Цели, задачи и принципы построения ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.
2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5
1.1. История создания ВТО……………………………………………………...….5
1.2. Структура ВТО……………………………………………………………….…8
1.3. Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13
2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16
2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - ВТО.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

В начале июня 2009 года правительства Белоруссии, Казахстана и России объявили о соз­дании Таможенного союза, который фактически начал функционировать с 1 января 2010 г.

Также было сообщено о намерении прекратить самостоятельные переговоры о присоединении к ВТО и продолжить их сообща с целью вступле­ния в организацию в качестве единой таможен­ной территории. Продекларированная позиция диаметрально отличалась от прежней, неодно­кратно озвучивавшейся официальными лицами трех стран линии на самостоятельное присоеди­нение [13, c. 50].

Кардинальное изменение переговорной пози­ции России оказалось полной неожиданностью для партнеров по переговорам, отечественного бизнеса и экспертного сообщества. Поскольку на официальном уровне не было дано сколько-ни­будь развернутых и внятных разъяснений отно­сительно целесообразности такого шага, анали­тики тут же начали излагать собственные версии, касающиеся мотивов, подтолкнувших к нему российское правительство. Объяснения своди­лись в основном к тому, что Россия устала искать понимания в организации, которая относится к ней предвзято, затягивает переговоры и настаи­вает па принятии нашей страной неприемлемых, выходящих за рамки стандартного подхода к кан­дидатам на членство, условий присоединения. С данной версией вряд ли можно согласиться по двум основным причинам.

Во-первых, она противоречила реальным ре­зультатам переговоров. В их ходе Россия катего­рически отвергла требования партнеров, выходя­щие за рамки обязательств по "ВТО плюс". Россия отстояла, в частности, свое право на применение по ряду сырьевых товаров вывозных пошлин, с помощью которых государство возвращает себе часть горной ренты и монопольной прибыли, получаемой в добывающих отраслях в периоды повышения мировых цен. Были также отведены требования о доведении наших внутренних цен на энергоносители, в первую очередь природный газ, до уровня мировых, что могло бы привести к тяжелым последствиям в экономике

Во-вторых, она не учитывала, что длительность переговоров объяснялась задержками в подготов­ке и принятии решений как со стороны членов ВТО, так и со стороны России. По свидетельству источников в российской делегации, задержки по вине наших партнеров и по причинам, зависящим от российских переговорщиков и вовлеченных в переговорный процесс министерств и ведомств, соотносятся как 6:5.

Специалисты РАН уже успели подсчитать, что суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза, измеряемый дополнитель­ным производством ВВП, составит к 2015 г. около 400 млрд. долл. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16.8% нынеш­него ВВП, Белоруссия - 16.1, Казахстан - 14.7% ВВП [11, c. 48].

Начало деятельности союза показало, что меж­ду соглашениями о его создании и отечествен­ным законодательством имеются определенные разночтения. Вступление в силу Таможенного кодекса союза при отсутствии в России дополняющих его нормативных документов уже при­вело в январе 2010 г. к остановке импорта в нашу страну некоторых видов алкоголя, изделий элек­троники и лекарственных препаратов. С учетом этого соответствующие российские ведомства в спешном порядке разрабатывают специальный закон, касающийся таможенного регулирования на территории России.

  Жесткая реакция ВТО вынудила Россию скор­ректировать подход к тактике дальнейших пере­говоров. На очередной встрече с членами рабочей группы в октябре 2009 г. российская делегация объявила, что задача одновременного вступления в организацию всех членов Таможенного союза с повестки дня не снимается.

На сегодняшний день позиция России никак не изменилась, она по-прежнему намерена вступать в ВТО в рамках Таможенного союза. По оценке Минэкономразвития РФ, повестка дня индивидуальных переговоров реа­лизована Россией на 95%, Казахстаном - на 70, а Белоруссией - всего на 50%, причем последняя ведет переговоры очень вяло, фактически заморо­зив их в текущем десятилетии. Другими слова­ми, чтобы стать членом ВТО, России надо будет не только решить остающиеся несогласованными свои собственные вопросы, но и принять участие в решении чужих, тормозящих присоединение к этой организации ее партнеров по Таможенно­му союзу.

В таких условиях, по мнению представите­лей нашей страны, наилучшим выходом могло бы стать принятие российских обязательств по тарифной либерализации в качестве основы для совместных переговоров. Однако Белоруссия и Казахстан пока ни прямо, ни косвенно не под­тверждали, что эти обязательства их полностью и безоговорочно устраивают. Кроме того, сле­дует иметь в виду, что при согласовании ставок единого таможенного тарифа трех стран всем им пришлось пойти на уступки партнерам: Казах­стан смог сохранить неизменными только 45% своих пошлин, Белоруссия - 75%, Россия - 82% (по оставшимся 14% товарных позиций единого тарифа ставки пошлин ниже действовавших рос­сийских, а по 4% - выше) [11, c. 49–50].

