВВП в стране как минимум на 2,1 процента. В решении проблем безработицы, как показало исследование, очень велика роль общеобразовательной школы. Она сегодня не учит детей и подростков тому, как надо себя вести на рынке труда, как и о чем надо договариваться с работодателем, как это юридически правильно оформить и т.д. Эти знания нужны не только тем школьникам, которые после окончания общеобразовательной школы сразу идут работать, они будут необходимы и тем, кто окончит профессиональные учебные заведения. Организовать эту работу должно государство и его органы.

В новых условиях хозяйствования оно обязано организовать и профессиональную подготовку школьников, поскольку не все выпускники общеобразовательных школ поступают в профессиональные учебные заведения. Многие из них сразу выходят на рынок труда, не имея профессиональной подготовки, и оказываются не нужными производству. При этом профессиональная подготовка школьников должна соответствовать рыночной экономике, сложившейся структуре по статусу занятости населения в экономике страны, имея в виду, что юноши и девушки могут стать не только наемными работниками, но самостоятельно занятыми членами производственных кооперативов и, может быть, даже работодателями.

Аналогичная работа должна проводиться и для уже работающих граждан, но в силу определенных обстоятельств оказавшихся безработными. Такая работа проводится, но ее масштабы явно не соответствуют грандиозности задач. Только таким путем можно создать предпосылки для развития нестандартных форм занятости и уменьшения безработицы.

Очевидно, чем более оперативный  и кратковременный характер носит  та или иная проблема занятости, тем  выше вероятность использования  прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.

Эта концепция должна включать:

- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

- государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами;

- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

- регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Информация о работе Безработица и проблема сбалансированности рынка труда