Цели, задачи и принципы построения ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.
2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5
1.1. История создания ВТО……………………………………………………...….5
1.2. Структура ВТО……………………………………………………………….…8
1.3. Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13
2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16
2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - ВТО.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

У многих предприятий не сложилось опре­деленного мнения о последствиях вступления в ВТО. Не все российские компании представ­ляют себе, какие преимущества сулит им уча­стие в глобальном рынке. Многих больше уст­роило бы сохранение существующего положе­ния, при котором они находятся в относитель­ной изоляции от конкуренции извне. Представители бизнеса подчеркива­ют необходимость государственных мер, на­правленных на снижение потерь для малого и среднего предпринимательства от вступления России в ВТО.

Осторожное отношение малых и средних компаний к присоединению к ВТО можно объяснить их относительно слабыми связями с мировым рынком. Понимание компаниями слабости своего экспортного потенциала зас­тавляет их сделать вывод, что присоединение не скажется на перспективах их экспортной деятельности. Для многих из них главным яв­ляется вопрос не о последствиях присоедине­ния для экспорта, а о его влиянии на уровень конкуренции на внутреннем рынке. Их интере­сы вступают в противоречие с устремления­ми более успешных компаний, которые рас­сматривают шаг в глобальный рынок не как угрозу, а как шанс для дальнейшего роста - своего и всей экономики страны.

Конкуренции со стороны импорта опасают­ся машиностроительные предприятия, многие из которых уже длительное время находятся в упадке. Они считают необходимым принятие новых законов о технических регламентах, стандартизации и государственных закупках, просят поддержки государства в проведении модернизации производства и в информационном обеспечении, подчеркивают, что им при­ходится сталкиваться с низким качеством ма­териалов и комплектующих изделий и монопо­лизмом поставщиков. Без решения этих про­блем они не видят перед собой перспективы остаться на рынке после вступления в ВТО. Тем не менее, у них практически нет надежды на то, что их требования будут выполнены. Представители российских производителей сельскохозяйственной техники также настрое­ны пессимистически.

Развитие российской автомобильной про­мышленности неразрывно связано с участием иностранных производителей. Условия присо­единения к ВТО предусматривают, что основ­ное снижение ставок придется на последние три года из 7-летнего переходного периода, и рос­сийский автомобильный рынок станет относи­тельно открытым не ранее 2015 г. К тому вре­мени примерно половина продаваемых в стра­не иномарок будет выпускаться на местных заводах, построенных ведущими мировыми производителями.

Возможные последствия присоединения для сферы высоких технологий вызывают дис­куссии. Пессимисты утверждают, что присое­динение похоронит российский бизнес инфор­мационных технологий. Оптимисты, напротив, подчеркивают, что вступление в ВТО являет­ся условием расширения деятельности россий­ских информационно-коммуникационных ком­паний на мировом рынке.

В российской промышленности много пред­приятий, рассчитывающих на получение госу­дарственной поддержки. Для них определяю­щим является то, что нормы ВТО накладыва­ют ограничения на внутреннюю экономическую политику входящих в нее стран, в частности, на использование инструментов государствен­ного регулирования, создающих дискриминаци­онные условия для одних компаний и привиле­гированные - для других. Следует, однако, иметь в виду, что ни стране, ни бизнесу в це­лом не нужна защита заведомо неконкуренто­способных компаний. Как показывает зарубеж­ная, да уже и отечественная практика, социальными мотивами нередко маскируется не­желание перемен со стороны управленческого аппарата отстающих предприятий. Наихудшие результаты дает сочетание протекционизма с финансовыми вливаниями в форме субсидий в отжившие свое производства. Многие россий­ские компании, в том числе весьма крупные, приучены видеть в государстве не партнера в реорганизации производства и развитии науки и техники, а донора, чьи вливания помогут со­хранить статус-кво. Для них вступление в ВТО действительно означает переход в новую ре­альность, в которой им может не найтись мес­то [7, c. 12–13].

Нельзя, однако, отрицать, что есть пред­приятия, испытывающие временные проблемы или трудности роста, но способные в перспек­тиве выйти на передовые позиции. Если исхо­дить из чисто рыночных критериев, то России следовало бы отказаться почти от всей про­мышленности, за исключением добывающей. Производительность труда практически в лю­бой отрасли российской экономики значитель­но, иногда в несколько раз, ниже, чем за рубе­жом. Если же обратиться к здравому смыслу, то понятно, что Россия не может отказаться от задачи увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Тот факт, что многие отрасли российской экономики в настоящее время не готовы к открытой конку­ренции, еще не означает, что у них нет буду­щего. Таким образом, представляется неиз­бежным поиск разумного компромисса в от­дельных наиболее значимых областях.