Это означает, что при совместном проведении переговоров участникам Таможенного союза при­дется в той или иной степени корректировать уже согласованные с ВТО собственные обязательства по размерам снижения ставок. Например, Казах­стан, который уже подписал протоколы с 22 из 27 членов своей рабочей группы, должен будет пересмотреть значительную часть своих тариф­ных уступок. Не исключено, что и России при­дется заново вести переговоры в отношении тех ставок, по которым произошло их изменение при согласовании единого тарифа.

Отсутствие согласованных процедур явно затруднит для единой переговорной делегации разъяснение вопросов, связанных с механизма­ми деятельности союза. С учетом всего этого спрогнозировать продолжительность фактиче­ски новых переговоров сегодня по существу не­возможно. Во всяком случае, члены российской делегации иллюзий на этот счет не питают.

При таком развороте событий единая перего­ворная группа может столкнуться еще с одной сложной проблемой, зависящей уже только от ВТО. Дело в том, что в ходе Седьмой сессии Конференции министров стран этой организации (декабрь 2009 г.) большинство ее участников, представлявших 135 стран, в том числе и веду­щие торговые державы, решительно высказались за завершение в текущем, 2011 году, Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, длящего­ся уже восемь лет. В повестке дня раунда - даль­нейшая либерализация доступа на национальные рынки товаров и услуг, снижение уровня аграрно­го протекционизма (государственной поддержки сельского хозяйства и субсидирования аграрного экспорта) и меры по содействию торговле. Если это намерение удастся реализовать, то странам Таможенного союза, скорее всего, придется кор­ректировать уже согласованные обязательства применительно к духу и букве новых соглаше­ний, которые будут приняты ВТО.

 

2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО             

По длительности переговорного процесса Россия, скорее всего, останется лидером в истории ВТО. На начальных этапах затягивание переговоров в известной мере было свя­зано с явно завышенными требованиями к России со стороны некоторых парт­неров. Немало сил и времени ушло и на то, чтобы отстоять позиции по особо чувствительным вопросам. Вместе с тем официальные представители стран, с которыми велись переговоры, регулярно подтверждали свое желание как мож­но скорее принять Россию в ВТО. Так, бывший ее глава Майк Мур заявлял, что Россия непременно должна была стать членом этой организации в 2003 г. Од­нако позиция Запада в отношении поддержки присоединения России к ВТО, как и поддержки российских реформ в целом, на протяжении многих лет все-таки оставалась противоречивой. По мнению известных западных ученых и политологов, ведущие страны Запада должны были в самом начале российских реформ предпринять гораздо более масштабные усилия по их поддержке. Но перешагнуть через сиюминутные конъюнктурные интересы своего (западного) бизнеса оказалось не так просто. Подтверждение тому - переговоры по присое­динению России к ВТО.

К концу 2006 г. по завершении двусторонних переговоров с США в рамках процесса присоединения России к ВТО возникло ощущение реальной возмож­ности завершить процесс в скором времени, ибо практически со всеми другими странами - членами рабочей группы по присоединению России аналогичные документы также были уже подписаны. Однако в 2007 г. о желании вступить в переговоры с ней по доступу на рынки товаров и услуг заявили новые страны - Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, что выглядело несколько странным на той поздней стадии процесса, когда все основные и даже второстепенные торговые партнеры России обо всем договорились. В этой связи нельзя исключать, что некоторые из названных стран могли получить соответствующий импульс из­вне, смысл которого состоял в том, что, к примеру, некой крупной державе бы­ло бы интересно добиться от России дополнительных уступок (в частности, на энергетическом рынке). Поскольку собственные двусторонние переговоры с Россией у этой державы были завершены, можно попытаться добиться того же через другого участника переговоров. Таким образом, переговоры затянулись еще на год-полтора.

К осени 2008 г. в результате вооруженного конфликта с Грузией в россий­ском руководстве стало складываться впечатление, что Запад, и, прежде всего США, собираются наказать Россию, использовав для этого среди прочих мер блокирование переговоров по присоединению России к ВТО. На самом деле призывы принять те или иные жесткие меры против России исходили в США лишь от независимых деятелей, в частности от тогдашнего кандидата в прези­денты сенатора Маккейна. Что же касается собственно американской админи­страции, ее представители продолжали подтверждать поддержку присоедине­нию России к ВТО. Тем не менее, общая атмосфера ухудшилась, делегации не­которых стран фактически прекратили контакты с российской стороной.

