Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Суть рыночных отношений- производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, дивиденды). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цены денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара – овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия, она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка.

Содержание

Введение................................................................................................................................3

1. Цена и ценообразование…………………......................................................................5
1.1. Цена…………………………………………………………………........................5
1.2. Ценообразование на различных типах рынков………….....................................6
1.2.1.Ценообразование на рынке совершенной конкуренции………...................8
1.2.2.Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции…………………9
2. Ценообразование на производстве……………………………...................................14
2.1. Процессы ценообразования на производстве.....................................................15
2.2. Методы ценообразования на производстве…………………………..................24
3. Ценообразование в Российской Федерации.............................................................33
3.1.Основные проблемы ценообразования в РФ…………………………………….35

Заключение...................................................................................................................38

Список используемой литературы................................................................................40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 199.29 Кб (Скачать документ)
="text-align:justify">5. Методы маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations). Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Ценообразование  в Российской Федерации

Наша страна, в силу специфики  исторического развития, обладает уникальным опытом ценообразования в самых разнообразных социально-экономических условиях. Этот опыт включает и жесткое централизованное управление всем финансовым хозяйством с государственным установлением цен, охватывающим подавляющую часть товарооборота, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и периоды безбрежной свободы цен. 
Тщательное изучение прошлого, анализ практического опыта, результатов проведения тон или иной ценовой политики на различных этапах истории страны следует считать непременным условием для принятия правильных решений в этой области и для формирования предпосылок дальнейшего успешного развития. Известно, что тот, кто равнодушен к прошлому, не может рассчитывать на благоприятное будущее . 
После проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, окончания новой экономической политики, в стране была создана система установления государственных цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали только на колхозных рынках, где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены: 
• установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали свою продукцию государству; В оптовые государственные цены на промышленные товары;  
• розничные цены, также устанавливаемые государством на промышленные и сельскохозяйственные товары. Другим крупным экономическим успехом нашей страны в области политики ценообразования стало многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.  
Первый этап - снижение цен, проведенное в декабре 1947 г. вместе с отменой карточной системы. Цены были снижены на 17%. 
Второй этап - с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены были снижены на -14%. 
Третий этап - с 1 марта 1950 г. Снижение цен по сравнению с предыдущим годом составило 20%. Это было самым крупным снижением цен в послевоенный период. 
В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных розничных цен оказало влияние и на рыночные цены - они снизились к этому времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг. 
Во второй половине 80-х годов среди экономистов началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики на основе внедрения рыночных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990 г. Положении о предприятиях в СССР, где указывалось, что предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. 
Однако самые решительные шаги в области освобождения цен были предприняты в конце 1991 г. в связи с переходом страны к рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ "О мерах либерализации цен". Этим указом предписывалось с 02,01.92 г. перейти "в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги". В январе 1992 г. цены были отпущены... Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты. 

Потребительские цены поднялись  по сравнению с ценами предыдущего  года: 
в 1992 г. - в 26,1 раза;  
в 1993 г. - в 9,4 раза;  
в 1994 г. - в 3,2 раза;  
в 1995 г. - в 2,3 раза;  
в 1996 г, - в 1,2 раза;  
в 1997 г. - в 1,1 раза;  
в 1998 г. - в 1,8 раза .  

Как видно из приведенных  данных, хотя цены продолжали расти, темп роста до 1998 г. постоянно снижался. В 1998 г., в связи с объявлением  дефолта рост цен в 1,6 раза превысил их повышение за 1997 г. 
Возникшая после либерализации цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребительские цены повысились более чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения - лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизненного уровня народа. 
Дальнейшее изменение экономического положения страны, повышение жизненного уровня населения потребуют больших усилий со стороны государства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспективами улучшения государственной политики в области ценообразования.

 

3.1.Основные проблемы  ценообразование в Российской  Федерации

Проблемы ценообразования  в России стали предметом рассмотрения на заседании «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по экономической  политике, предпринимательству и  собственности. В его работе приняли  участие парламентарии, представители  федеральных и региональных органов  власти и управления, ученые.

 

После всестороннего обсуждения докладов генерального директора Национального  института развития Отделения общественных наук РАН Михаила Гельвановского и директора Института новой  экономики Госуниверситета управления Сергея Глазьева, других участников дискуссии  участники обсуждения приняли рекомендации. В документе, в частности, указывается, что применяемая в настоящее  время система воздействия государства  на ценообразование не отвечает интересам  всех субъектов рынка. Причинами  этого являются не системное, а частное  применительно к рынкам отдельных  товаров и услуг регулирование  цен и тарифов. В совокупности законы и многочисленные нормативно-правовые акты в этой сфере не формируют  целостной ценовой политики, было подчеркнуто на заседании.

