Безработица и занятость в Узбекистане

Автор работы: m**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:36, научная работа

Описание

Целью данного исследования является раскрытие особенностей не только сущности и форм безработицы, но и причин её образования, социально-экономических последствий этого явления в общих чертах, а также программ борьбы и путей снижения данной проблемы.

Содержание

1.Введение.
2.Понятия безработицы и причины ее образования.
3.Виды безработицы.
4.Показатели безработицы.
5.Социально-экономические последствия безработицы.
6. Социальная защита безработных в Узбекистане.
7. Занятость населения в Узбекистане.
8. Особенности использования трудовых ресурсов в Узбекистане.
9.Заключение
10.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

научн.doc

— 622.50 Кб (Скачать документ)

В республике в  настоящее время занятые составляют около 37 процентов населения. Эта  цифра аккумулирует и показывает, что в республике имеются проблемы использования трудовых ресурсов.

Во-первых, численность  занятых в экономике составляет около 72 процентов от трудоспособного  населения. Это означает, что в  республике есть безработные.

Принятая система их учета не отражает действительности, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур. Это связано с тем, что у нас недостаточно четко сформулировано правило по оформлению статуса безработного на бирже труда и низкий уровень пособия по безработице.

В результате существования  таких причин получаются различные  данные об уровне безработицы. По методике МОТ (Международная организация труда) в нашей республике количество безработных гораздо больше, чем по официальной статистике. У нас многие члены семей дехканских хозяйств считаются занятыми, хотя получаемый доход не позволяет считать их занятыми. Они нигде не регистрируются как безработные. Если учесть это, то у нас в республике безработных еще больше. 

Во-вторых, в  данное время численность трудоспособного  населения составляет 51 процент. В  общей численности населения 8 процентов  составляют пенсионеры, 45 процентов  трудоспособная молодежь, из них 3/4 составляет сельская молодежь.

В-третьих, в  общей численности занятых занятые  в сельском хозяйстве составляют больше 40 процентов. Продукция, созданная  в аграрном секторе, составляет около 30 процентов ВВП. Низкая производительность труда не позволяет эффективно использовать трудовые ресурсы. 60,3 процента всей продукции сельского хозяйства произведено в дехканских хозяйствах, где преобладает изнурительный ручной труд. В результате доходы, получаемые работниками сельского хозяйства, очень низки.

В Узбекистане  одна из нерешенных проблем - неофициальная  занятость. Это трудовая деятельность, связанная с проблемой налогообложения. Существование неформальной занятости  со скрытой безработицей может легко  перейти в открытую безработицу. Кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, дисквалификацию рабочей силы. расширение теневой экономики.

Неодинаково бремя  безработицы. Как во всех странах  мира, и в нашей республике структура  занятости между различными группами населения неодинакова. У нас особенно высока безработица среди молодежи и женщин.

Настораживает и тот факт, что многие женщины  являются "челноками", заняты на базарах, где их рабочий день не ограничен, условия труда во многом не соответствуют  принятым нормам, где они не могут  воспользоваться гарантией охраны их труда, а также дополнительными гарантиями и льготами, предусмотренными в трудовом кодексе.

Одна из особенностей проявления безработицы и проблемы использования трудовых ресурсов состоит  в том, что в нашей стране структурная  безработица имеет свою специфичность. У нас растет незанятость среди высококвалифицированных кадров, имеющих высшее и среднее специальное образование, при одновременном увеличении вакансий для занятых физическим трудом. Это объясняется особенностью структурных сдвигов в нашей экономике, которые проявляются не в модернизации производства и повышении его научно-технического уровня, а в перестройке отраслевой структуры национального хозяйства в соответствии с новыми условиями хозяйствования. Воздействие прогрессивных структурных сдвигов на занятость наблюдается после выхода экономики из кризиса.

В нашей стране циклическая безработица также  имеет свою специфику. Ее трудно определить как циклическую в классическом понимании занятости в странах  с развитой рыночной экономикой, являющейся последовательным прохождением из одной фазы в другую экономического цикла. Сокращение совокупных расходов, вызывающих абсолютное сокращение спроса на рабочую силу, осуществлено переходом экономики на принципиально иные рыночные условия, а также антиинфляционной направленностью экономической политики государства.

