Центральный Банк в механизме денежно-кредитного регулирования российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание

В этой работе мы постараемся как можно всесторонней раскрыть тему центральных банков в целом, ЦБ РФ в механизме денежно-кредитного регулирования и его роль.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1. Сущность, функции и операции центральных банков..................................................................................................................4
1.1.Сущность центральных банков, их структура………………………….. 4
1.2.Денежно-кредитная политика центральных банков……………………. 5
1.3.Операции центральных банков………………………………………….. 10
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ……………… 13
2.1. Понятие современной кредитно-денежной системы…………………... 13
2.2. Состояние и перспективы развития денежной системы в России……. 13
2.3. Проблемы формирования кредитной системы в России. ……………...15
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦБ РФ………………………………….. 17
Глава 4. Развития экономики России и денежно кредитной политике
ГЛАВА 4. Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ………………… 21
4.1. Задачи и функции Банка России………………………………………… 21
4.2. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка…………………………………………………………………………… 22
4.4. Политика валютного курса ЦБ………………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 58.32 Кб (Скачать документ)

учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков.

Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка  векселей, которые коммерческие банки  купили у своих клиентов. Разница  между суммой, которую центральный  банк платит коммерческому банку  при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока  его погашения, образует доход банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет  ссуды коммерческим банкам и переучитывает  их векселя, называется официальной  учетной ставкой, или учетной  ставкой центрального банка.

Банковские  инвестиции - это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства.

Прямое  кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах  практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных  ценных бумаг, основная их масса перепродается  банком на рынке ценных бумаг.

Соответственно  основными кредиторами государства  выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные  учреждения, компании, население.

Важной, а нередко главной целью покупки  центральным банком государственных  ценных бумаг является регулирование  ликвидности банковской системы  и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной  политики. 

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА РОССИИ. 

2.1. Понятие современной  кредитно-денежной  системы

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат  длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

Когда говорят  о кредитной системе, то обычно подразумевают  две ее стороны. Одна ее сторона - совокупность кредитных отношений, форм и методов  кредитования. Вторая ее сторона - совокупность банков, иных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные  денежные средства и предоставляющие  их в ссуду. Безусловно, кредитная  система - понятие более широкое  по сравнению с банковской системой, поскольку включает в себя помимо банков, являющихся ее ведущим звеном, банковский, потребительский, коммерческий, государственный, международный кредиты  со своими формами отношений и  методами кредитования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Особенности современной денежной системы РФ

Свойствами современной  денежной системы являются: 
отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; 
переход к неразменным на золото кредитным деньгам; 
выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением в этом случае являются государственные ценные бумаги); 
преобладание безналичного оборота; 
усиление государственного регулирования денежного обращения. [31, C.110] 
Подводя итог вышесказанного во второй главе, можно сделать выводы что, официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Рассмотрены особенности современной денежной системы РФ. 
 

2.3. Состояние и перспективы развития денежной системы в России

Правовые основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:  
- официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;  
- соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;  
- исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;  
- видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;  
- образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;  
- на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.  
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:  
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;  
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;  
- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;  
- определение порядка ведения кассовых операций.  
С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.  
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.  
Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.  
Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.  
В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.  
Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей - 18,5%, 50 рублей – 4,5%, 5 и 10 рублей -1% .  
ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).  
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".  
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.  
Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
 
 
 
 

2.4. Проблемы формирования кредитной системы в России.

Созданию  современной кредитной системы  России предшествовал длительный исторический период. За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для  внешней торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и  Ингосстрах,                                                                                                             

 т.е. господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы  показало ее низкую эффективность. Большая  часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически  выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

В середине 80-х  годов была предпринята попытка  сформировать в стране двухуровневую  кредитную систему.

На верхнем  уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных  институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия этой банковской реформы  в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в  стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее  время структура кредитной системы  России выглядит следующим образом:

1. Центральный  банк России.

2. Банковская  система:

- коммерческие  банки;

- Сберегательный  банк России;

- иные специализированные  банки.

3. Специализированные  кредитно-финансовые институты:

- страховые компании;

- негосударственные  пенсионные фонды;

- инвестиционные  компании;

- финансово-строительные  компании.

Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Сберегательный банк. Его собственный  капитал к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень  рентабельности капитала в 2001 г. - 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла  на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для  всей кредитно-финансовой сферы России - 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.).

В то же время  процесс становления кредитной  системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных  звеньях. К основным можно отнести  следующие:

- продолжают  существовать мелкие коммерческие  банки, которые из-за слабой  финансовой базы не могут справиться  с потребностями клиентов;

- монопольное,  ничем не ограниченное положение  на банковском рынке, продолжает  занимать Сберегательный Банк;

- главная проблема  ипотечной системы в России  заключается в неразвитости рынка  жилья и несоответствии цен  на жилье среднему уровню доходов  населения;

- отсутствие  реальных условий для развития  рынка корпоративных ценных бумаг  в качестве основы для функционирования  инвестиционных банков;

- отсутствие  реальной законодательной базы  для регламентации рынка специализированных  небанковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию  кредитных систем промышленно развитых стран.

На XI банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый заместитель председателя ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентную систему развития денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение роли государственных банков, сочетание продолжающейся концентрации банковского капитала с расширением конкурентного поля. Диверсификация операций «сырьевых» банков и банков ФПГ. К 2005 г. активы банковской системы увеличатся до 40-42% ВВП, а кредиты - до 19-20% ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был  учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.   

 В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.   

 В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.    

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).    

 В течение  1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов сбербанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.  

   С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.   

 Свои функции,  определенные Конституцией Российской  Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.   

Информация о работе Центральный Банк в механизме денежно-кредитного регулирования российской экономике