Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие цикличности развития рыночной экономики.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
раскрыты теоретические основы экономического цикла;
приведена организационно-экономическая характеристика предприятия;
рассмотрена стабилизационная политика государства.
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
1. покупка ценных бумаг
2. снижение резервной нормы
3. снижение учетной ставки
В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.
Если
же в экономике уровень
1. продажа ценных бумаг
2. повышение резевной нормы
3. повышение учетной ставки
Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.
Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
1. Ослабление контроля за предложением денег
2. Циклическая ассиметрия
3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применени кредитно-денежной политики.
4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.
Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесобразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.
Однако,
несмотря на все сложности и недостатки
антициклической политики правительства
почти всех стран проводят ее, разумеется,
в каждой стране с учетом ее социо-культурных,
экономических и других особенностей.
3.2 Стабилизационная политика государства в России
Рассмотрим особенности экономического развития России после развала СССР. Кризис 90-х годов в России вызван несколькими факторами. Отмечу, что в отличие от кризисов имевших место в развитых странах, где обычно наблюдается кризис недопотребления, т. е. недостаточного совокупного спроса, в России в 90-х годах имел место кризис недопроизводства. Перечислю основные причины и предпосылки этого кризиса:
Как же протекал экономический кризис в России в период реформ? Отметим несколько пунктов:
Для выхода из сложившейся ситуации экономист Е. Ф. Борисов предлагает буквально следующее:
Надо отметить, что существуют множество различных подходов по выходу из сложившейся тяжелой экономической ситуации в России, но если отвлечься от частностей, то экономистов по данному вопросу можно разделить на два больших лагеря: радикальные либералы и градуалисты.
Радикальные либералы выступают за решительные и быстрые шаги в области институционального изменения экономики. В пользу своих позиций они приносят следующие доводы: во-первых, быстрота проведения реформ, что, кстати, не подразумевает их эффективности. Во-вторых, они считают, общая плата за «шоковую терапию» будет значительно меньше, чем при постепенных реформах. В своих подходах они придерживаются монетаристской концепции, выдвигая на первый план освобождение цен, жесткого регулирование денежной массы в обращении и т. д. Они ставят на первое место по важности финансовую стабильность, антикризисная же политика имеет для них второстепенное значение. Реформы 90-х в России происходили именно по сценарию радикалистов. Например, «500 дней» А. Гайдара – яркий пример ломки старых производственных отношений за короткие сроки, однако, результат этих реформ виден налицо.
Градуалисты (от слова gradual - постепенный) выступают за постепенное и осторожное реформирование экономики и переход к рынку с сохранением многих старых структур по примеру Китая. Градуалисты придерживаются кейнсианской концепции регулирования экономики, выступая за большую роль государства в этом деле и признавая объем производства и занятости первичной целью долговременного экономического развития. Я склонен поддерживать именно градуалистский подход, поскольку по крайней мере на примере Китая можно наблюдать положительные результаты постепенной и осторожной политики перехода к рыночной системе. Однако вместе с тем нужно признать, что не существует универсальных подходов - реформа, давшая положительные результаты в Китае, может быть неэффективной в России.
В конце отмечу, что
у стабилизационной политики в переходной
экономике существует своя специфика,
которую А. В. Сидорович охарактеризовал
так: «Специфика стабилизационной политики
в рамках переходного периода состоит
в том, что макроэкономическое равновесие
должно быть достигнуто в условиях либерализации
всех сторон хозяйственной жизни формированием
собственных основ рыночной экономики,
т. е. одновременно с переходом экономической
системы в новое качественное состояние.
Это, несомненно, усложняет задачи государства
по проведению программ стабилизации5».
Заключение
В заключение хотелось бы отметить основные положения курсовой работы и привести предложения относительно практической экономической политики в России. Другие вопросы, рассмотренные в курсовой работе будут просто обобщены – по большей части это позитивные положения.
Рыночному способу хозяйствования в отличие от командной экономики присуща долговременная тенденция к развитию, однако это развитие протекает с колебаниями в краткосрочном периоде. Эти колебания, называемые экономическими циклами, вызывают отклонение таких экономических параметров, как уровень занятости и безработицы, уровень цен и равновесный уровень производства. Это отклонение в свою очередь приводит к макроэкономической нестабильности рыночной экономики. Хотя не все направления экономической мысли придают большое значение государственному регулированию экономики; существуют даже экономические школы, которые не признают существования макроэкономической нестабильности в рыночной экономике, почти все страны в большей или меньшей мере проводят экономическую политику, направленную на сглаживание флуктуаций, отклонений рыночной экономики от своего долгосрочного тренда развития. Для этой цели в настоящее время используются фискальная и кредитно-денежные инструменты. Антициклическая политика проводится государствами почти всех стран с рыночной экономикой, несмотря на то, что она подвергается постоянной критике со стороны разных, достаточно авторитетных экономистов. Мое мнение: без государственного вмешательства в экономику современных развитых стран с рыночной экономикой невозможна стабилизация долговременного экономического развития. В экономическую политику государства в качестве одной из основных частей должно входить перераспределение дохода населения с целью избежания поляризации общества и политической нестабильности. Это положение становится особенно важным когда экономика находится в переходном периоде. Однако важно не переборщить с государственным регулированием – чрезмерное регулирование экономики и большие расходы на социальное обеспечение могут:
Таким образом, подведу итог ко всему вышесказанному: между двумя крайними системами общественного устройства командной экономикой и чистым капитализмом находится смешанная экономика, практикующаяся почти во всех странах мира. Наряду с рынком в экономике активную роль принимает также государство. Смешанная экономика находится между ними и призвана ликвидировать те недостатки, которые существуют в командной экономике и чистом капитализме. Поэтому возникает основная задача: не переходить на сторону какой-то крайней формы устройства, а пытаться, балансируя между ними, использовать их лучшие стороны.
Если обратиться к переходной экономике в России, можно предложить следующие основные и общие шаги по выходу из кризиса:
Но
основная проблема стабилизационной политики
в России, это то обстоятельство,
что инструмент кредитно-денежной политики
широко используемый во всех развитых
странах, не может быть задействован в
полную силу из-за недостаточного развития
банковской системы в стране.
Список