Безработица и занятость в Узбекистане

Автор работы: m**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:36, научная работа

Описание

Целью данного исследования является раскрытие особенностей не только сущности и форм безработицы, но и причин её образования, социально-экономических последствий этого явления в общих чертах, а также программ борьбы и путей снижения данной проблемы.

Содержание

1.Введение.
2.Понятия безработицы и причины ее образования.
3.Виды безработицы.
4.Показатели безработицы.
5.Социально-экономические последствия безработицы.
6. Социальная защита безработных в Узбекистане.
7. Занятость населения в Узбекистане.
8. Особенности использования трудовых ресурсов в Узбекистане.
9.Заключение
10.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

научн.doc

— 622.50 Кб (Скачать документ)

      Безработица – опасное и в  политическом отношении явление.  На волне массовой безработицы  возникли самые массовые в  истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

    Экономические последствия. Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

    Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного  источника дохода и оказались  за чертой бедности.

    Происходит  отставание объема ВНП по сравнению  с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных  возможностях. Происходит неравномерное  распределение издержек безработицы  среди различных социальных групп  населения. Теряется квалификация работников.

    Известный исследователь макроэкономики Артур  Оукен (США) математически выразил  отношение между уровнем безработицы  и так называемым отставанием  – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

    Например, если в начале фактический ВВП  составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень  безработицы должен увеличиться на 1%.

    Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь  между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между  краткосрочным движением реального  ВВП и изменение уровнем безработицы.

    Несмотря, что в России в последнее время  наблюдается стабильный экономический  рост, этого не достаточно, чтобы  достичь уровня  развитых государств Запада.

    По  признанию западных экономистов, безработица  сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

    Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых  экономических  последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему: 

    Отрицательные     Положительные
    Обесценение последствий обучения     Создание  резерва рабочей силы для структурной  перестройки экономики
    Сокращение  производства     Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду
    Затраты на помощь безработным     Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования
    Утрата  квалификации     Стимулирование  роста интенсивности и производительности труда
    Снижение  жизненного уровня      
    Недопроизводство  национального дохода      
    Снижение  налоговых поступлений      
 

    Одно  из главных негативных последствий  безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

    Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

 

6. Социальная защита безработных в Узбекистане.

Важным  элементом социальной политики в Узбекистане является реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда и занятости, уже закрепленных в национальном законодательстве. Формирование и совершенствования нормативно-правовой базы, в частности обеспечение дальнейшего развития правовых механизмов социального партнерства в сфере труда и занятости, а также продолжение работы по гармонизации национальных трудовых норм с международными стандартами является основой повышения эффективности использования трудового потенциала республики, создание условий для обеспечения продуктивной занятости.

Определенная  часть рабочей силы сосредоточена  на нерентабельных предприятиях, рабочее  время используется не в полном объеме, вследствие чего усиливаются процессы высвобождения рабочей силы, особенно в сельской местности, что оказывает существенное давление на рынок труда.

Другим  фактором, определяющим ситуацию в  сфере занятости, являются демографические  процессы, обусловливающие относительно высокий прирост трудовых ресурсов, более молодую возрастную структуру населения, и, как следствие, прирост значительной доли рабочей силы, характеризующейся при этом профессиональной неподготовленностью и отсутствием трудового опыта.

В настоящее  время в структуре предложения  рабочей силы преобладает профессионально неподготовленная молодежь, работники низкой квалификации, в то время как спрос на рабочую силу характеризуется возрастанием потребности в высококвалифицированной рабочей силе.

В связи  с этим политика в области обеспечения  эффективной занятости определяется следующими основными направлениями:

-инвестирование  в создание новых рабочих мест  в перспективных отраслях и  производствах, особенно в районах  с напряженной ситуацией на  рынке труда;

-стимулирование  малых и средних предприятий  и микрофирм, самозанятости и  прибыльных видов деятельности  граждан;

-содействие  трудоустройству неконкурентоспособных на рынке труда категорий населения путем создания для них специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки;

-повышение  мобильности рабочей силы;

-развитие  функциональности органов по  труду, повышение уровня профессиональной  подготовки и переподготовки;

-расширение  сферы приложения общественных  работ;

-дальнейшее развитие и реализация гарантий поддержания доходов безработных, при установлении контроля с целью недопущения получения пособия по безработице для лиц, имеющих доходы, от неформальной предпринимательской деятельности или иных источников;

-совершенствование системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров, развитие навыков и знаний, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность;

-содействие  реализации прав граждан на  осуществление профессиональной  деятельности за рубежом;

-проведение  регулярного мониторинга рынка  труда для эффективного экономического  регулирования процессов продвижения  рабочей силы, учета спроса на  работников различных профессий  и своевременной переориентации  системы подготовки кадров на  перспективные потребности экономики.

