Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Суть рыночных отношений- производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, дивиденды). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цены денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара – овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия, она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка.
Введение................................................................................................................................3
1. Цена и ценообразование…………………......................................................................5
1.1. Цена…………………………………………………………………........................5
1.2. Ценообразование на различных типах рынков………….....................................6
1.2.1.Ценообразование на рынке совершенной конкуренции………...................8
1.2.2.Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции…………………9
2. Ценообразование на производстве……………………………...................................14
2.1. Процессы ценообразования на производстве.....................................................15
2.2. Методы ценообразования на производстве…………………………..................24
3. Ценообразование в Российской Федерации.............................................................33
3.1.Основные проблемы ценообразования в РФ…………………………………….35
Заключение...................................................................................................................38
Список используемой литературы................................................................................40
Так как на рынке множество, как продавцов, так и покупателей, то каждый отдельный игрок рынка не в состоянии повлиять на цену. То есть равновесие является условно «внешним» относительно факторов рынка. Фактически, каждый отдельный продавец является ценно получателем. Зато по установленной цене он может продать практически не ограниченное количество товара. Реальный размер продаж определяется соотношением себестоимости продукта рыночной цены. При снижении цены даже на несколько процентов, большая часть потребителей переместится к данному продавцу, что вынудит конкурентов либо тоже понижать цену, либо покинуть рынок. Покупатели же на данном рынке лишь оплачивают цену, предложенную продавцами. Каждый конкретный покупатель лишен возможности торга. Примером конкурентного рынка является рынок шоколадок, спичек и прочей мелочи, которую продают в ларьке или в любом продуктовом магазине.
Важной чертой конкурентного рынка является то, что цены на нем минимальны. То есть, если вам необходимо закупить набор стандартных вещей, то самым низко стандартным будет закупка их на конкурентном рынке. При этом вы получите стандартное качество продукта, в случае, если у вас есть специфические требования к продукту, закупка его на конкурентном рынке - не оптимальна. В идеале найти рынок, со значительным количеством игроков, специфическими условиями их поставок и чем-то на подобии аукциона, когда производители торгуются друг с другом за право продать товар. После чего вы получите набор пар качество-цена и выберете оптимальное сочетание.
1.2.2. Ценообразование
на рынке несовершенной
Для современной рыночной экономики характерна несовершенная (ограниченная) конкуренция – конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Она выступает обычно в трех основных видах:
Чистая монополия.
Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это конкуренция потребителей (электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные перевозки…).
Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы;
Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
То, что не существует близких
заменителей
Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа, а не высоко-конкурентный, какой является реклама, скажем, сигарет, моющих средств или пива. Поскольку у чистой монополии нет прямых конкурентов, монополистам не нужно обращаться к рекламе типа «наш товар лучше, чем у других».
«Диктующий цену». Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, если это выгодно, или сократить объем производства.
Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано.
Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – представляет собой рыночную структуру с элементами совершенной конкуренции и чистой монополии. Она характеризуется следующими чертами: дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм; обладание некоторой доли монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта; устойчивость клиентуры. Если цена продукта повышается, фирма не теряет всех своих покупателей; игнорирование соперников, независимо действующих на рынке; отсутствие серьезных преград для вхождения в отрасль.
Таким образом, в условиях
монополистической конкуренции
экономическое соперничество
Монополистическая конкуренция
подразумевает такую рыночную ситуацию,
при которой относительно большое
число небольших производителей
предлагает похожую, но не идентичную
продукцию. Различия между монополистической
и чистой конкуренцией весьма значительные.
Для монополистической
Олигополия.
Олигополия – имеет
место на рынке с господством
немногих фирм, оказывающих существенное
влияние на цены, по которым продается
товар множеству покупателей. Фирмы
находящиеся в таких условиях,
являются взаимозависимыми, поведение
любой из них оказывает непосредственное
воздействие на конкурентов и
само испытывает на себе влияние с
их стороны. На олигополистическом рынке
проникновение в отрасль
Выдающаяся черта олигополии
– «немногочисленность». Когда относительно
малое число фирм господствует на
рынках товаров или услуг, отрасль
является олигополистической. Но что
имеется ввиду под «
Есть две взаимосвязанные
черты олигополистического
2. Ценообразование на производстве
Ценообразование на предприятии базируется на объективных законах экономики. Цена складывается из следующих компонентов: нормативных общественно-необходимых затрат, т.е. себестоимости, нормы прибыли, дополнительной прибыли, определяемой соотношением спроса и предложения, которое зависит от новизны товара, его качества и ряда других факторов. Если спрос превышает предложение, то дополнительная прибыль и цена в целом возрастают. Свободные оптовые цены применяются при расчетах предприятий - изготовителей со всеми потребителями, кроме населения, в том числе с посредниками, включая снабженческо-сбытовые, снабженческо-закупочные предприятия и организации. Свободные отпускные цены применяются торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению. Свободные оптовые цены и свободные отпускные цены устанавливаются предприятиями-изготовителями на равноправной основе с потребителями продукции и применяются с учетом НДС. На предприятии свободные цены определяются исходя из:
1) затрат, включенных в себестоимость продукции;
2) с учетом сложившегося
спроса и предложения на
3) с учетом качества
и потребительских свойств
В свободную отпускную цену по товарам народного потребления, облагаемым акцизами, включаются также суммы акцизов по установленным ставкам.
Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые потребителями.
Большой проблемой для
предприятий-изготовителей
Ценовая политика предприятия – понятие многоплановое. Однако подавляющее большинство руководителей предприятий еще не обладают достаточными знаниями и опытом в области разработки ценовой политики. При установлении цены они, как правило, ориентируются на затраты на производство, реализацию продукции и получение прибыли. Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и ценовая политика для предприятия - главный элемент маркетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства. Наиболее распространенная ошибка ценообразования – излишняя ориентация на издержки, что не позволяет предприятию адаптироваться к изменению рыночных условий и требований различных сегментов рынка.
Цели ценовой политики: сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенклатуре товаров, максимальное увеличение сбыта продукции, завоевание лидерства на рынке.
Факторы, определяющие ценовую политику: спрос, предложение, фискальная политика государства, конкуренты, инфляция. Ценовая политика представляет собой общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию. В условиях рыночной экономики цена служит важным экономическим параметром, характеризующим деятельность предприятия. Для любого хозяйствующего субъекта вопрос о ценах - это вопрос существования и благополучия.
2.1.Просессы
ценообразования на
Ценообразование на фирме – сложный и многоэтапный процесс. Рассмотрим этапы процесса ценообразования (рис. 1)
Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удержание рынка. (рис. 2)
Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики