Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить деформацию рынка в условиях командно-административной системы. Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты командно-административной экономики,
- рассмотреть понятие административная система
- изучить понятие деформация рынка

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты командно-административной экономики
1.1 Историческое развитие социалистической идеи
1.2 Характеристика командно-административной системы
2 Особенности развития командно-административной экономики
2.1 Развитие командно-административной экономики (по теории К.Маркса)
2.2 Развитие командно-административной экономики в СССР
3 Деформация рынка в условиях командно-административной системы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Основные характеристики командно-административной экономики
Приложение 2. Достоинства и недостатки командно-административной экономики

Работа состоит из  1 файл

Деформация рынка в условиях командно-административной системы.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

                                                         Содержание 

   Введение

   1 Теоретические аспекты командно-административной экономики

   1.1 Историческое развитие социалистической идеи

   1.2 Характеристика командно-административной  системы

   2 Особенности развития командно-административной экономики

   2.1 Развитие командно-административной экономики (по теории К.Маркса)

   2.2 Развитие командно-административной экономики в СССР

   3 Деформация  рынка в условиях командно-административной  системы

   Заключение

   Список использованной литературы

   Приложение 1. Основные характеристики командно-административной экономики

   Приложение 2. Достоинства и недостатки командно-административной экономики

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Дискуссия о роли государства в экономике  имеет длительную историю. До нынешнего века господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль то «ночного сторожа» капитализма, то «попечителя общественного интереса». Но лишь в нашем столетии государство стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

   Еще в XVIII  столетии А.Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что наш век принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству, способному объединить усилия всех граждан.

   Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с  этими «экономическими видами зла» и возлагают все чаще на государство.

   В странах Западной Европы и США  до конца прошлого века государство  почти не вмешивалось в экономические  процессы. Однако со временем свободная  конкуренция привела к появлению  крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку высокие, выгодные им цены. Появлялись потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. Свободная конкуренция привела к крайностям – богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил.

   Эти и другие причины привели к  тому, что сегодня государство  в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше  функций, чем называл А. Смит.

   Спор  экономистов о степени вмешательства  государства в рыночные отношения  продолжается до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры», например, ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке. По мнению третьих, государство должно играть главенствующую роль.  Суть этого учения сводится к тому, что все ресурсы являются общественной формой собственности в ее государственном выражении и распределяются из единого центра и государство обязывает граждан и предприятия действовать в соответствии с общим планом, устанавливаемым центральным плановым органом. Такую форму организации общественного хозяйства назвали  командно-административной системой. [1]

   В общем, командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ. [4 С.679]

   Идеи, изложенные в этой теории, нашли  отдельных последователей среди  известных отечественных и западных экономистов. И хотя эта теория подвергалась и подвергается сейчас самой суровой  критике,  все же, она позволяет  решать сложные проблемы, возникающие  при других формах организации общественного хозяйства. Поэтому, я считаю, что данный тип экономической системы требует детального рассмотрения.

   Объектом  исследования данной работы является командно-административная экономика в целом, а предметом ее исследования – особенности развития и противоречия этой экономической системы. Целью курсовой работы является всестороннее изучение командно-административной системы, в ходе  которого следует дать краткую характеристику этой системы, выявить ее достоинства и недостатки, особенности развития, противоречия и возможность практического использования. Все это я попытаюсь определить методом научного исследования, используя при этом различные литературные источники. Так как командно-административная экономика является одним из базовых понятий экономической теории, то, я считаю, целесообразно использовать различные учебные пособия, зарекомендовавшие себя в системе образования, а также другие источники, которые помогают наиболее полно раскрыть изучаемую экономическую систему.

   Цель  курсовой работы – изучить деформацию рынка в условиях командно-административной системы. Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

   - изучить теоретические аспекты  командно-административной экономики,

   - рассмотреть понятие административная  система

   - изучить понятие деформация рынка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Теоретические аспекты  командно-административной  экономики 

   1.1 Историческое развитие  социалистической  идеи 

   Командно-административная экономика была основана на социалистической доктрине. И как бы мы не относились к идее социализма, научная объективность заставляет нас признать, что она входит в число нескольких фундаментальных социально-экономических идей.

   Притягательность  социализма как теории и практики обусловлена тем, что он берется  решить две проблемы, испокон веков волновавшие человечество.

