Цикличность развития рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие цикличности развития рыночной экономики.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
раскрыты теоретические основы экономического цикла;
приведена организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассмотрена стабилизационная политика государства.

Работа состоит из  1 файл

Курсач - Цикличность развития рыночной экономики.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Рис. 1.3 Ориентировочные периоды

       

     Условно устанавливается, что каждая низина и каждая вершина охватывают собой период, равный трем месяцам. Фаза "экспансия" подразделяется во времени на три в максимально возможной степени равные части; подобным же образом расчленяется фаза "сжатие".

     Следует отметить, что некоторые современные  исследователи склонны выделять только две фазы цикла: рецессию и подъем.  Марксистская же школа исследовала исключительно промышленные циклы протяженностью 7 – 12 лет, полагая, что все остальные теории циклов – всего лишь следствие, порождение вульгарной политэкономии.

     Однако, несмотря на своеобразие каждого цикла, можно выделить в нем несколько типичных фаз, которые присутствуют во всех циклах. Рассмотрим вкратце особенности фаз экономического цикла:

  • Кризис проявляется когда спрос в определенный момент начинает уменьшаться и отставать от предложения. Предложение же, будучи не в состоянии сразу отреагировать на снижение спроса, продолжает по инерции увеличиваться. Также по инерции продолжается повышение ссудного процента и сокращение кредитов. Это ведет к понижению прибылей, падению производства, к различным крахам и банкротствам, прежде всего в финансовой и банковской сферах. Отмечу, что кризис несет в себе своего рода пружину экономического развития. Ведь во время кризиса падает цена, заработная плата и ставка процента, что создает благоприятные условия для выхода экономики из состояния кризиса. Пример кризиса – Великая депрессия 1929 – 1933гг. Однако со второй половины XX в. Кризисы начали сопровождаться одновременным увеличением уровня безработицы и уровня цен в стране. Это явление в экономической теории получило название стагфляция.
  • Депрессия характеризуется тем, что ВВП и уровень занятости продолжаются снижаться. Инвестиции практически равны нулю или даже отрицательны, даже при низких процентных ставках.
  • Оживление. Начинается постепенное увеличение инвестиций, объема производства, уровня занятости, цен и ставки процента.
  • Подъем. Продолжаются процессы, которые начались во время предыдущей стадии, причем эти процессы происходят с ускоряющимися темпами. Этот подъем экономики продолжается до тех пор, пока не наступит «бум», или «пик» делового цикла, когда экономика в очередной раз оказывается перегретой. После этого новым кризисом начинается следующий деловой цикл. Тенденции к повышению или понижению различных экономических параметров во время различных фаз делового цикла для удобства можно представить в виде табл. 1.2:
 
 
 
 
 

Табл. 1.2 Тенденции экономических параметров к повышению или понижению

                    Фазы Кризис Депрессия Оживление Подъем
Спрос - - + +
Предложение - - + +
Цены  на товары - - + +
ВВП - * + +
Безработица + + - -
Ставка  процента + - + +
Инвестиции - * + +
 

     Обозначения: (-) – сокращение, (+) – увеличение, (*) – стабильное состояние. 

     Данные  экономические показатели используются для характеристики экономической конъюнктуры. В зависимости от того, как изменяется значение экономических параметров в ходе цикла, они делятся на проциклические, контрциклические и ациклические.

     Проциклические параметры в фазе подъема в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада уменьшаются (общий уровень цен, прибыли корпораций, агрегаты денежной массы и т. д.).

     Контрциклические параметры, наоборот, увеличиваются во время спада, а во время подъема уменьшается (уровень безработицы, число банкротств и т.д.)

     Ациклическими называются показатели, динамика которых не совпадает с фазами экономического цикла (например, объем экспорта).

     Кроме того различают три вида параметров по признаку синхронизации – опережающие, запаздывающие и соответствующие. Опережающие достигают максимума или минимума перед приближением пика или низшей точки (изменения в запасах, денежной массе). Запаздывающие достигают максимума или минимума после пика или низшей точки (численность безработных, удельные расходы на зарплату и т. п.). Совпадающие параметры изменяются в соответствии с колебанием экономической активности (ВНП, уровень инфляции, объем промышленного производства и т. п.).

    1. Классификация и периодичность циклов

    Экономические циклы, несмотря на наличие у них  общих фаз, обладают неповторимостью  благодаря различным значениям параметров фаз (амплитуда, длина и т. д.). Это обстоятельство явилось причиной того, что еще с начала XIX в. разные экономисты выделяли различные экономические циклы. Эти циклы выделялись по признаку длины цикла. В этом вопросе, как впрочем и во многих других, касающихся деловых циклов, единого мнения среди экономистов не существует. Это и понятно, поскольку, по-моему, очень трудно «подстроить» все циклы под какой-то определенный тип, определенную временную рамку. Этот процесс «подстройки», по-моему, выглядит по меньшей мере искусственным. Выдвинутое положение также наглядно подтверждает следующий  график, который показывает циклические фазы экспансии и сжатия. Другими словами, график изображает периодичность деловых циклов на примере Соединенных Штатов Америки в соответствии с хронологией, установленной Национальным бюро экономических исследований.

