Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных понятий и характерных черт чистой монополии.
• понять причины возникновения монополии и факторы, способствующие монополизации;
• разобраться в механизме функционирования чистой монополии, установлении цены и объема выпуска продукции;
Введение 3
Глава 1. Основные черты и виды монополии 5
1.1 Основные черты монополии 6
1.2 Виды монополии 6
1.3 Факторы монополизации 10
Глава 2. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 13
Глава 3. Экономические последствия функционирования монополии 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Подводя итог можно сказать, что любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИИ
В условиях чистой монополии (только один продавец), тогда эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.
Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. [17, с. 41]
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:
H=p12 + p22 + .......+ p12 +....+ pn2 (3.1)
где Н- показатель концентрации; p1 ,p2,.......,pi .... pn - процентная доля фирм на рынке.
3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для охвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены ,могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.[16, с. 415-416]
Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе "спокойного существования". Вместе с тем предполагаемое усиление открытости экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.
Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.
Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и "добыть" относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.
Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией, то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.
Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.
Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж "безоблачным", как это кажется на первый взгляд.
Чистая монополия не получила широкого распространения в западных странах. Не допуская господства монополий, ограничивая их функционирование разумными пределами, государство способно использовать их во благо общества. В некоторых сферах существуют экономические основания для организации монополистической структуры рынка. Речь идет о так называемой естественной монополии. Крупное производство дает большую экономию, следовательно, более низкие издержки и цены по сравнению с конкурирующими фирмами. Естественная монополия характерна для предприятий общественного пользования (электроэнергия, водоснабжение, газ, телефонная связь). Монополистическая структура предполагает государственное вмешательство в ее функционирование. Естественные монополии развиваются либо на базе публичной (государственной) собственности, либо на базе частной собственности, но в этом случае их деятельность обязательно регулируется государством.
Ценовой контроль может побудить производителей увеличивать производство при условии, что они имеют огромные неиспользованные производственные мощности и получают сверхприбыли. В монополистических структурах государству легче контролировать немногочисленных крупных производителей. В то же время неизбежные ошибки сто стороны «контролеров» цен могут вести к образованию дефицита и диспропорциям в краткосрочном плане и неэффективности в долгосрочном. Если контроль уменьшает прибыльность, монополисты будут саботировать требования государства.
Для монополии характерны ограничение объема производства и повышение цен. Она производит меньше продукции и назначает более высокие цены, чем совершенно конкурентная фирма.
Монополист будет продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции. Кроме того, монополист тратит огромные средства на сохранение рыночной власти. Являясь единственным продавцом на рынке, он может не стремиться к снижению производственных издержек и в некоторых случаях не заинтересован в использовании прогрессивных технологий.[10, с. 225-230]
Таким образом, монополия способствует снижению экономической эффективности. Недостатком монополии является также усиление дифференциации доходов: происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу монополий.
Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.
Кроме рассмотренных аргументов против монополии практика показывает, что существует еще одно обстоятельство, отрицательно влияющее на эффективность, - это возникновение в условиях монополизации отрасли Х-неэффективности,
Х-неэффективность - это такое состояние производства, при котором фактические издержки фирмы при любом объеме производства больше, чем минимально возможные» Х-неэффективность более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам.
На рис. 4 Х-неэффективность представлена пунктирной линией АС» проходящей выше минимально возможных средних издержек для каждого объема производства (АС).
P ACx
AC
Q
Рисунок 3.1 - Х-неэффективность
[3, с. 16, рисунок 4.4]
Причиной Х-неэффективности является отсутствие конкуренции. Чем меньше конкуренция, тем выше Х-неэффективность. Когда фирма-монополист не испытывает давления со стороны конкурентов, она не стремится внедрять новшества, выявлять и реализовывать внутренние резервы снижения издержек производства. В этих условиях менеджеры уклоняются от предпринимательского риска, увеличивают штаты управленческого персонала, причем укомплектовывают их работниками не по деловым качествам, а по другим обстоятельствам, что повышает удельные издержки. Кроме того, монополист несет значительные затраты на сохранение своего монопольного положения.
Однако имеется и другая точка зрения на проблему монополии и эффективности. Некоторые экономисты (Дж. Гэлбрейт, Й. Шумпетер и др.), ве отрицая негативные стороны монополии (высокие цены, заниженные объемы), обосновывают ее преимущества в области использования достижений НТП и научно-исследовательских разработок. В связи с этим приводятся следующие аргументы:
1) мелкие фирмы не имеют достаточно средств для финансирования НИОКР, а монополизированные предприятия располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП;
2) высокие барьеры входа в отрасль дают монополии и олигополии возможность долговременного получения высоких экономических прибылей от использования в производстве научно-технических достижений, что является стимулом для развития НИОКР;
3) получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за нововведением, снижающем издержки, цены падали, то не было бы и стимула для этой деятельности;
4) в случае естественной монополии минимум средних издержек достигается тогда, когда в отрасли работает одна фирма. Наличие в отрасли нескольких конкурентных фирм в этом случае привело бы к росту удельных издержек и снижению эффективности.
Таким образом, если рассматривать эффективность производства не в статике, а в динамике, т. е. во времени, то монополист оказывается в более выигрышном положении, так как он может использовать достижения НТП, что является источником динамической эффективности.
Поэтому, если монопольная власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции (экономия на масштабе производства), внедрением НТП, насыщением рынка стандартизированной продукцией по доступным ценам в результате массового его выпуска, то оказывается, что монополист имеет преимущества.
Таким образом, по мнению ученых, несовершенная конкуренция может принести обществу определенный выигрыш[15, с. 255-265]
Экономисты доказывают, что монополии замедляют внедрение нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные цены ослабляют экономические стимулы к внедрению новых технологий. В то же время монополия располагает значительными ресурсами для осуществления капиталовложений и способна устойчиво получать прибыли от нововведений.
Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.
Структура рынка чистой монополии противоречива: чистая монополия представлена как одна из моделей структуры рынка. На место «невидимой руки» она ставит сознательное регулирование экономических процессов. При всей условности данной структуры рынка она выявляет наличие в экономике механизма регулирования, отличного от рыночного.
Данная курсовая работа была посвящена исследованию цены и объема производства в условиях чистой монополии. Были рассмотрены вопросы определяющие основные черты и виды монополии, цена и объём производства. Также был затронут вопрос экономические последствия функционирования монополии.
На основании проделанной работы можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополия – исключительное право определенной области государства, организации, фирмы.
Информация о работе Цены и объём производства в условиях чистой монополии