Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных понятий и характерных черт чистой монополии.
• понять причины возникновения монополии и факторы, способствующие монополизации;
• разобраться в механизме функционирования чистой монополии, установлении цены и объема выпуска продукции;
Введение 3
Глава 1. Основные черты и виды монополии 5
1.1 Основные черты монополии 6
1.2 Виды монополии 6
1.3 Факторы монополизации 10
Глава 2. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 13
Глава 3. Экономические последствия функционирования монополии 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий: естественная, административная, экономическая, случайная. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. Фирма - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать, но результатом этой власти зачастую являются издержки общества. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма, а также контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.
1. Баумоль, У. Экономическая теория и исследование операций / У. Баумоль; под ред. М.М. Голанского, Ю.А. Ольсевича. М.: Прогресс, 1965. -600с.
2. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей; под общ. ред. Б. Лисовика, В.Лукашевича. М., 1996. - 496с.
3. Константинов, С.А. Чистая монополия: Лекция / С.А. Константинов; Белорус. гос. с.-х. акад. – Горки, 2004. – 24с.
4. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: «АСА», 2006.–326с.
5. Лемешевский, И.М. Микроэкономика: Теория национальной экономики / И.М. Лемешевский. Минск: «Красная звезда», 1994. Ч.2.–247с.
6. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. М.: ИНФРА-М, 2000. Т.2.–950с.
7. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. –244с.
8. Микроэкономика: учеб. пособие / С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова [и др.]. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. -369с.
9. Мэнкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник для вузов / Н.Г. Мэнкью. – 4-е изд. СПб: Питер, 2007.–675с.
10. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.–447с.
11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Экономика: Дело, 1992.–387с.
12. Самуэльсон, П. Экономикс / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. М.: «Лаборатория Базовых Знаний», 2000.–425с.
13. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков; под общ. ред. А.В. Сидоровича. М: Дело и Сервис, 2002.–489с.
14. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. / Д.Н. Хайман. М.: Финансы и статистика, 1992. Т.2. –393с.
15. Экономическая теория: учебник для вузов /под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. Минск: БГЭУ, 1999.–358с.
16. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник 2-е изд., испр. и доп.- М.:Дело, 2001-416с. 1998. 513с.
17. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику / Лившиц А.Я., Никулина И.Н.; Под ред. А.Я. Лившиц.-М.: Высшая школа, 1994.- 286с.
25
Информация о работе Цены и объём производства в условиях чистой монополии