 

По мнению экспертов, регулирование  цен и тарифов на товары субъектов  естественных монополий в настоящее  время осуществляется преимущественно  на ведомственном уровне без должного учета социально-экономических последствий  принимаемых решений. С их точки  зрения, действующее законодательство не обеспечивает участников рынка информацией  о динамике цен и тарифов на среднесрочную перспективу. Более  того, оно допускает изменение  ранее принятых решений о размерах коррекции цен в сторону их увеличения. Как было указано в  ходе дискуссии, рост цен на продукцию  естественных монополий стал серьезным инфляционным фактором, поскольку устанавливаемый правительством его размер как правило превышает ожидаемый уровень инфляции. Действующий в отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности, делается вывод в рекомендациях.

 

Участники обсуждения отметили также отсутствие единообразия в  принципах регулирования цен  и тарифов субъектами РФ.

 

В связи с этим эксперты полагают, что приоритетными направлениями  совершенствования ценовой политики должны стать системный анализ состояния ценовой сферы, исходя из задач практической реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020года, и преодоление негативных проявлений сложившихся деформаций в системе цен и ценообразования. Кроме того, они считают настоятельно необходимой разработку закона «О ценах и ценообразовании в РФ», где должны быть сформулированы основные принципы ценовой политики государства; определены полномочия органов власти всех уровней в области государственного регулирования цен; определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен и сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен; определены критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; а также установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования и процедуры разрешения конфликтов.

 

Совершенствование ценовой  политики государства, подчеркнули  эксперты, должно основываться на стимулировании ценовой конкуренции между производителями; на создании условий для привлечения  инвестиций в расширение и модернизацию производства конкурентоспособных  товаров и услуг благодаря  повышению прозрачности и стабильности принципов ценового регулирования. К числу приоритетных направлений  ее развития, убеждены специалисты, относится  формирование критериев и количественно  измеряемых индикаторов, в соответствии с которыми органы управления наделяются правом расширения номенклатуры товаров  и услуг, цены на которые подлежат регулированию. С точки зрения участников обсуждения, перед государством стоит также задача найти пути стимулирования снижения затрат, роста производительности труда, повышения качества товаров, внедрения передовых технологий, создания благоприятных условий для развития конкуренции. Весьма насущным в складывающейся в мире социально-экономической ситуации, экспертам представляется необходимость разработки и внедрения в практику комплекса мер, направленных на недопущение импорта инфляции в Россию, создание условий для эффективного решения проблемы снабжения населения страны продуктами питания.

 

 

 

 

Заключение

Цена и ценообразование  являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных  структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

Развитие конкретных отношений  в различных отраслях народного  хозяйства невозможно без научного ценообразования на результаты производственной деятельности. В арсенале экономических  средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства, ценообразование  является наиболее действенным экономическим  инструментом. О значении цены как  экономического инструмента управления народным хозяйством говорит то, что  она лежит в основе исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль, объем  реализации продукции, товарооборот.

В процессе коренной перестройки  хозяйственного механизма, объективной  необходимостью стал радикальный пересмотр  сложившейся в нашей стране ранее  системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать  нормальных экономических отношений  в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический  прогресс и ресурсосбережение и  нормализовать обстановку на рынке.

В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном  этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое  осмысление роли и значения творческого  характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов  рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.

Осуществление ценообразования  на научной основе лежит в плоскости  совершенствования экономических  отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления  материальных благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2011. – 535 с.
  2. Харченко Н. М. Экономическая статистика: учебник. – М.: Дашков и К, 2010. – 366 с.
  3. Рофе А. И. Экономика труда: учебник для вузов. – М.: КноРус, 2010. – 400 с.
  4. Вечканов Г. С. Экономическая теория: учебник для бакалавров и специалистов. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
  5. Желтякова А.И., Маховикова А.Г., Пузыня И.Ю. Цены и ценообразование. Учебное пособие СПБ: Питер 1999
  6. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848с.
  7. Статистика в рыночной экономике: О.Е.Лугинин – Санкт-Петербург, Феникс, 2006 г. – 512 с.
  8. Ценообразование: В.В.Герасименко – Москва, Инфра-М, 2011 г. – 422 с.
  9. Информационные системы в экономике: Учебник. 3-е издание. Исаев Г.Н. – Москва, 2010 г. – 462 с.
  10. Ценообразование на различных типах рынка [Электронный ресурс]: Библиотека «Полка букиниста». 2006 г. -

URL: http://business.polbu.ru/kotler_marketing/ch49_ii.html

           11.     Ценообразование на рынке совершенной конкуренции [Электронный ресурс]: «Финансовый эксперт» 2012. -

URL: http://finexpert.biz/publ/investoru/tochka/cenoobrazovanie_na_rynke_sovershennoj_konkurencii/9-1-0-264

               12.      Методы ценообразования и ценовая политика предприятия [Электронный ресурс]: «Энциклопедия маркетинга» 1998-2012 -

URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/pricing/price_setting.htm

 

        13. Ценообразование на предприятии [Электронный ресурс]: «Библиотека онлайн для студентов» 2010-2011 –

URL: http://freqlist.ru/ekonomika/biznes-planirovanie-v-usloviyax-rinka-velikix/cenoobrazovanie-na-predpriyatii.html

 

 

 

 

 

 

   


Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики