Цикличность развития рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие цикличности развития рыночной экономики.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
раскрыты теоретические основы экономического цикла;
приведена организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассмотрена стабилизационная политика государства.

Работа состоит из  1 файл

Курсач - Цикличность развития рыночной экономики.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     При помощи этих инструментов государство  регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

     При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:

     1. покупка ценных бумаг

     2. снижение резервной нормы

     3. снижение учетной ставки

     В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.

     Если  же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:

     1. продажа ценных бумаг

     2. повышение резевной нормы

     3. повышение учетной ставки

     Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих»  денег преследует цель подорожания  кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

     Применение  кредитно-денежной политики также имеет  определенные сложности и недостатки:

     1. Ослабление контроля за предложением денег

     2. Циклическая ассиметрия

     3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применени кредитно-денежной политики.

     4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением  в жизнь кредитно-денежной политики.

     Учитывая  вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую  политику государства бесполезной  и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесобразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.

     Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства  почти всех стран  проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей. 

    3.2   Стабилизационная политика государства в России

     Рассмотрим  особенности экономического развития России после развала СССР. Кризис 90-х годов в России вызван несколькими факторами. Отмечу, что в отличие от кризисов имевших место в развитых странах, где обычно наблюдается кризис недопотребления, т. е. недостаточного совокупного спроса, в России в 90-х годах имел место кризис недопроизводства. Перечислю основные причины и предпосылки этого кризиса:

  1. В СССР государство полностью монополизировало экономику. В экономике остро ощущалась нехватка средств производства для гражданских отраслей хозяйства. Закономерным последствием чего стал кризис недопроизводства.
  2. Деформация структуры народного хозяйства
  3. Ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства, когда не увеличивается производительность труда и эффективность других ресурсов, вследствие чего увеличиваются издержки производства, что является причиной сокращения совокупного предложения.
  4. Проведение ошибочной экономической политики, что выражалось в увеличении массы денег в обращении, который  в 1986 – 1990 гг. обгонял увеличение ВВП в 6 раз. Это привело к обострению кризиса недопроизводства.

          Как же протекал экономический кризис в России в период реформ? Отметим несколько пунктов:

  1. Так и не был ликвидирован упоминавшийся ранее кризис недопроизводства.
  2. Изменилось течение кризиса: снизилась покупательная способность населения, вместе с чем отечественное производство предметов также постоянно снижалось.
  3. Государство не принимало активного участия в стабилизационной политике, ставка делалась на рыночные механизмы, что однако себя не оправдало по одной простой причине, что в переходной российской экономике эти механизмы еще не были достаточно развиты.

          Для выхода из сложившейся  ситуации экономист Е. Ф. Борисов  предлагает буквально следующее:

    • Привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства.
    • Изменить всю воспроизводственную структуру макроэкономики.
    • Оказать всемерную помощь отечественным товаропроизводителям в увеличении  выпуска высококачественных предметов потребления.
    • Наладить устойчивый рост макроэкономики на основе всесторонней интесификации, эффективного использования новейших достижений научно-технической революции.

          Надо отметить, что  существуют множество различных  подходов по выходу из сложившейся  тяжелой экономической ситуации в России, но если отвлечься от частностей, то экономистов по данному вопросу  можно разделить на два больших лагеря: радикальные либералы и градуалисты.

          Радикальные либералы выступают за решительные и быстрые  шаги в области институционального изменения экономики. В пользу своих  позиций они приносят следующие  доводы: во-первых, быстрота проведения реформ, что, кстати, не подразумевает их эффективности. Во-вторых, они считают, общая плата за «шоковую терапию» будет значительно меньше, чем при постепенных реформах. В своих подходах они придерживаются монетаристской концепции, выдвигая на первый план освобождение цен, жесткого регулирование денежной массы в обращении и т. д. Они ставят на первое место по важности финансовую стабильность, антикризисная же политика имеет для них второстепенное значение. Реформы 90-х в России происходили именно по сценарию радикалистов. Например, «500 дней» А. Гайдара – яркий пример ломки старых производственных отношений за короткие сроки, однако, результат этих реформ виден налицо.

          Градуалисты (от слова gradual - постепенный) выступают за постепенное  и осторожное реформирование экономики и переход к рынку с сохранением многих старых структур по примеру Китая. Градуалисты придерживаются кейнсианской концепции регулирования экономики, выступая за большую роль государства в этом деле и признавая объем производства и занятости первичной целью долговременного экономического развития. Я склонен поддерживать именно градуалистский подход, поскольку по крайней мере на примере Китая можно наблюдать положительные результаты постепенной и осторожной политики перехода к рыночной системе. Однако вместе с тем нужно признать, что не существует универсальных подходов - реформа, давшая положительные результаты в Китае, может быть неэффективной в России.

