Цели, задачи и принципы построения ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.
2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5
1.1. История создания ВТО……………………………………………………...….5
1.2. Структура ВТО……………………………………………………………….…8
1.3. Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13
2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16
2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - ВТО.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)


36

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5

1.1.     История создания ВТО……………………………………………………...….5

1.2.     Структура ВТО……………………………………………………………….…8

1.3.     Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10

ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13

2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13

2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16

2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

На начало 2011 г. членами ВТО являлись 153 государства, на долю которых приходится  95% мирового торгового оборота. Россия же в число этих государств не входит, наша страна все ещё не может стать равноправным участником данной организации. На сегодняшний день существует множество точек зрений, по-разному оценивающих необходимость вступления России в ВТО. Вступление России в ВТО - это одна из актуальнейших тем нашего времени.

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основные соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.

В данной работе можно выделить три главные части: первая часть посвящена теоретическим основам формирования ВТО,  вторая содержит информацию о том, как Россия шла к ВТО, в третьей говорится о перспективах присоединения России к ВТО.  

Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.

2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.

3) оценить степень влияния ВТО на  дальнейшее развитие отраслей народного хозяйства России, и развитие экономики страны в целом.  

Объект исследования – возможности и перспективы вступления России в ВТО.

Предмет исследования – развитие отношений России и ВТО, их перспективы.

В работе используются следующие методы: анализ, прогнозирование, сравнение, метод дедукции, аналогия.

При написании работы использовались различные источники информации, среди которых такие экономические журналы, как «Внешнеэкономический вестник», «Человек и труд», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения»,  «Российский экономический журнал». Основа теоретической части о формировании ВТО была взята из учебника И.И. Дюмулена «Всемирная торговая организация». Также задействованы были Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО

1.1 История создания ВТО

Всемирная торговая организация – международная организация, в формате которой реализован механизм регулирования международной торговли на публично-правовом уровне. Она ведет отсчет своего существования с 1 января 1994 г. и, будучи одной из наиболее молодых международных  организаций, является правопреемницей ГАТТ.

Несмотря на молодость ВТО, торговой системе, которая начала формироваться в рамках ГАТТ (и была воспринята впоследствии ВТО), уже более 50 лет, а само Генеральное соглашение по тарифам и торговле, подписанное в 1947 г. 23 государствами-учредителями, стало продуктом эволюции международных торгово-экономических отношений первой половины ХХ века [14].

Как известно, до первой мировой войны в мировой экономике и торговле безраздельно господствовал крупный капитал, спонтанно формировавший в свою пользу неписаные правила международных торгово-экономических отношений. Война и последовавший за ней экономический кризис способствовали укреплению роли государства в регулировании отношений международной торговли, что, в конечном счете, выразилось в чрезмерном росте и размахе протекционизма. Так, экономические противоречия 30-х годов стали одной из основных причин начала второй мировой войны.

Системный кризис мировой экономики, разразившийся по окончании второй мировой войны, потребовал по-новому взглянуть на роль государства в развитии и регулировании экономических связей и отношений. Решение, определяющее роль государства в мировой торговле, предложенное в формате ГАТТ, достаточно убедительно продемонстрировало свою эффективность более чем 50-летней историей, характеризовавшейся невиданным ростом и развитием международной торговли. Так, ГАТТ явилось апологетом либерализации торговли, двигателем которой должна была стать  свободная конкуренция на мировых товарных рынках, не ограничиваемая протекционистскими (в отношении внутренних производителей и участников отношений международной торговли) и дискриминационными (в отношении иностранных производителей и участников международных торгово-экономических  отношений) мерами государственного регулирования.     

В системе ГАТТ/ВТО была реализована и, по сути, воплощена в жизнь прежде потерпевшая неудачу попытка создания Международной торговой организации (МТО) в 1948 г., которая согласно первоначальному замыслу должна была стать институтом, работающим с вопросами международного экономического сотрудничества в формате Бреттон-Вудса.

