Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.
2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5
1.1. История создания ВТО……………………………………………………...….5
1.2. Структура ВТО……………………………………………………………….…8
1.3. Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13
2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16
2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36
У многих предприятий не сложилось определенного мнения о последствиях вступления в ВТО. Не все российские компании представляют себе, какие преимущества сулит им участие в глобальном рынке. Многих больше устроило бы сохранение существующего положения, при котором они находятся в относительной изоляции от конкуренции извне. Представители бизнеса подчеркивают необходимость государственных мер, направленных на снижение потерь для малого и среднего предпринимательства от вступления России в ВТО.
Осторожное отношение малых и средних компаний к присоединению к ВТО можно объяснить их относительно слабыми связями с мировым рынком. Понимание компаниями слабости своего экспортного потенциала заставляет их сделать вывод, что присоединение не скажется на перспективах их экспортной деятельности. Для многих из них главным является вопрос не о последствиях присоединения для экспорта, а о его влиянии на уровень конкуренции на внутреннем рынке. Их интересы вступают в противоречие с устремлениями более успешных компаний, которые рассматривают шаг в глобальный рынок не как угрозу, а как шанс для дальнейшего роста - своего и всей экономики страны.
Конкуренции со стороны импорта опасаются машиностроительные предприятия, многие из которых уже длительное время находятся в упадке. Они считают необходимым принятие новых законов о технических регламентах, стандартизации и государственных закупках, просят поддержки государства в проведении модернизации производства и в информационном обеспечении, подчеркивают, что им приходится сталкиваться с низким качеством материалов и комплектующих изделий и монополизмом поставщиков. Без решения этих проблем они не видят перед собой перспективы остаться на рынке после вступления в ВТО. Тем не менее, у них практически нет надежды на то, что их требования будут выполнены. Представители российских производителей сельскохозяйственной техники также настроены пессимистически.
Развитие российской автомобильной промышленности неразрывно связано с участием иностранных производителей. Условия присоединения к ВТО предусматривают, что основное снижение ставок придется на последние три года из 7-летнего переходного периода, и российский автомобильный рынок станет относительно открытым не ранее 2015 г. К тому времени примерно половина продаваемых в стране иномарок будет выпускаться на местных заводах, построенных ведущими мировыми производителями.
Возможные последствия присоединения для сферы высоких технологий вызывают дискуссии. Пессимисты утверждают, что присоединение похоронит российский бизнес информационных технологий. Оптимисты, напротив, подчеркивают, что вступление в ВТО является условием расширения деятельности российских информационно-коммуникационных компаний на мировом рынке.
В российской промышленности много предприятий, рассчитывающих на получение государственной поддержки. Для них определяющим является то, что нормы ВТО накладывают ограничения на внутреннюю экономическую политику входящих в нее стран, в частности, на использование инструментов государственного регулирования, создающих дискриминационные условия для одних компаний и привилегированные - для других. Следует, однако, иметь в виду, что ни стране, ни бизнесу в целом не нужна защита заведомо неконкурентоспособных компаний. Как показывает зарубежная, да уже и отечественная практика, социальными мотивами нередко маскируется нежелание перемен со стороны управленческого аппарата отстающих предприятий. Наихудшие результаты дает сочетание протекционизма с финансовыми вливаниями в форме субсидий в отжившие свое производства. Многие российские компании, в том числе весьма крупные, приучены видеть в государстве не партнера в реорганизации производства и развитии науки и техники, а донора, чьи вливания помогут сохранить статус-кво. Для них вступление в ВТО действительно означает переход в новую реальность, в которой им может не найтись место [7, c. 12–13].
Нельзя, однако, отрицать, что есть предприятия, испытывающие временные проблемы или трудности роста, но способные в перспективе выйти на передовые позиции. Если исходить из чисто рыночных критериев, то России следовало бы отказаться почти от всей промышленности, за исключением добывающей. Производительность труда практически в любой отрасли российской экономики значительно, иногда в несколько раз, ниже, чем за рубежом. Если же обратиться к здравому смыслу, то понятно, что Россия не может отказаться от задачи увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Тот факт, что многие отрасли российской экономики в настоящее время не готовы к открытой конкуренции, еще не означает, что у них нет будущего. Таким образом, представляется неизбежным поиск разумного компромисса в отдельных наиболее значимых областях.