Свою лепту в усложнение ситуации на переговорах внесла Грузия, которая, ссылаясь на проблему функционирования пунктов таможенного контроля на совместной границе, еще с 2006 г. блокировала созыв формальных заседаний рабочей группы. «Грузинский вопрос» на переговорах не снят до сих пор.

Новый импульс для завершения переговоров был дан в рамках так называемой переза­грузки отношений между Россией и США в ходе первой встречи президентов Д.А. Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля 2009 г. В начале июня 2009 г. в Санкт-Петербурге в ходе очередного Международного экономического форума удалось достичь договоренностей с делегациями США и ЕС о графике завершения переговоров по присоединению России к ВТО [13, c. 49–50].

8 сентября 2010 года немецкий посол в Москве Ульрих Бранденбург заявил в интервью, что Германия поддерживает скорейшее вступление России в ВТО. Это, уверен дипломат, позволит плотнее интегрировать страну в мировую экономику, переведет торгово-экономические отношения России и Германии на новый уровень [15].

4 сентября 2011 года Антониу Патриота (глава МИД Бразилии) заявил на переговорах в Москве с российским коллегой, главой МИД РФ Сергеем Лавровым. "Бразилия придает большое значение отношениям с Россией, в частности, в таких вопросах, как БРИКС и "двадцатка", - подчеркнул глава бразильского МИД. - Экономики наших стран быстро развиваются, после кризиса они восстановились. Тем важнее наше сотрудничество". "Рассчитываем, что Россия станет членом ВТО до конца этого года", - отметил Патриота [16].             

В целом, многие страны мира поддерживают Россию по вступлению в ВТО. Представители этих стран неоднократно высказывались за скорейшее присоединение к  всемирной торговой организации. По их мнению, это приведет к более тесному сотрудничеству и подъему экономик стран, что так необходимо в современном глобализирующемся мире.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Присоединение к ВТО затронет практически все сто­роны российской экономики. Оно отвечает по­требностям национальных производителей, стремящихся расширить свои операции на ми­ровом рынке, и противоречит интересам тех компаний, которые не нацелены на завоевание рынков других стран, а, напротив, требуют от правительства защитить их от иностранной конкуренции. Потребители, в свою очередь, желали бы видеть рынки своих стран напол­ненными разнообразными и недорогими това­рами и услугами высокого качества, а такое положение может обеспечить только конкурен­ция производителей. Присоединение усилит конкуренцию - при условии ликвидации моно­полизма в сфере импорта и на внутреннем рын­ке - и потому отвечает интересам потребите­лей. В то же время они понимают, что доступ к разнообразным благам они могут получить только в том случае, если сохранят свои рабочие места.

Существуют различные оценки послед­ствий присоединения для российской экономи­ки. По некоторым из них, выгоды для России от вступления в ВТО исчисляются десятками миллиардов долларов. Тем не менее, большин­ство экспертов приходят к заключению, что эффект от вступления в ВТО ни позитивный, ни негативный - сразу не проявится. Согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования, выполненным на основе ана­лиза межотраслевого баланса, последствия вступления страны в ВТО на первоначальном этапе останутся в диапазоне плюс-минус од­ного процентного пункта динамики её ВВП, как при его росте, так и при падении. Послед­ствия присоединения к ВТО выявятся через 5-7 лет, когда, с одной стороны, ускорится про­цесс либерализации торговли, а с другой - в России появятся конкурентоспособные произ­водства, которые смогут использовать меха­низмы ВТО для расширения экспорта [11, c. 48].

Возможные последствия присоединения для населения изучены в докладе Всемирного банка (ВБ) «Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население». ВБ допус­кает, что на первом этапе положение части населения ухудшится. Главным образом, это коснется неквалифицированных работников, которым угрожает потеря занятости и которым придется нести расходы, связанные с перепод­готовкой и переселением. Однако в целом, счи­тают эксперты банка, уже в течение одного- двух лет население России ощутит выгоду от присоединения к ВТО. Это выигрыш, по рас­четам авторов доклада, составит 3,3% ВВП от уровня 2004 г. В дальнейшем ежегодные доходы россиян увеличатся на 64 млрд. долл., или на 11% ВВП. Произойдет это в основном благодаря усилению конкуренции на внутрен­нем рынке.

Участие в ВТО укрепит позиции отечественных экспортеров при возникновении торговых споров. Потери российских экспор­теров от ограничительных мер оцениваются примерно в 2 млрд. долл. в год. В 2010 г. про­тив российских товаров действовало около 100 ограничительных мер. Наибольшее противо­действие российские экспортеры встречали на рынках ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Укра­ины. По количеству ограничительных мер ли­дировала Белоруссия. Основная часть анти­демпинговых мер была направлена против рос­сийских черных металлов, за которыми следо­вали минеральные удобрения и химикаты [17].

Информация о работе Цели, задачи и принципы построения ВТО