    Рис. 1.4 Циклические фазы экспансии и  сжатия (кривая показывает, каков процент  экономических временных рядов, испытывающих циклическую экспансию. Буквы Т и Р обозначают соответственно низины и вершины общего экономического цикла)

    

    Заштрихованные  участки представляют фазу сжатия экономических  циклов. Белые участки представляют фазу экспансии экономических циклов.

Источник: Burns A.F. New Pacts on Business Cycles.  

    Кривая  показывает, какой процент специфических  рядов (движение которых хорошо согласуется  с общим экономическим циклом) испытывает циклическую экспансию. До тех пор пока большинство всех рядов продолжает подниматься (т.е. пока кривая находится над линией, обозначающей 50 %), общая деловая активность продолжает нарастать (белые участки), хотя темп нарастания активности имеет тенденцию уменьшаться по мере приближения к вершине цикла. До тех пор пока большинство всех рядов обнаруживает циклическое сжатие (т.е. пока кривая находится под линией, обозначающей 50 %), общая деловая активность продолжает падать (заштрихованные участки).  Специфические ряды (циклы) – это циклические колебания отдельных параметров в экономике (доходы от облигаций, безналичные расчеты, курсы акций, продажа акций, заявки на товарные вагоны и многие другие).

    Из  рис. 1.4 ясно, что колебания делового цикла различны по продолжительности  и амплитуде. Однако, приведу основные типы циклов, которые рассматривались  различными экономистами современности и прошлых лет. Экономика пользуется по преимуществу четырьмя первыми из них.

    Табл. 1.3  Основные типы циклов

Тип Длина цикла Главные особенности
Китчина 2 – 4 года Величина запасов  → колебания  ВНП, инфляции, занятости, коммерческие циклы
Жугляра 7 – 12 лет Инвестиционный  цикл → колебания ВНП, инфляции и  занятости
Кузнеца 16 – 25 лет Доход → иммиграция → жилищное строительство → совокупный спрос → доход
Кондратьева 40 – 60 лет Технический прогресс, структурные изменения
Форрестера 200 лет Энергия и материалы
Тоффлера  1000 – 2000 лет Развитие цивилизаций

Источник: Экономическая  теория – под ред. В. И. Видяпина, М. 2003.

2 Финансовый анализ ОАО «УАЗ»

2.1 Организационная  характеристика

     Ульяновский автомобильный завод был основан на базе «ЗИС»  в 1941 году для производства автомобилей и запасных частей.

     В 60-е годы начато серийное производство автомобилей собственной конструкции  УАЗ-450, УАЗ-451 и гаммы полноприводных автомобилей УАЗ-452  (фургон, микроавтобус, санитарный автомобиль, грузовик), а с 1972г. к ним прибавился джип УАЗ-469. В конце 80-х началось активное расширение модельной гаммы автомобилей.

     Ульяновский автомобильный завод стал крупным  предприятием в стране, производящим малотоннажные машины повышенной проходимости.

     Предприятие специализировано на выпуске полноприводных автомобилей различных модификаций: легковых, грузовых, санитарного автомобиля и автобуса, а также запасных частей к автомобилям.

     В 1992 году, в результате приватизации предприятия, было создано открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод». ОАО «УАЗ» существует 15 лет и создано на неопределенный срок. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

     За  последние годы в связи со снижением  покупательского спроса и резким усилением конкуренции на автомобильном рынке со стороны импортируемой техники ОАО “УАЗ” снизило объемы производства, но значительно расширило гамму выпускаемых автомобилей.

     В соответствии со стратегией развития ОАО «УАЗ»  в рамках инвестиционной деятельности проводилась не только модернизация выпускаемых, но и создание принципиально новых автомобилей, предусматривающих коренное изменение дизайна с сохранением свойств внедорожника. Для повышения конкурентоспособности и потребительской привлекательности автомобилей УАЗ, улучшения их качественных характеристик проведена реструктуризация предприятия, модернизирован главный конвейер, внедрена новая производственная система.

     На  сегодняшний день ОАО «УАЗ» является одним из крупных предприятий  в области автомобилестроения. Внедорожник УАЗ-3162 стал победителем Всероссийской   программы-конкурса «100 лучших товаров России-2002».

     С июля 2005 г. освоено серийное производство новой модели внедорожника UAZ Patriot.

     Адрес предприятия. ОАО «УАЗ» имеет  в качестве юридического и фактического адреса: 432008, Российская Федерация, г. Ульяновск, Московское шоссе, 8.

     Финансовое  положение ОАО «УАЗ» обеспечивает развитие инфраструктуры региона,  и только макроэкономические изменения  в стране, а значит и регионе, могут  оказать негативное влияние на деятельность Эмитента. Резкие изменения  регионального масштаба  (экологические, политические, демографические, социальные)  маловероятны, но их возникновение, безусловно, отразится на деятельности компании. В силу своего положения Эмитент способен оказывать влияние на ситуацию, складывающуюся в регионе (в случае форс-мажорных обстоятельств - при помощи экстренных мер, например, устранение последствий аварий), и принимать своевременные профилактические меры: проведение природоохранных мероприятий, реализация кадровой политики, развитие социальной инфраструктуры.

Информация о работе Цикличность развития рыночной экономики