При этом важно иметь в виду, что правила ВТО не ставят под тотальный запрет государственное содействие развитию национальной промышленности и укреплению ее положения на мировом рынке. ВТО не ограничивает государственное финансирование фундаментальной науки, позволяет правительствам в довольно широких пределах финансировать прикладные исследования и разработки, оказывать предприятиям помощь в решении экологических проблем, помогать неблагополучным регионам.
Российские сельскохозяйственные производители опасаются, что участие в ВТО приведет к подрыву возникшего сравнительно недавно поступательного движения их отрасли. Им придется активизировать работу по снижению издержек и повышению качества продукции. Не все смогут соответствовать новым требованиям, и, по всей вероятности, в отрасли усилятся процессы концентрации производства. Потребители имеют свой интерес: они ожидают, что усиление конкуренции на внутреннем российском рынке после присоединения к ВТО приведет к снижению цен на продукты питания. Что же касается государственной поддержки сельскому хозяйству, то установленные на переговорах обязательства России позволяют не только сохранить ее объем, но и сделать ее более разнообразной. Следует подчеркнуть, что ВТО не накладывает ограничений на косвенную поддержку аграрной сферы - финансирование научных исследований и образования, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства, строительство дорог, газопроводов, линий электропередач. Между тем, развитие инфраструктуры, в которой Россия существенно отстает от других стран, способно внести значительный вклад в повышение эффективности аграрного производства [3, c. 25–27].
Главный выигрыш российской экономики от присоединения к ВТО заключается, на наш взгляд, не в расширении экспортных возможностей, а в улучшении качества внутреннего рынка. В ходе подготовки к вступлению в ВТО в стране была проделана большая работа по приведению законодательной базы в соответствие с международными нормами. Это признают и зарубежные партнеры РФ. Таким образом, с точки зрения правил игры, вступление в ВТО не станет шоком для российскою бизнеса, который на протяжении ряда лет работает в среде, соответствующей нормам ВТО.
Однако в настоящее время о положительных сдвигах в правовой сфере можно говорить лишь применительно к правоустанавливающей сфере. Что же касается правоприменения, то здесь как российским компаниям, так и населению приходится сталкиваться с неисчислимыми бюрократическими препонами и административным произволом. Защищенность прав собственника, доверие к судам, ко всей правоохранительной системе и в целом к государству - это те области, в которых накопилось слишком много проблем, отталкивающих иностранных инвесторов от прихода в Россию и вытесняющих местных предпринимателей за пределы страны. Таким образом, именно в области правоприменения ожидается наибольший положительный эффект от вступления в ВТО.
Несмотря на многочисленные усилия, предпринимаемые на протяжении ряда лет, Россия не смогла развернуть бюрократическую машину лицом к бизнесу, победить коррупцию и обеспечить безусловное выполнение законодательных норм. Возможно, участие в ВТО станет тем стимулом, который поможет государству преодолеть пороки правоприменительной практики, играющие ключевую роль в торможении экономического развития России. В этом плане присоединение к ВТО отвечает интересам, как населения, так и основной части бизнеса, которую не устраивает необходимость включать административный фактор в свои расчеты и планы.
Отношение предприятий к присоединению во многом зависит от используемых деловых практик и от того, насколько они согласуются с нормами ВТО. Известно, что предприятия легкой промышленности в большинстве своем опасаются присоединения к ВТО, поскольку невысоко оценивают свои конкурентные возможности. На деле ситуация гораздо сложнее. Ведь они уже сегодня действуют практически в условиях открытого рынка. При этом часть импорта поступает по заказам российских же предприятий. Поясним, в чем дело, на примере рынка обуви. Большинство российских компаний отшивает обувь в Китае. После ввоза продукция не всегда подвергается даже легкой переработке, лишь оформляясь как российская. С учетом этого фактора оказывается, что значительное число российских фирм не так уж сильно заинтересовано в развитии местного производства и защите внутреннего рынка.
Сегодня качество деловой среды в России остается невысоким. Присоединение России к ВТО поможет изменить ситуацию. Способствуя формированию современной деловой среды и снижению инвестиционных рисков, оно сделает экономику страны более привлекательной для инвесторов - как местных, так и иностранных. Улучшение общей инвестиционной привлекательности российской экономки улучшит перспективы развития фондового рынка, который нуждается в приходе новых инвесторов. Возрастут требования к прозрачности и корпоративному управлению компаний, что также пойдет на пользу отечественному бизнесу. Улучшение инвестиционного климата в стране необходимо в первую очередь для стимулирования собственных, и лишь во вторую иностранных капиталовложений. После присоединения на российском фондовом рынке вряд ли произойдут какие-либо существенные изменения. Возможные угрозы российскому фондовому рынку связаны не с предстоящим вступлением в ВТО, а с однобокой структурой экономики и невысоким уровнем развития основополагающих общественных институтов. Для уменьшения отрицательных и повышения положительных последствий присоединения необходимо развитие инфраструктуры российского фондового рынка и повышение доверия к правовой системе со стороны, как населения, так и институциональных инвесторов.