При этом важно иметь в виду, что правила ВТО не ставят под тотальный запрет государ­ственное содействие развитию национальной промышленности и укреплению ее положения на мировом рынке. ВТО не ограничивает го­сударственное финансирование фундаменталь­ной науки, позволяет правительствам в доволь­но широких пределах финансировать приклад­ные исследования и разработки, оказывать предприятиям помощь в решении экологичес­ких проблем, помогать неблагополучным ре­гионам.

Российские сельскохозяйственные произво­дители опасаются, что участие в ВТО приве­дет к подрыву возникшего сравнительно недав­но поступательного движения их отрасли. Им придется активизировать работу по снижению издержек и повышению качества продукции. Не все смогут соответствовать новым требова­ниям, и, по всей вероятности, в отрасли уси­лятся процессы концентрации производства. Потребители имеют свой интерес: они ожида­ют, что усиление конкуренции на внутреннем российском рынке после присоединения к ВТО приведет к снижению цен на продукты пита­ния. Что же касается государственной поддер­жки сельскому хозяйству, то установленные на переговорах обязательства России позволяют не только сохранить ее объем, но и сделать ее более разнообразной. Следует подчеркнуть, что ВТО не накладывает ограничений на кос­венную поддержку аграрной сферы - финан­сирование научных исследований и образова­ния, страхование урожая, содействие структур­ной перестройке сельского хозяйства, строи­тельство дорог, газопроводов, линий электро­передач. Между тем, развитие инфраструк­туры, в которой Россия существенно отстает от других стран, способно внести значитель­ный вклад в повышение эффективности аграр­ного производства [3, c. 25–27].

Главный выигрыш российской экономики от присоединения к ВТО заключается, на наш взгляд, не в расширении экспортных возмож­ностей, а в улучшении качества внутреннего рынка. В ходе подготовки к вступлению в ВТО в стране была проделана большая работа по приведению законодательной базы в соответ­ствие с международными нормами. Это при­знают и зарубежные партнеры РФ. Таким об­разом, с точки зрения правил игры, вступле­ние в ВТО не станет шоком для российскою бизнеса, который на протяжении ряда лет ра­ботает в среде, соответствующей нормам ВТО.

Однако в настоящее время о положитель­ных сдвигах в правовой сфере можно говорить лишь применительно к правоустанавливающей сфере. Что же касается правоприменения, то здесь как российским компаниям, так и населе­нию приходится сталкиваться с неисчислимы­ми бюрократическими препонами и админист­ративным произволом. Защищенность прав соб­ственника, доверие к судам, ко всей правоохра­нительной системе и в целом к государству - это те области, в которых накопилось слишком много проблем, отталкивающих иностранных инвесторов от прихода в Россию и вытесняю­щих местных предпринимателей за пределы страны. Таким образом, именно в области правоприменения ожидается наибольший положи­тельный эффект от вступления в ВТО.

Несмотря на многочисленные усилия, пред­принимаемые на протяжении ряда лет, Россия не смогла развернуть бюрократическую маши­ну лицом к бизнесу, победить коррупцию и обес­печить безусловное выполнение законодатель­ных норм. Возможно, участие в ВТО станет тем стимулом, который поможет государству преодолеть пороки правоприменительной прак­тики, играющие ключевую роль в торможении экономического развития России. В этом пла­не присоединение к ВТО отвечает интересам, как населения, так и основной части бизнеса, которую не устраивает необходимость вклю­чать административный фактор в свои расче­ты и планы.

Отношение предприятий к присоединению во многом зависит от используемых деловых практик и от того, насколько они согласуются с нормами ВТО. Известно, что предприятия легкой промышленности в большинстве своем опасаются присоединения к ВТО, поскольку невысоко оценивают свои конкурентные воз­можности. На деле ситуация гораздо сложнее. Ведь они уже сегодня действуют практически в условиях открытого рынка. При этом часть импорта поступает по заказам российских же предприятий. Поясним, в чем дело, на приме­ре рынка обуви. Большинство российских ком­паний отшивает обувь в Китае. После ввоза продукция не всегда подвергается даже лег­кой переработке, лишь оформляясь как россий­ская. С учетом этого фактора оказывается, что значительное число российских фирм не так уж сильно заинтересовано в развитии местного производства и защите внутреннего рынка.

