Ценовые войны: теоретическая модель и практические примеры при олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, связанных с олигополией, а также в определении места олигополии в современной экономике.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить круг взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
уточнение сущности и условий олигополии;
обзор моделей некорпоративного поведения при олигополии;
Рассмотрение демпинга и антидемпинговой политики;
Практические примеры ценовых войн (предприятие, отрасль): причины, механизмы и последствия;
Определение последствий ценовых войн на рынке банковских услуг. Стратегии следования за лидером как альтернативный вариант поведения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Олигополия на рынке 5
1.1Сущность и условия олигополий 5
1.2.Модели некорпоративного поведения олигополий 9
Глава 2 Ценовая политика олигополий 14
2.1. Демпинг, антидемпинговая политика 14
2.2. Практические примеры ценовых войн 17
2.3. Ценовые войны на рынке банковских услуг 18
Глава 3. Практический пример ценообразования в современности 22
«Любители путешествий уходят в интернет» 22
Заключение 24
Список источников: 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа макроэкономика Соколова.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

   Последствиями ценовых войн на рынке банковских услуг могут быть:

  • дестабилизация рынка;
  • «неэффективные» ставки;
  • сокращение объемов продаж, доходов и прибылей ее участников, следовательно, уменьшение средств на развитие, внедрение инноваций и возможное снижение капитализации компаний;
  • уменьшение объемов и ухудшение качества предоставляемых услуг;
  • сокращение численности работающих и рост безработицы.

     Основным  признаком ведения ценовой войны  является резкое снижение цены. Ценовая  война может продолжаться до тех  пор, пока цена за товар не достигнет  среднеотраслевого значения производственных издержек, что означает неизбежную потерю в прибылях конкурирующих  компаний. [10]

     Для того чтобы локализовать возможные  действия конкурента, развязывающего ценовую войну, менеджеры должны попытаться противостоять данному  натиску, т. е. они могут постоянно осуществлять особого рода мероприятия, способствующие стабилизации деятельности в отрасли.

     К числу таких мероприятий  можно отнести:

     1) проведение постоянного мониторинга  цен компаний-конкурентов, их  ценовой политики, стратегии и  тактики, что позволяет вовремя  заметить начало ценовой войны.  Частота проведения такой работы  связана со сроками оборачиваемости  товаров и может проводиться  один раз в месяц. Однако  в периоды ведения ценовой  войны данная информация необходима  еженедельно; 

     2) отслеживание цен, устанавливаемых  клиентами-посредниками и их реакции  на ценовые изменения в отрасли,  возможно, тоже еженедельно; 

     3) формирование постоянной клиентуры  и ее приверженности к приобретению  продукции, что будет обеспечивать  устойчивость ее сбыта; 

     4) разработку ценовой политики, учитывающей  сезонные изменения в спросе;

     5) создание различных отраслевых  форм объединения компаний-конкурентов  в виде ассоциаций, союзов и  т. д. с целью стабилизации  взаимоотношений конкурирующих  компаний;

   6) постоянное изучение возможностей  и определение направления снижения  себестоимости выпускаемой продукции.  Данное направление является  одним из самых важных, так  как ценовая война связана  прежде всего со снижением  цены товара, основу которой составляет  его себестоимость. 

   Вместе  с тем компания не всегда имеет  реальную возможность осуществлять меры по предотвращению ценовой войны. Достаточно часто менеджерам приходится принимать решения о соответствующем  снижении цен вслед за конкурентами.

Такие решения должны быть достаточно продуманными и взвешенными, чтобы не вызвать  панику в среде торговых посредников.

   В нынешней ситуации Российские банки почти не ведут друг с другом ценовых войн. Если посмотреть, то видно, что они держат практически одинаковые ставки.

   Стратегия следования за лидером

   Суть  этой стратегии не предполагает установление цены на новые изделия в строгом  соответствии с уровнем цен ведущей  компании на рынке. Речь идет только о  том, чтобы учитывать политику цен  лидера в отрасли или на рынке. Цена на новое изделие может отклоняться  от цены компании-лидера, но в определенных пределах, которые диктуются качественным и техническим превосходством. [7]

   Чем меньше отличий в новых изделиях фирмы по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем  ближе уровень цен на новые  товары к ценам, устанавливаемым  лидером отрасли.

   Есть  и другие условия, определяющие необходимость  использования цен лидера. Так, если предприятие выступает как сравнительно небольшой (по доле рынка или объему продаж данного вида продукции) производитель  на рынке, то ему лучше всего устанавливать  цены по аналогии с ценами на изделия  ведущих компаний отрасли. В противном  случае крупные производители вынуждены  будут объявить "войну цен" и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.

   Положительная сторона  стратегии в том, о предприятие может концентрироваться на продуктах (работе, услугах), уже получивших признание рынка. [7]

                     

Глава 3. Практический пример ценообразования в современности

«Любители путешествий уходят в интернет»

Все больше российских туристов, не купив путевки в туристических агентствах, отправляются формировать туры самостоятельно в интернете. Такие данные были получены в ходе опроса Ассоциации туроператоров России «Почему турист не купил тур в турагентстве?»