Для реализации этих направлений необходимо усилить  взаимодействие государственных органов, представительных органов работников и работодателей в разработке и контроле за выполнением мер  по обеспечению занятости, а также  определить и разграничить сферу ответственности социальных партнеров в реализации этих мер. 
 
 

 

7. Занятость населения  в Узбекистане.

К моменту  обретения в 1991 году независимости  Узбекистан, как и другие республики бывшего Союза, столкнулся с трудностями  переходного периода в развитии экономики, что довольно сильно ударило и по сфере занятости. Трудности были вызваны, кроме причин, общих для всех государств СНГ, еще и рядом специфических.  

Как отмечают аналитики, характеризуя тот период, сырьевая направленность экономики  в целом и уровень износа основных производственных фондов в промышленности у нас были очень высокими. К  тому же Узбекистан фактически был  поставщиком дешевого и высококачественного минерального и сельскохозяйственного сырья, то есть предметов труда, при малой доле орудий труда. Закупочные цены на основные статьи вывоза Узбекистана - в основном хлопок и цветные металлы, были настолько низкими, что едва покрывали производственные затраты и, конечно, не могли обеспечить необходимые поступления в бюджет республики. Ситуацию осложняло и то обстоятельство, что основной доход от экспорта узбекистанских товаров поступал в союзный бюджет. Одновременно республика была и огромным рынком сбыта неконкурентоспособной готовой продукции из других союзных республик - преимущественно из России, Белоруссии и Украины. Республика была вынуждена завозить не только оборудование, технологии и многие виды сырья, но даже продукты питания и товары народного потребления, которые могла производить и сама.

Только  примерно с конца 90-х годов ситуация начала резко меняться в лучшую сторону, чему способствовали, во-первых, приватизация предприятий, а во-вторых, перевод  промышленности на новый уровень  развития. За счет этого в значительной степени возрос трудовой потенциал населения, причем особенно это стало заметным к концу 2000- началу 2001 года. Численность трудовых ресурсов в среднем за год возрастала примерно на более чем 260 тысяч человек1.  

Сейчас, как фиксируют специалисты, эти темпы увеличились: в трудоспособный возраст начали вступать поколения, рожденные в середине 80-х годов. А значит, трудовой потенциал нашей страны относительно молод. По некоторым данным, на долю молодежи приходится около 50% работающих, и лишь примерно 6,1% - пожилые люди1. Эта особенность возрастного состава свидетельствует, что страна имеет достаточно большие перспективы формирования занятости. Хотя в свое время отток трудоспособных специалистов за пределы республики давал о себе знать: как свидетельствует статистика, за 90-е годы из страны выехало около 800 тысяч человек, из них 60-65% люди, которые могли бы еще долго трудиться1.

      По данным Госкомстата, сальдо миграции в 2008г., по предварительным данным, составило минус 25,8 тыс. человек, против минус 63,1 тыс. человек за 2007 год3.

Сегодня ситуация во многом изменилась по сравнению  с 90-ми годами, поменялась и сама статистика, в частности по структуре бизнеса  и по возрастному принципу. Аналитики  небезосновательно констатируют тот факт, что рынок занятости в стране более чем емкий и обширный по своим масштабам спроса и предложения. Немало у нас людей сегодня занятых, скажем так, в мелком бизнесе, которые, возможно, и не все проходят по статданным. А значит, работающих у нас гораздо больше.

    Как отмечается в «Статистическом обозрении Республики Узбекистан за 2008 год», численность занятого населения в экономике в 2008 году по оценке, составила 11035,4 тыс. человек и возросла по сравнению с 2007 годом на 2,8 процента. При этом в документе комментируется, что рост произошел за счет увеличения численности занятых в непроизводственной сфере на 3,2 процента, в отраслях материального производства - на 2,6 процента.1

Интересен вопрос, в каких же областях больше всего трудятся узбекистанцы? Как выяснилось, превалируют сфера торговли, общественное питание, транспорт и связь, промышленность. За последнее время еще больше возрос уровень экономически активных людей.

Информация о работе Безработица и занятость в Узбекистане