С другой стороны, с распадом Советского Союза и  приобретением независимости нашей  республики оборвались сложившиеся  переплетенные между собой экономические  связи. которые привели к сокращению производства. Естественно, восполнение этих потерь и восстановление новых экономических отношений требует дополнительного времени, усилий и издержек, в результате чего затягивается процесс сокращения безработных и эффективное использование трудовых ресурсов.

С переходом  на рыночную экономику меняется численность  и структура занятости по формам собственности. Если в 1991 году на государственных  предприятиях работало более 60 процентов  занятого населения, то в настоящее  время около 1/4, остальные заняты в негосударственном секторе. Это позволило перейти к новым экономическим и правовым отношениям, повысить заинтересованность работника в результатах своего труда, изменить иждивенческую психологию людей и снизить зависимость работника от государства.

В период перехода на рыночную экономику произошло  существенное сокращение занятых в  таких сферах, как промышленность, строительство, связь, тогда как  занятость в сельском хозяйстве, наоборот, возросла.

Исходя из важнейших  социально-демографических факторов, психологии и менталитета жителей Узбекистана, а также из опыта развитых государств, предлагаются следующие меры:

- развитие малого  и среднего бизнеса и частного  предпринимательства;

- развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в целом;

- совершенствование  деятельности биржи труда и  других структур, занимающихся занятостью;

- принятие поощрительных  мер региональной мобильности  населения;.

- совершенствование  общественных и производственных  отношений, разработка соответствующих  мер по экспорту рабочей силы.

Наряду с количественными  факторами использования трудовых ресурсов имеются и качественные факторы. В их числе важное место  занимает повышение качества рабочей  силы

По мере возрастания  образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпа экономического роста.

По уровню показателя грамотности, образования Узбекистан занимает положение выше среднего уровня не только среди стран со средним  уровнем развития человеческого потенциала (по оценкам ООН), но даже стран с высоким уровнем развития. Вместе с тем надо отметить, что у нас в республике высокая функциональная безграмотность, которая препятствует безработным в освоении новых профессий.

В системе мер, принятых государством по эффективному использованию трудовых ресурсов, есть государственная национальная программа подготовки кадров, осуществление которой способствует рациональному использованию трудовых ресурсов в нашей республике.

Цель национальной программы подготовки кадров: коренное реформирование сферы образования с учетом опыта развитых демократических государств, отвечающего требованиям высокой духовности и нравственности. Образование, которое и способствует достижению высоких экономических и социальных целей, должно стать в государстве приоритетным.

В общем, жизнь  в республике настойчиво заставляет делать все возможное, чтобы рационально  использовать трудовые ресурсы - важнейший  источник экономического развития страны, повышения благосостояния народа. 
 
 
 
 

 

Заключение:

           Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и  препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы может быть снята в ближайшие годы. Не исключено, что увеличение безработицы может происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Проблема “недозанятости”  останется актуальной. Ее объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени, будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.В целом же, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.

По мере расширения открытой безработицы, в том числе  в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их ухода в длительную безработицу. 
 

 

Список  использованной литературы:

1.Рофе А. И.  и др. Рынок труда, занятость  населения, экономика  ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 1997.

2.Макконнелл  К. Р., Брю С. Л. Экономикс  в 2-х томах. - М.,1992.

3.А.С.Булатов  «Экономическая  теория» Экономист,  Москва,2003г.         

4. Иохин В.Я.  Экономическая теория. Введение  в рынок и микроэкономический  анализ. Учебник. – М.: 1997.

5. Курс экономики: учебник./ под редакцией Райзберга Б.А. – ИНФРА – М.,1997

6.Статистическое  обозрение Узбекистана. Основные  экономические и социальные показатели 2000-2008 гг.

7. Из официального  документа ООН: «Доклад о человеческом  развитии. Узбекистан 2000.» - Ташкент: 2001.  

Информация о работе Безработица и занятость в Узбекистане