Как показало исследование, 44% турагентств полагают, что чаще всего они теряют клиентов, если не предоставляют туристам скидку, которую готовы предложить конкуренты. У путешественников другие выводы. Оценив все возможности турагентств, 45%респондентов АВТОР решили самостоятельно формировать свои туры через интернет. Комментируя тенденцию к увеличению интернет продаж, представители российской индустрии путешествий уверяют, что купить путевку у тур оператора зачастую надежнее и дешевле. Туристы с этими доводами не согласны: учитываются многочисленные исчезновения туристических агентств, а так же проблемы с получением в этом случае компенсации, самостоятельная организация отдыха выглядит надежнее.

По  оценке компании «РБК», в настоящее  время россияне через Всемирную сеть покупают 13,6% всех авиабилетов, 13,1% железнодорожных билетов, а так же бронируют 9,5% отелей. При этом как рассказывал на форуме «Оптимизация взаимодействия между турагентствами и туроператорами», состоявшемся в рамках MITT-2011, аналитик исследований рынков департамента консалтинга «РБК» Сергей Хитров, через Интернет туристы заказывают лишь 2,3% пакетных туров.

Для сравнения: в Европе туристические  компании продают через Интернет 29,6% путевок. Отставание России связано  с ограниченным предложением пакетных туров от отечественных игроков  во Всемирной паутине. Другим сдерживающим фактором для развития онлайн продаж является сомнение потребителей в добровольности интернет-продавцов. Как показал опрос РБК, из-за недоверия к ним от приобретения тур услуг в сети оказываются 64% респондентов. После первой покупки уверенность потребителей возрастает – лишь треть из тех, кто покупал туруслуги по электронным каналам, опасается делать такие покупки. По прогнозам экспертов РБК спрос на покупку готовых путевок в интернете в России будет расти. Через три года число покупателей туров через электронные каналы может достигнуть 19% от общего числа путешествующих. Оптимистичные прогнозы подтверждаются динамикой развития Интернета – Россия, где 40% жителей заходят в сеть, занимает девятое место в мире по числу пользователей Всемирной паутины. Полного насыщения аудитория интернет-пользователей должна достигнуть к 2025 г. Вместе с тем возрастает и число онлайн- покупателей – сегодня ими являются 6,5 млн россиян.

Кроме того, об активном росте сегмента свидетельствуют  показатели развития его участников. В частности, выручка интернет-магазина путешествий Ozon-Trevel в 2010г. Выросла в 2 раз, до 848 млн рублей. По словам генерального директора компании Алексея Тимонина, в текущем году сайт намерен выручит более 3 млрд рублей. Заметим, что в прошлом году 86% в структуре продаж магазина занимали авиабилеты, 13% - железнодорожные билеты. Наименьшую долю занимала услуга по бронированию номеров в гостиницах – 1% от всех продаж. [9]

Заключение

     Исходя  из проведенного исследования можно  сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в  производство.

     Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

     К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.

     Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

       Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации. Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в  производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке. К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.

     Ценовые войны продолжают оставаться серьезной  опасностью для бизнеса. Проигравшие  в них часто теряют свой бизнес или перепрофилируются, а победители часто оказываются в ситуации пирровой победы. 

       

     Понимая всю невыгодность участия в ценовых  войнах, все большее количество компаний использует различные стратегии  борьбы за деньги клиента, основанные на отказе от демпинга. В этой статье рассказано про три таких стратегии: управление скидками, повышение товарной ценности и снижение себестоимости.  
 
 

   
Список источников:

 

 

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: Под ред. А.Г.Грязновой        и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «Кио Рус», 2000.– 544 с.
  2. Цены и ценообразования [Текст]: учебное пособие / Б.И.Герасимов, О.В. Воронкова. – М. : ФОРУМ, 2009. – 208 с.
 
  1. Экономическая теория [Текст]: Учебник. 2-е изд./ Антипина В.И., Белоусова И.Э., Бубликова Р.В., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 576 с.
 
  1. Экономика. Учебник/Под ред. А.С. Булатова.–М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 с.
  2. Теория отраслевых рынков [Текст]: учеб. Пособие для вузов/ Юсупова А.Т. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. – 210 с.
  3. Принципы, проблемы и политика. Том 2 [Текс]: пер. с англ. К.Р. Макконелл, С.Л Брю – М.: . Экономикс, 1996. – 400 с.
  4. Р. INDERST, T. LLETT. Ценовая войны на рынке банковских услуг [Текст] / Р. INDERST,         T. LLETT// Rand Journal of Economics. – 2009. - № 40. – С. 1-19.
  5. Микроэкономика. Анализ олигополии [Электронный ресурс] «http://www.management-  amework.org.ua/index.php/Индекс_Герфиндаля»
  6. Е.Скопинцева. Любители путешествий уходят в Интернет // Экономика и Жизнь №14 19 с.
  7. ВТБ 24 [Электронный ресурс] –  2010 год: http://www.vtb24.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  8. Бизнес.online [Электронный ресурс] – 2009 год: http://retail.bl.by/articles/271426.php, свободный. – Загл. с экрана.
  9. BID2WIN экономика, биржи, финансы [Электронный ресурс] –  2010 год:  http://bid2win.ru/article/2, свободный. – Загл. с экрана.
  10. Модель олигополии Бертрана [Электронный ресурс] bertran_n.pdfhttp://math.isu.ru/ru/chairs/me/files/filatov/2008_-_bertran_n.pdf

Информация о работе Ценовые войны: теоретическая модель и практические примеры при олигополии