Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.
2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5
1.1. История создания ВТО……………………………………………………...….5
1.2. Структура ВТО……………………………………………………………….…8
1.3. Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13
2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16
2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36
В начале июня 2009 года правительства Белоруссии, Казахстана и России объявили о создании Таможенного союза, который фактически начал функционировать с 1 января 2010 г.
Также было сообщено о намерении прекратить самостоятельные переговоры о присоединении к ВТО и продолжить их сообща с целью вступления в организацию в качестве единой таможенной территории. Продекларированная позиция диаметрально отличалась от прежней, неоднократно озвучивавшейся официальными лицами трех стран линии на самостоятельное присоединение [13, c. 50].
Кардинальное изменение переговорной позиции России оказалось полной неожиданностью для партнеров по переговорам, отечественного бизнеса и экспертного сообщества. Поскольку на официальном уровне не было дано сколько-нибудь развернутых и внятных разъяснений относительно целесообразности такого шага, аналитики тут же начали излагать собственные версии, касающиеся мотивов, подтолкнувших к нему российское правительство. Объяснения сводились в основном к тому, что Россия устала искать понимания в организации, которая относится к ней предвзято, затягивает переговоры и настаивает па принятии нашей страной неприемлемых, выходящих за рамки стандартного подхода к кандидатам на членство, условий присоединения. С данной версией вряд ли можно согласиться по двум основным причинам.
Во-первых, она противоречила реальным результатам переговоров. В их ходе Россия категорически отвергла требования партнеров, выходящие за рамки обязательств по "ВТО плюс". Россия отстояла, в частности, свое право на применение по ряду сырьевых товаров вывозных пошлин, с помощью которых государство возвращает себе часть горной ренты и монопольной прибыли, получаемой в добывающих отраслях в периоды повышения мировых цен. Были также отведены требования о доведении наших внутренних цен на энергоносители, в первую очередь природный газ, до уровня мировых, что могло бы привести к тяжелым последствиям в экономике
Во-вторых, она не учитывала, что длительность переговоров объяснялась задержками в подготовке и принятии решений как со стороны членов ВТО, так и со стороны России. По свидетельству источников в российской делегации, задержки по вине наших партнеров и по причинам, зависящим от российских переговорщиков и вовлеченных в переговорный процесс министерств и ведомств, соотносятся как 6:5.
Специалисты РАН уже успели подсчитать, что суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза, измеряемый дополнительным производством ВВП, составит к 2015 г. около 400 млрд. долл. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16.8% нынешнего ВВП, Белоруссия - 16.1, Казахстан - 14.7% ВВП [11, c. 48].
Начало деятельности союза показало, что между соглашениями о его создании и отечественным законодательством имеются определенные разночтения. Вступление в силу Таможенного кодекса союза при отсутствии в России дополняющих его нормативных документов уже привело в январе 2010 г. к остановке импорта в нашу страну некоторых видов алкоголя, изделий электроники и лекарственных препаратов. С учетом этого соответствующие российские ведомства в спешном порядке разрабатывают специальный закон, касающийся таможенного регулирования на территории России.
Жесткая реакция ВТО вынудила Россию скорректировать подход к тактике дальнейших переговоров. На очередной встрече с членами рабочей группы в октябре 2009 г. российская делегация объявила, что задача одновременного вступления в организацию всех членов Таможенного союза с повестки дня не снимается.
На сегодняшний день позиция России никак не изменилась, она по-прежнему намерена вступать в ВТО в рамках Таможенного союза. По оценке Минэкономразвития РФ, повестка дня индивидуальных переговоров реализована Россией на 95%, Казахстаном - на 70, а Белоруссией - всего на 50%, причем последняя ведет переговоры очень вяло, фактически заморозив их в текущем десятилетии. Другими словами, чтобы стать членом ВТО, России надо будет не только решить остающиеся несогласованными свои собственные вопросы, но и принять участие в решении чужих, тормозящих присоединение к этой организации ее партнеров по Таможенному союзу.
В таких условиях, по мнению представителей нашей страны, наилучшим выходом могло бы стать принятие российских обязательств по тарифной либерализации в качестве основы для совместных переговоров. Однако Белоруссия и Казахстан пока ни прямо, ни косвенно не подтверждали, что эти обязательства их полностью и безоговорочно устраивают. Кроме того, следует иметь в виду, что при согласовании ставок единого таможенного тарифа трех стран всем им пришлось пойти на уступки партнерам: Казахстан смог сохранить неизменными только 45% своих пошлин, Белоруссия - 75%, Россия - 82% (по оставшимся 14% товарных позиций единого тарифа ставки пошлин ниже действовавших российских, а по 4% - выше) [11, c. 49–50].
