Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:46, курсовая работа
Рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Это равновесие зависит также от состояния рынков других факторов: земли, сырья, техники, технологий, потребительских товаров. Важным моментом выступает также наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда.
право на использование своих трудовых способностей. Одновременно рынок дает возможность каждому работнику требовать полную плату за талант, способности, квалификацию, трудолюбие и трудовое усилие. Однако рынок и препятствует возможности получать за труд больше, чем он того стоит.
Рынок побуждает
человека повышать качество труда, совершенствовать
себя как носителя рабочей силы с
тем, чтобы иметь возможность
дороже продать свой специфический
товар и уверенно чувствовать
себя в условиях конкуренции. Эти
положения и являются стимулом к
высоким показателям
Купля-продажа рабочей силы является главным типом сделки, на котором держится рынок и все общество. Но роль этой сделки в Российской Федерации сводится на нет. Правительство приняло решение о «приоритете налогов перед зарплатой». Ни в одной стране такого положения не существует. Тем самым нарушена эквивалентность обмена, которая должна обеспечивать равновесие всей системы рынка.
Вторая чисто российская
особенность проявляется в том,
что необоснованно
Каждая из сторон
должна руководствоваться
Условия контракта
и конкурентоспособность
Наиболее прогрессивной
формой договорных отношений, регулирующих
трудовую деятельность, являются уставные
договоры (типовые для предприятий
государственных, акционерных обществ,
товариществ, частных и др.). Они
опираются на трудовые отношения, заданные
в уставе этих предприятий. Все эти
положения должны учитываться в
трудовых отношениях предприятий и
при организации оплаты труда
работников всех категорий.
2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.
Одним из видов структуризации
рынка труда является его разделение
по демографическим и
Ситуация, складывающаяся
на российском молодежном рынке труда
в последние годы, является достаточно
напряженной и характеризуется
тенденциями к ухудшению. Растут
масштабы регистрируемой и скрытой
безработицы среди молодежи, увеличивается
ее продолжительность. Борьба за выживание
российских предприятий приводит к
ужесточению условий вступления
молодежи на рынок труда. Между тем
возможности молодых людей и
без того ограничены в силу их более
низкой конкурентоспособности по сравнению
с другими категориями
Профессиональные
рынки труда - это сегменты национального
рынка труда, в которых работники
объединены профессиональными интересами.
Могут быть рынки труда учителей,
врачей, шахтеров, научных работников,
Поиск путей решения
проблем занятости привел к образованию
нестандартных ее форм, которые выходят
за рамки нормативной
Под гибкими формами занятости понимаются: занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Занятость в режиме
рабочего дня или сокращенной
рабочей недели, а также административные
отпуска без сохранения содержания
или с частичной оплатой за
последние несколько лет стали
широко распространенной практикой
на многих российских предприятиях. Различают
две формы неполной занятости: видимую
и невидимую. Невидимая неполная
занятость - это в большей мере
аналитическое понятие, данное явление
с большим трудом поддается формализации
и измерению. Оно отражает дисбаланс
в использовании труда и других
факторов производства. Симптомами неполной
занятости могут быть низкие доходы
и неполное использование
Существует две
противоположных трактовки
занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
Помимо ранее рассмотренных
видов занятости в
Международная организация труда рассматривает
неформальный сектор как совокупность
очень мелких единиц, производящих и распределяющих
товары и услуги и состоящих главным образом
из независимых, самостоятельно занятых
производителей. Многие из них используют
труд членов семьи, несколько наемных
работников или учеников. Внутри неформально
сектора можно выделить следующие, наиболее
известные разновидности профессиональной
занятости: частные уроки, медицинские
услуги, строительные работы, ремонт бытовой
техники, пошив одежды, “челночный” бизнес,
мелкая торговля.
Применительно к
сегодняшним российским условиям политика
государства на рынке труда не
должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
Перспективы занятости определяются динамикой
и уровнем экономической эффективности
производства, поэтому более рациональное
использование работников является приоритетным
направлением по сравнению с сохранением
существующих рабочих мест. Сокращение
лишних работников и увеличение за счет
этого числа безработных (при их достаточной
материальной поддержке) во многих отношениях
эффективней, чем сохранение на предприятиях
скрытого резерва рабочей силы. Для решения
всех этих задач государство должно прогнозировать
ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать,
либо формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую структурную,
региональную и инвестиционную политику,
регулировать внешнеэкономические связи,
способствовать адаптации работников
к требованиям рынка труда. Следует также
учитывать, что возможности государства
в области создания новых рабочих мест
меньше возможностей частного капитала.
Очень важно избежать такого положения,
при котором возобновление экономического
роста будет происходить при высокой и
застойной безработице. Обострение проблемы
занятости в этом случае просто неизбежно.
Может увеличиться высвобождение рабочей
силы на предприятиях. Для решения этих
проблем понадобится коренной перелом
в динамике инвестиций, активизация работы
по переподготовке кадров, стимулирование
частного предпринимательства, расширение
помощи безработным.
1. появление рыночно ориентированного,
защищенного государством и социально
ответственного собственника производственных
и финансовых ресурсов, поощрение его
предпринимательской активности;
2. привлечение внутренних и иностранных
инвестиций;
3. обеспечение условий для материальной
заинтересованности работников, развития
их потребностей, расширения инфраструктуры
для их удовлетворения, а также соответствия
профессионального уровня трудящихся
уровню материально-технической базы.
Реализация этих требований возможна
лишь на основе использования развитого
рыночного хозяйственного механизма в
сочетании с государственным регулированием.
Прежде всего, необходимо совершенствование
территориальной структуры производства,
а именно: преодоление неравномерности
развития производительных сил по регионам,
чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов
и возможностей с учетом личного трудового
потенциала, устранение отставания сфер
социальной инфраструктуры регионов от
потребностей. Для этого необходима территориальная
мобильность рабочей силы, требующая определенного
регулирования, так как велика опасность
усиления различий в обеспеченности регионов
рабочей силой, в частности возрастание
дефицита кадров в регионах со сложным
уровнем проживания. Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как важной социальной
гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к развитию экономики.
Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.
Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.
Административные
меры общей направленности сводятся
к регулированию режима работы и
отдыха. Государственные органы законодательно
устанавливают, как правило, максимальную
продолжительность рабочей
Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.
Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.
Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.
Среди общих экономических
мер государственного регулирования
следует выделить помощь в открытии
предприятий, государственные субсидии
на расширение производства, открытие
новых государственных