          В конце отмечу, что  у стабилизационной политики в переходной экономике существует своя специфика, которую А. В. Сидорович охарактеризовал так: «Специфика стабилизационной политики в рамках переходного периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни формированием собственных основ рыночной экономики, т. е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации5». 
 

     Заключение

     В заключение хотелось бы отметить основные положения курсовой работы и привести предложения относительно практической экономической политики в России. Другие вопросы, рассмотренные в курсовой работе будут просто обобщены – по большей части это позитивные положения.

     Рыночному способу хозяйствования в отличие от командной экономики присуща долговременная тенденция к развитию, однако это развитие протекает с колебаниями в краткосрочном периоде. Эти колебания, называемые экономическими циклами, вызывают отклонение таких экономических параметров, как уровень занятости и безработицы, уровень цен и равновесный уровень производства. Это отклонение в свою очередь приводит к макроэкономической нестабильности рыночной экономики. Хотя не все направления экономической мысли придают большое значение государственному регулированию экономики; существуют даже экономические школы, которые не признают существования макроэкономической нестабильности в рыночной экономике, почти все страны в большей или меньшей мере проводят экономическую политику, направленную на сглаживание флуктуаций, отклонений рыночной экономики от своего долгосрочного тренда развития. Для этой цели в настоящее время используются фискальная и кредитно-денежные инструменты. Антициклическая политика проводится государствами почти всех стран с рыночной экономикой, несмотря на то, что она подвергается постоянной критике со стороны разных, достаточно авторитетных экономистов. Мое мнение: без государственного вмешательства в экономику современных развитых стран с рыночной экономикой невозможна стабилизация долговременного экономического развития. В экономическую политику государства в качестве одной из основных частей должно входить перераспределение дохода населения с целью избежания поляризации общества и политической нестабильности. Это положение становится особенно важным когда экономика находится в  переходном периоде. Однако важно не переборщить с государственным регулированием – чрезмерное регулирование экономики и большие расходы на социальное обеспечение могут:

  1. Подорвать основы функционирования рыночного механизма
  2. Создать в стране иждивенческие настроение и снизить производительность труда.

     Таким образом, подведу итог ко всему вышесказанному: между двумя крайними системами  общественного устройства командной  экономикой и чистым капитализмом находится смешанная экономика, практикующаяся почти во всех странах мира. Наряду с рынком в экономике активную роль принимает также государство. Смешанная экономика  находится между ними и призвана ликвидировать те недостатки, которые существуют в командной экономике и чистом капитализме. Поэтому возникает основная задача: не переходить на сторону какой-то крайней формы устройства, а пытаться, балансируя между ними, использовать их лучшие стороны.

     Если  обратиться к переходной экономике  в России, можно предложить следующие основные и общие шаги по выходу из кризиса:

  1. Обеспечение политической стабильности в стране, повышение международного рейтинга. Необходимо сделать все, чтобы обеспечить доверие зарубежных инвесторов, сделать страну экономически  привлекательной. Ведь в отсутствие внутреннего источника финансирования глубинных структурных реформ, остро встает вопрос о привлечении иностранного капитала.
  2. Структурная реформа российской экономики. Предполагается избавиться от тенденций к экстенсивному развитию и перейти преимущественно к интенсивному развитию. Полностью реструктурировать экономику, что предполагает, во-первых, переориентацию экономики с отраслей добывающей промышленности (в основном это энергоносители: нефть, газ) на наукоемкие отрасли перерабатывающей промышленности. Во-вторых, избавление от старых предприятий, которые оказались нежизнеспособными в рыночных условиях. Вместе с тем этот процесс не должен быть шоковым.
  3. Развитие банковской системы в стране. Очень важно сделать доступным кредит для простых граждан, которые хотят начать свое дело, но не имеют на это средств. Также немаловажно развитие ипотечного кредитования, что будет способствовать еще большим темпам развития строительства. В последнее время президент правительство начали уделять большое внимание именно проблеме ипотечного кредитования.
  4. Борьба с коррупцией. Сюда также входит уменьшение теневого сектора экономики. По этому вопросу существуют достаточно грамотные действия правительства и президента. Имеется ввиду снижение подоходного налога до 13%, что не могло положительно не сказаться на уменьшении теневой экономики в стране.
  5. Использование опыта других стран в реформах. Необходимо изучить опыт других стран, прошедших тот же самый путь реформ. Например, стран Юго – Восточной Азии, при этом не надо забывать, что этот опыт надо перенимать, но с поправкой на российскую действительность.

     Но  основная проблема стабилизационной политики в России, это то обстоятельство, что инструмент кредитно-денежной политики широко используемый во всех развитых странах, не может быть задействован в полную силу из-за недостаточного развития банковской системы в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список использованной литературы 

Информация о работе Цикличность развития рыночной экономики