Сегодня качество деловой среды в России остается невысоким. Присоединение России к ВТО поможет изменить ситуацию. Способ­ствуя формированию современной деловой сре­ды и снижению инвестиционных рисков, оно сделает экономику страны более привлека­тельной для инвесторов - как местных, так и иностранных. Улучшение общей инвестиционной привле­кательности российской экономки улучшит пер­спективы развития фондового рынка, который нуждается в приходе новых инвесторов. Воз­растут требования к прозрачности и корпора­тивному управлению компаний, что также пой­дет на пользу отечественному бизнесу. Улуч­шение инвестиционного климата в стране не­обходимо в первую очередь для стимулирова­ния собственных, и лишь во вторую иност­ранных капиталовложений. После присоедине­ния на российском фондовом рынке вряд ли произойдут какие-либо существенные измене­ния. Возможные угрозы российскому фондово­му рынку связаны не с предстоящим вступле­нием в ВТО, а с однобокой структурой эконо­мики и невысоким уровнем развития осново­полагающих общественных институтов. Для уменьшения отрицательных и повышения по­ложительных последствий присоединения не­обходимо развитие инфраструктуры российс­кого фондового рынка и повышение доверия к правовой системе со стороны, как населения, так и институциональных инвесторов.

Расширение присутствия иностранных бан­ков способствовало бы улучшению условий ведения бизнеса и развитию экономики стра­ны в целом. Оно могло бы привести к сниже­нию уровня риска в кредитных операциях, по­высило бы прозрачность всего, а не только банковского бизнеса, расширило источники долгосрочных кредитных ресурсов, в которых нуждается реальный сектор. Деятельность иностранных банков стимулирует конкуренцию и побуждает российские банки к повышению разнообразия и качества услуг, повышению эффективности и, соответственно, удешевле­нию стоимости банковских операций для кли­ентов[7, c. 15–16].

Отношение каждой российской компании к предстоящему вступлению в ВТО определяется, прежде всего, её положением на рынке. У предприятий с относительно слабыми рыночными позициями превалирует настороженное или даже негативное отношение. Такой взгляд скорее характерен для небольших компаний, а также объединяющих их союзов и ассоциаций. В то же время уверенные в своих силах предприятия не высказывают особых опасений с предстоящим вступлением.

Противники присоединения к ВТО обычно указывают на слабость конкурентных позиций российских предприятий, необходимость проведения структурных преобразований в российской экономике, возможность и без вступления в ВТО беспрепятственно экспортировать нефть и газ, составляющие основу российского экспорта. Сторонники присоединения говорят о расширении доступа товаров на внешние рынки, повышении инвестиционной привлекательности экономики, возможности отстаивать свои интересы на переговорах о дальнейшей либерализации мировой торговли, о том, что вхождение России в единое правовое поле международной торговли является условием гармоничного встраивания экономики страны в глобальный воспроизводственный процесс.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать вывод, что вступление России в ВТО для развития  экономики имеет в целом положительный характер.

Хотя Россия ещё не вступила в ВТО, некоторые положительные последствия этого ожидаемого шага уже успели проявиться. Перспектива присоединения к ВТО существенно ускорила деятельность органов власти и компаний по развитию институциональных основ российского рынка. В законодательство внесены положения, обеспечивающие охрану прав интеллектуальной собственности, а также многочисленные изменения, касающиеся отдельных вопросов регулирования экономической деятельности. В результате национальное хозяйственное законодательство было доведено до уровня, в основном соответствующего международным нормам.

Участие в ВТО станет фактором, способствующим обновлению отечественной промышленности, финансовой системы, всего сектора услуг. Присоединение России к ВТО сделает её экономику более привлекательной для инвесторов – как местных, так и иностранных. Оно будет способствовать формированию современной деловой среды и снижению инвестиционных рисков в России. Влияние данного шага на фондовый рынок будет, скорее всего, опосредованным, проявляясь через улучшение общей инвестиционной привлекательности российской экономики.

Торговые партнеры России также заинтересованы в её присоединении к ВТО. Ведь тогда России придётся соблюдать действующие в этой организации правила мировой торговли, что сделает более предсказуемой её внешнюю и внутреннюю экономическую политику. Как член ВТО Россия будет представлять собой не только более стабильного торгового партнера в целом, но и более надежного поставщика энергоносителей.

Россия в ходе своего переговорного процесса смогла снять многие сложные проблемы, связанные порой с явно завышенными требованиями партнёров, и выйти на вполне выгодные условия членства в ВТО. Однако, принятое в июне 2009 г. решение о форсировании строительства Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана породило в какой-то момент ситуацию неопределенности завершения процесса присоединения к ВТО, которую удалось преодолеть лишь к середине 2010 г. На сегодняшний день основные трудности вступления в ВТО связаны с невозможностью прийти к общим согласованным решениям с Грузией, которая не даёт согласия на вступление в торговую организацию.

При прочих равных условиях России предпочтительнее было бы присоединиться к ВТО до окончания переговоров в рамках Дохийского раунда, поскольку в этом случае она получает возможность оказать влияние на его решения. В противном случае России придется выполнять договорённости, достигнутые без её участия.

Информация о работе Цели, задачи и принципы построения ВТО