Это означает, что при совместном проведении переговоров участникам Таможенного союза придется в той или иной степени корректировать уже согласованные с ВТО собственные обязательства по размерам снижения ставок. Например, Казахстан, который уже подписал протоколы с 22 из 27 членов своей рабочей группы, должен будет пересмотреть значительную часть своих тарифных уступок. Не исключено, что и России придется заново вести переговоры в отношении тех ставок, по которым произошло их изменение при согласовании единого тарифа.
Отсутствие согласованных процедур явно затруднит для единой переговорной делегации разъяснение вопросов, связанных с механизмами деятельности союза. С учетом всего этого спрогнозировать продолжительность фактически новых переговоров сегодня по существу невозможно. Во всяком случае, члены российской делегации иллюзий на этот счет не питают.
При таком развороте событий единая переговорная группа может столкнуться еще с одной сложной проблемой, зависящей уже только от ВТО. Дело в том, что в ходе Седьмой сессии Конференции министров стран этой организации (декабрь 2009 г.) большинство ее участников, представлявших 135 стран, в том числе и ведущие торговые державы, решительно высказались за завершение в текущем, 2011 году, Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, длящегося уже восемь лет. В повестке дня раунда - дальнейшая либерализация доступа на национальные рынки товаров и услуг, снижение уровня аграрного протекционизма (государственной поддержки сельского хозяйства и субсидирования аграрного экспорта) и меры по содействию торговле. Если это намерение удастся реализовать, то странам Таможенного союза, скорее всего, придется корректировать уже согласованные обязательства применительно к духу и букве новых соглашений, которые будут приняты ВТО.
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО
По длительности переговорного процесса Россия, скорее всего, останется лидером в истории ВТО. На начальных этапах затягивание переговоров в известной мере было связано с явно завышенными требованиями к России со стороны некоторых партнеров. Немало сил и времени ушло и на то, чтобы отстоять позиции по особо чувствительным вопросам. Вместе с тем официальные представители стран, с которыми велись переговоры, регулярно подтверждали свое желание как можно скорее принять Россию в ВТО. Так, бывший ее глава Майк Мур заявлял, что Россия непременно должна была стать членом этой организации в 2003 г. Однако позиция Запада в отношении поддержки присоединения России к ВТО, как и поддержки российских реформ в целом, на протяжении многих лет все-таки оставалась противоречивой. По мнению известных западных ученых и политологов, ведущие страны Запада должны были в самом начале российских реформ предпринять гораздо более масштабные усилия по их поддержке. Но перешагнуть через сиюминутные конъюнктурные интересы своего (западного) бизнеса оказалось не так просто. Подтверждение тому - переговоры по присоединению России к ВТО.
К концу 2006 г. по завершении двусторонних переговоров с США в рамках процесса присоединения России к ВТО возникло ощущение реальной возможности завершить процесс в скором времени, ибо практически со всеми другими странами - членами рабочей группы по присоединению России аналогичные документы также были уже подписаны. Однако в 2007 г. о желании вступить в переговоры с ней по доступу на рынки товаров и услуг заявили новые страны - Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, что выглядело несколько странным на той поздней стадии процесса, когда все основные и даже второстепенные торговые партнеры России обо всем договорились. В этой связи нельзя исключать, что некоторые из названных стран могли получить соответствующий импульс извне, смысл которого состоял в том, что, к примеру, некой крупной державе было бы интересно добиться от России дополнительных уступок (в частности, на энергетическом рынке). Поскольку собственные двусторонние переговоры с Россией у этой державы были завершены, можно попытаться добиться того же через другого участника переговоров. Таким образом, переговоры затянулись еще на год-полтора.
К осени 2008 г. в результате вооруженного конфликта с Грузией в российском руководстве стало складываться впечатление, что Запад, и, прежде всего США, собираются наказать Россию, использовав для этого среди прочих мер блокирование переговоров по присоединению России к ВТО. На самом деле призывы принять те или иные жесткие меры против России исходили в США лишь от независимых деятелей, в частности от тогдашнего кандидата в президенты сенатора Маккейна. Что же касается собственно американской администрации, ее представители продолжали подтверждать поддержку присоединению России к ВТО. Тем не менее, общая атмосфера ухудшилась, делегации некоторых стран фактически прекратили контакты с российской стороной.