Итак, первоначальный план, обсуждавшийся и разрабатывавшийся 50 государствами, состоял в создании МТО как специализированного учреждения ООН. Проект устава МТО был весьма амбициозен и предполагал регулирование в системе этой Организации, помимо вопросов международной торговли, также и проблемы трудовых отношений, регулирование товарных рынков, деловой практики, международных инвестиций и вопросов предоставления услуг.

Однако ещё в ходе работы над уставом МТО 23 из 50 сторон, работающих над этим проектом, решили в 1946 г. вступить в переговоры о снижении и связывании таможенных тарифов. Основной целью этих переговоров было дать толчок либерализации торговли и ограничить применение протекционистских мер. Результатом первого раунда переговоров стало достижение соглашения о снижении тарифов почти по 45 тысячам позиций, охватывавших до 10 млрд. долларов торгового оборота (в то время – до 50% совокупного объема международной торговли). Помимо этого 23 договаривавшиеся стороны приняли в дополнение к достигнутым соглашениям о связывании тарифов ряд положений проекта Устава МТО, касающихся вопросов регулирования международной торговли.

Совокупный пакет, включавший правила торговли и достигнутые в ходе переговоров конкретные соглашения о снижении и связывании тарифов, получили название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г. и первоначально рассматривалось договаривающимися сторонами как временная мера, принятая на период, пока Устав МТО находился ещё в стадии обсуждения.

Таким образом, эти 23 государства стали членами-учредителями ГАТТ, первоначально составившими стороны этого соглашения. И хотя Устав МТО был окончательно доработан и согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в марте 1948 г., проводившейся в Гаване, ратификация Устава (Гаванской хартии) национальными органами представительной власти вызвала крайние затруднения. Наиболее серьезную оппозицию Гаванской хартии составил конгресс США, несмотря на то, что одним из основных инициаторов и разработчиков проекта МТО было правительство США. Так, в 1950 г. после того как правительство США заявило, что не будет далее добиваться ратификации конгрессом Гаванской хартии, МТО, по сути, было похоронена. При этом, однако, несмотря на изначально предполагавшийся временный характер, именно ГАТТ оставалось единственным инструментом, регулирующим международную торговлю на многосторонней основе с 1948 г. вплоть до учреждения ВТО в 1994 г.

Почти полвека текст соглашения ГАТТ оставался практически неизменным. Вместе с тем в дополнение к ГАТТ был заключен ряд торговых соглашений с ограниченным кругом участников, а также проводились переговоры о дальнейшем снижении и связывании тарифов. Однако если в первые годы существования ГАТТ на раундах многосторонних торговых переговорах обсуждались в основном вопросы снижения тарифов, то на последующих раундах круг вопросов расширился: в середине 60-х годов на Кеннеди-раунде было достигнуто Соглашение по антидемпинговым мерам, на Токийском раунде 70-х годов обсуждались вопросы сдерживания и ограничения применения нетарифных барьеров в торговле товарами, на Уругвайском раунде 1986-1994 гг. был принят блок новых соглашений по вопросам регулирования применения тарифных и нетарифных мер, по вопросам торговли услугами, в области защиты прав интеллектуальной собственности, в области торговли текстилем и продукцией сельского хозяйства, по процессу разрешения торговых споров. Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров привел к учреждению ВТО как правопреемницы ГАТТ  [5, с. 24–27]. 

В настоящее время связанная с международной торговлей деятельность субъектов ВТО регулируется в формате системы соглашений, достигнутых по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 гг. С появлением ВТО переговоры, касающиеся развития отношений международной торговли, не закончились и по многим аспектам и направлениям продолжились уже по завершению Уругвайского раунда.

 

   1.2 Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительства в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Решения принимаются всеми государствами-участниками (в начале 2011 года их было 153) [14] обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию, по ограничениям, связанным с торговым балансом, по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами  (см. Приложение А).

 

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации [5, с. 39– 42].

Информация о работе Цели, задачи и принципы построения ВТО