Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных понятий и характерных черт чистой монополии.
• понять причины возникновения монополии и факторы, способствующие монополизации;
• разобраться в механизме функционирования чистой монополии, установлении цены и объема выпуска продукции;
Введение 3
Глава 1. Основные черты и виды монополии 5
1.1 Основные черты монополии 6
1.2 Виды монополии 6
1.3 Факторы монополизации 10
Глава 2. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 13
Глава 3. Экономические последствия функционирования монополии 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
В современных условиях распространенной формой объединений, способных монополизировать производство и сбыт товаров, является концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности.
В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим различные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперерабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта может производить различные масла, оборудование для бензоколонок, технику для бурения нефтяных скважин и т.п.[11, c. 253-255]
Создание многоотраслевых концернов позволяет получать не только высокую, но и стабильную прибыль, поскольку под контролем концерна оказываются предприятия отраслей с разной нормой прибыли, но в совокупности имеющих норму выше средней. Возможность получения стабильной прибыли за счет нахождения капитала в разных отраслях обусловила возникновение такой формы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объединения называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.
Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму прибыли выше средней.
Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и установлением отдельными компаниями, входящими в конгломерат, монополии на рынках своих товаров. Поэтому нередко вся мощь и влияние подобного объединения направлена на то, чтобы обеспечить для своих компаний такую монополию.
Особенность современных монополистических образований заключается в том, что они стремятся подчинить себе не только рынки отдельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контроля. Для этого ими устанавливается тесная связь с банками, которые обычно включаются в монополистическое объединение. В результате столь тесного переплетения промышленного, торгового и банковского капитала возникает финансовый капитал. Финансовый капитал представляет собой единство капитала крупных кредитно-банковских учреждений и капитала нефинансовых, обычно промышленных, корпораций.
Финансовый капитал отдельных монополистических объединений может объединяться с финансовым капиталом других объединений, в результате чего образуются мощные финансово-промышленные группы, под контролем которых оказываются важнейшие сферы хозяйства. В США, например, насчитывается 20 таких групп, в Японии - 6, ФРГ - 5, Великобритании - 8, Франции - 9, Италии – 4 [15, c.17-18].
Количество конкурентов во многом зависит от существования различных барьеров, препятствующих вступлению новых фирм в отрасль. Эти барьеры есть не что иное, как факторы монополизации:
1. Эффект масштаба. В некоторых отраслях существующая технология такова, что достигнуть минимальных средних издержек в долгосрочном периоде возможно только при большом объёме производства как в абсолютном значении так и относительно доли рынка. Мелкие фирмы, которые пытаются войти в такую отрасль, не могут получать прибыли и удержаться в отрасли в связи с тем, что не имеют возможности реализовать эффект масштаба и производить продукцию с меньшими или такими же средними издержками как монополист.
2. Финансовые барьеры. В некоторых отраслях , для того чтобы иметь эффективное производство, необходимы крупные капиталовложения. Для этих целей достаточно трудно изыскать финансовые средства, что и является барьером для вступления новых фирм в отрасль.
3. Патенты. В законодательстве многих стран, в том числе Беларуси, предоставляется правовая охрана изобретению в течении определённого времени, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. В нашей стране изобретателю предоставляется право контролировать рынок продукта в течение 20 лет, что обеспечивает обладателю патента монопольное положение на рынке в течение времени его действия.
4. Лицензии. Государство может создавать барьеры для вхождения фирм в отрасль путём выдачи лицензий (разрешений) на занятие определёнными видами деятельности. Таким образом, ограничение вследствие этого предложения товаров приводит к монополизации этой отрасли. Например, производство медицинских препаратов.
5. Частная собственность на важнейшие виды невозобновляемых природных или редких ресурсов. Так, например, фирмы по производству бриллиантов (De Beers - ЮАР) обеспечили себе монопольное положение вследствие контроля над сырьевыми ресурсами – они не допускали к ним конкурентов.
6. Нелегальные методы борьбы с конкурентами (нечестная конкуренция). Используются разнообразные методы, как объявление байкота, переманивание персонала, а также агрессивные действия против конкурентов. Такие методы описывали в своих трудах Дж. Гобсон, Н.И.Бухарин, В.И.Ленин. В настоящее время такие методы законодательно запрещены, однако в некоторых странах они всё же встречаются.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что чистая (абсолютная) монополия как рыночная структура представляет собой фирму занимающую единственное место в отрасли, она имеет характерные черты из которых формируются её три основных вида: естественная, административная и экономическая. Монополия так же может представлять собой объединения крупных компаний, такие объединения классифицируются на разные формы. Как таковы фирмы- монополисты устанавливают различные барьеры, препятствующих вступлению новых фирм в отрасль, которые являются факторами монополизации.[9, с. 358-388]
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Существует два понятия чистая монополия и монопольная (рыночная) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Давайте возьмем чистого монополиста, который через, скажем, контроль над патентами и сырьем может блокировать вступление новых фирм на рынок. Предположим также, что монополисту не мешает создание государством регулирующей комиссии. Короче, мы имеем монополиста, который занимает идеальное положение, чтобы хозяйничать на рынке. Чистый монополист будет определять объем производства, максимизирующий прибыль, цену и спрос.
Еще сформулированный А.Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли[9, с.326].
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. [6, с. 99-120] Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.
Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле:
MC
P= (2.1)
1+Ep
Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот,
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист - единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Цена и придельный доход фирмы – монополиста
[4, с.142, рисунок 5.7]
Например, монополист может продать по цене 800 у.е. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 у.е. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600 у.е. за каждую из них, четыре единицы - 500 у.е. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит при продаже: 1 ед. - 800 у.е.; 2 ед. - 1400 (700 • 2); З ед.-1800 (600 • 3); 4 ед.-2000 (500 • 4).
Соответственно предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит: 1 ед. - 800 у.е.; 2 ед. - 600 (1400 - 800); 3 ед. - 400(1800 - 1400); 4 ед. - 200 (2000 - 1800).
На рис. 2.1 кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.
Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 2.1.
Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 12 ед., поэтому предельный доход сокращается на 4 ед. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль. [6, с. 99-120]
Таблица 2.1 - Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
Оптимальный объем, тыс.ед. цена,у.е.
Конкуренция 15 472
Монополия 14 474
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 2.2
Рисунок 2.2 - Определение цены и объема производства фирмой-монополистом
[7, с.92, рисунок 7.9]
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.[
Информация о работе Цены и объём производства в условиях чистой монополии