Свою лепту в усложнение ситуации на переговорах внесла Грузия, которая, ссылаясь на проблему функционирования пунктов таможенного контроля на совместной границе, еще с 2006 г. блокировала созыв формальных заседаний рабочей группы. «Грузинский вопрос» на переговорах не снят до сих пор.
Новый импульс для завершения переговоров был дан в рамках так называемой перезагрузки отношений между Россией и США в ходе первой встречи президентов Д.А. Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля 2009 г. В начале июня 2009 г. в Санкт-Петербурге в ходе очередного Международного экономического форума удалось достичь договоренностей с делегациями США и ЕС о графике завершения переговоров по присоединению России к ВТО [13, c. 49–50].
8 сентября 2010 года немецкий посол в Москве Ульрих Бранденбург заявил в интервью, что Германия поддерживает скорейшее вступление России в ВТО. Это, уверен дипломат, позволит плотнее интегрировать страну в мировую экономику, переведет торгово-экономические отношения России и Германии на новый уровень [15].
4 сентября 2011 года Антониу Патриота (глава МИД Бразилии) заявил на переговорах в Москве с российским коллегой, главой МИД РФ Сергеем Лавровым. "Бразилия придает большое значение отношениям с Россией, в частности, в таких вопросах, как БРИКС и "двадцатка", - подчеркнул глава бразильского МИД. - Экономики наших стран быстро развиваются, после кризиса они восстановились. Тем важнее наше сотрудничество". "Рассчитываем, что Россия станет членом ВТО до конца этого года", - отметил Патриота [16].
В целом, многие страны мира поддерживают Россию по вступлению в ВТО. Представители этих стран неоднократно высказывались за скорейшее присоединение к всемирной торговой организации. По их мнению, это приведет к более тесному сотрудничеству и подъему экономик стран, что так необходимо в современном глобализирующемся мире.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Присоединение к ВТО затронет практически все стороны российской экономики. Оно отвечает потребностям национальных производителей, стремящихся расширить свои операции на мировом рынке, и противоречит интересам тех компаний, которые не нацелены на завоевание рынков других стран, а, напротив, требуют от правительства защитить их от иностранной конкуренции. Потребители, в свою очередь, желали бы видеть рынки своих стран наполненными разнообразными и недорогими товарами и услугами высокого качества, а такое положение может обеспечить только конкуренция производителей. Присоединение усилит конкуренцию - при условии ликвидации монополизма в сфере импорта и на внутреннем рынке - и потому отвечает интересам потребителей. В то же время они понимают, что доступ к разнообразным благам они могут получить только в том случае, если сохранят свои рабочие места.
Существуют различные оценки последствий присоединения для российской экономики. По некоторым из них, выгоды для России от вступления в ВТО исчисляются десятками миллиардов долларов. Тем не менее, большинство экспертов приходят к заключению, что эффект от вступления в ВТО ни позитивный, ни негативный - сразу не проявится. Согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования, выполненным на основе анализа межотраслевого баланса, последствия вступления страны в ВТО на первоначальном этапе останутся в диапазоне плюс-минус одного процентного пункта динамики её ВВП, как при его росте, так и при падении. Последствия присоединения к ВТО выявятся через 5-7 лет, когда, с одной стороны, ускорится процесс либерализации торговли, а с другой - в России появятся конкурентоспособные производства, которые смогут использовать механизмы ВТО для расширения экспорта [11, c. 48].
Возможные последствия присоединения для населения изучены в докладе Всемирного банка (ВБ) «Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население». ВБ допускает, что на первом этапе положение части населения ухудшится. Главным образом, это коснется неквалифицированных работников, которым угрожает потеря занятости и которым придется нести расходы, связанные с переподготовкой и переселением. Однако в целом, считают эксперты банка, уже в течение одного- двух лет население России ощутит выгоду от присоединения к ВТО. Это выигрыш, по расчетам авторов доклада, составит 3,3% ВВП от уровня 2004 г. В дальнейшем ежегодные доходы россиян увеличатся на 64 млрд. долл., или на 11% ВВП. Произойдет это в основном благодаря усилению конкуренции на внутреннем рынке.
Участие в ВТО укрепит позиции отечественных экспортеров при возникновении торговых споров. Потери российских экспортеров от ограничительных мер оцениваются примерно в 2 млрд. долл. в год. В 2010 г. против российских товаров действовало около 100 ограничительных мер. Наибольшее противодействие российские экспортеры встречали на рынках ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Украины. По количеству ограничительных мер лидировала Белоруссия. Основная часть антидемпинговых мер была направлена против российских черных металлов, за которыми следовали минеральные удобрения и химикаты [17].