   Во-первых, это искоренение неравенства. Нет  нужды доказывать, какая пропасть между богатством и нищетой существовала на протяжении всей истории. ( Отметим, что социалисты стремились обеспечить главным образом материальное равенство, отодвигая на задний  план равенство людей перед законом, в политических правах и т.п. Здесь проходит водораздел между социализмом и его антиподом – либерализмом). В зависимости от культурных и исторических особенностей разных стран и эпох сторонники социалистической доктрины понимали по-разному – от полного единообразия в нищете, характерного для восточноазиатского варианта социализма, до признания европейскими социал-демократами правомерности существенных различий в благосостоянии, вызванных трудом и даже предпринимательской деятельностью людей. Социализм не нашел ответа и на вопрос о том, как совместить равенство с природными различиями между людьми.

   Во-вторых, это сознательное регулирование  жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества. Многие явления человеческой жизни и формы поведения, например, войны, насилие, бедность, вызывающая роскошь и бесцельная трата материальных богатств, порождали у многих людей представление о том, что избавить человечество от этого может только руководимое «сверху» коллективное устройство жизни. Сторонники считают, что рациональное, научное управление экономикой и другими сферами жизни способно решить вечные проблемы человеческого бытия и сделать человека счастливым. Камнем преткновения, однако, был и остается вопрос о том, как сформировать верховные органы общества, какими принципами они должны руководствоваться в управлении и может ли общество их контролировать.

   Из  стремления обеспечить равенство и  рациональное, научное общество вытекает присущее большинству школ и течений социализма отрицание частной собственности и политической демократии. [4 С.674-675]

   На  протяжении человеческой истории можно  насчитать немного идей,  к  которым люди разных стран и эпох обращались бы столь упорно, как к идее социализма. Корни этой идеи уходят далеко в древность. Но главными идейными предтечами социализма принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья – английского философа и государственного деятеля Т.Мора и итальянского философа, доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности. В XVIII – начале XIX вв. понятия «социализм» и «коммунизм» вошли в научный обиход и общественный лексикон. Среди наиболее известных авторов того периода – французские философы А. Сен-Симон и Ш. Фурье и английский общественный деятель Р. Оуэн. Их творчество справедливо называют «утопическим социализмом», поскольку оно было оторвано от реальной общественной практики своего времени и представляло собой скорее философские мечтания, чем научное учение. [13 С.474-476]

   Превращению социализма в активное и бурно  растущее направление философской  и политической мысли способствовало становление европейской социал-демократии и научное творчество ряда выпадающих ученых и деятелей середины – второй половины XIX в. Наиболее крупный вклад внес К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г., совместно с Ф. Энгельсом), «Капитала» и многих других работ. Они разработали грандиозное философско-политическое и экономическое учение, в котором стремились доказать неизбежность прихода всего человечества к социализму через пролетарскую революцию.     Маркс попытался обосновать исторически преходящий характер частной собственности и необходимость вступления всего человечества в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В.И.Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о революционном, насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовому социалистическому обществу.

   Во  второй половине XIX – начале XX в. социалистическое движение стало наиболее динамично развивающейся идейной и политической доктриной в Западной Европе, России, США и многих других стран. Наряду с марксизмом в нем существовало немало школ и течений. Их объединяли протест против неравенства и нищеты, коллективизм и недоверие к частной собственности. Часть социалистических ученых и практиков исповедовала насильственный, революционный переход к новому обществу, другая часть придерживалась позиций постепенного, эволюционного реформизма.

   Универсальное распространение социалистической доктрины именно в XIX-XX вв. имеет глубокие корни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправие большей части населения, которые сопровождали становление современного промышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейской литературы мы все хорошо знаем, какие бедствия переживали простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще более жесткое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начиная примерно с середины XIX в. и вплоть до последних десятилетий развитые страны благодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживали духовный феномен безграничной веры в человеческий разум и в способность человека преобразовывать жизнь на научных и рациональных началах.

   Чтобы закончить с этой темой, следует  отметить еще одно обстоятельство, имеющее отношение не столько  к предпосылкам возникновения социалистической идеи, сколько к предпосылкам ее реализации в форме тоталитарного государственного социализма. Это появление, впервые в мировой истории, технических возможностей планирования жизни общества и поведение каждого центра, а также контроля за обществом и каждым членом общества. Такие возможности предоставили современные средства  связи и транспорта.[4 С.676] 

    1.2 Характеристика командно-административной  системы 

   Командно-административную систему характеризует общественная собственность на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного общественного планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которые должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим районам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется распределение потребительских товаров среди населения. Связь между производителями и потребителями устанавливается опосредованно – через те же государственные органы, поэтому интересы и потребности потребителей не оказывают прямого влияния на производство товаров и услуг. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. [5]

Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административной системы