Расширение присутствия иностранных банков способствовало бы улучшению условий ведения бизнеса и развитию экономики страны в целом. Оно могло бы привести к снижению уровня риска в кредитных операциях, повысило бы прозрачность всего, а не только банковского бизнеса, расширило источники долгосрочных кредитных ресурсов, в которых нуждается реальный сектор. Деятельность иностранных банков стимулирует конкуренцию и побуждает российские банки к повышению разнообразия и качества услуг, повышению эффективности и, соответственно, удешевлению стоимости банковских операций для клиентов[7, c. 15–16].
Отношение каждой российской компании к предстоящему вступлению в ВТО определяется, прежде всего, её положением на рынке. У предприятий с относительно слабыми рыночными позициями превалирует настороженное или даже негативное отношение. Такой взгляд скорее характерен для небольших компаний, а также объединяющих их союзов и ассоциаций. В то же время уверенные в своих силах предприятия не высказывают особых опасений с предстоящим вступлением.
Противники присоединения к ВТО обычно указывают на слабость конкурентных позиций российских предприятий, необходимость проведения структурных преобразований в российской экономике, возможность и без вступления в ВТО беспрепятственно экспортировать нефть и газ, составляющие основу российского экспорта. Сторонники присоединения говорят о расширении доступа товаров на внешние рынки, повышении инвестиционной привлекательности экономики, возможности отстаивать свои интересы на переговорах о дальнейшей либерализации мировой торговли, о том, что вхождение России в единое правовое поле международной торговли является условием гармоничного встраивания экономики страны в глобальный воспроизводственный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать вывод, что вступление России в ВТО для развития экономики имеет в целом положительный характер.
Хотя Россия ещё не вступила в ВТО, некоторые положительные последствия этого ожидаемого шага уже успели проявиться. Перспектива присоединения к ВТО существенно ускорила деятельность органов власти и компаний по развитию институциональных основ российского рынка. В законодательство внесены положения, обеспечивающие охрану прав интеллектуальной собственности, а также многочисленные изменения, касающиеся отдельных вопросов регулирования экономической деятельности. В результате национальное хозяйственное законодательство было доведено до уровня, в основном соответствующего международным нормам.
Участие в ВТО станет фактором, способствующим обновлению отечественной промышленности, финансовой системы, всего сектора услуг. Присоединение России к ВТО сделает её экономику более привлекательной для инвесторов – как местных, так и иностранных. Оно будет способствовать формированию современной деловой среды и снижению инвестиционных рисков в России. Влияние данного шага на фондовый рынок будет, скорее всего, опосредованным, проявляясь через улучшение общей инвестиционной привлекательности российской экономики.
Торговые партнеры России также заинтересованы в её присоединении к ВТО. Ведь тогда России придётся соблюдать действующие в этой организации правила мировой торговли, что сделает более предсказуемой её внешнюю и внутреннюю экономическую политику. Как член ВТО Россия будет представлять собой не только более стабильного торгового партнера в целом, но и более надежного поставщика энергоносителей.
Россия в ходе своего переговорного процесса смогла снять многие сложные проблемы, связанные порой с явно завышенными требованиями партнёров, и выйти на вполне выгодные условия членства в ВТО. Однако, принятое в июне 2009 г. решение о форсировании строительства Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана породило в какой-то момент ситуацию неопределенности завершения процесса присоединения к ВТО, которую удалось преодолеть лишь к середине 2010 г. На сегодняшний день основные трудности вступления в ВТО связаны с невозможностью прийти к общим согласованным решениям с Грузией, которая не даёт согласия на вступление в торговую организацию.
При прочих равных условиях России предпочтительнее было бы присоединиться к ВТО до окончания переговоров в рамках Дохийского раунда, поскольку в этом случае она получает возможность оказать влияние на его решения. В противном случае России придется выполнять договорённости, достигнутые без её участия.