Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить деформацию рынка в условиях командно-административной системы. Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты командно-административной экономики,
- рассмотреть понятие административная система
- изучить понятие деформация рынка

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты командно-административной экономики
1.1 Историческое развитие социалистической идеи
1.2 Характеристика командно-административной системы
2 Особенности развития командно-административной экономики
2.1 Развитие командно-административной экономики (по теории К.Маркса)
2.2 Развитие командно-административной экономики в СССР
3 Деформация рынка в условиях командно-административной системы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Основные характеристики командно-административной экономики
Приложение 2. Достоинства и недостатки командно-административной экономики

Работа состоит из  1 файл

Деформация рынка в условиях командно-административной системы.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

   В мире цен все взаимосвязано, так  что малейшее изменение одного элемента передается по цепочке на миллион других. Рассчитать с приемлемой точностью цены так же трудно, как и сбалансировать план в натуре. И это не субъективное мнение того или иного экономиста, а положение, математически точно доказанное в теории оптимального планирования. При планировании цен, другими словами, так же как и при планировании объемов выпуска в натуре, теоретически возможная 100%-ная рациональность оказывается на практике недостижимой, немыслимой и утопической. Теоретически можно перевернуть земной шар, если есть точка опоры, но на практике ее нет.

   Инфляции  в сфере производства потребительских товаров нам тоже избежать не удалось. ЦСУ (Госкомстат) смогло частично скрыть рост цен в статистических публикациях, но, разумеется, не в реальной жизни.

   Громадные диспропорции возникли также между  оптовыми и розничными ценами. С одной стороны, многие товары продавались по ценам, в несколько раз превышающим себестоимость. С другой стороны, непрерывно росли дотации из государственного бюджета на поддержание искусственно заниженных розничных цен ряда базовых товаров и услуг – мяса, молока, масла, картофеля, транспорта, жилья и др.

   Таким образом, мы видим, что в условиях командно-административной системы  происходит деформация всех экономических  конструкций, в том числе и  рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Конечно, как и любая другая система, командно-административная экономика не лишена недостатков. Но при отсутствии государственного регулирования в наше время экономика нормально функционировать не может. Многие авторы на Западе выдвигали положение о необходимости формирования смешанной экономики. У Кемпбелла Р. Макконнелла и Стенли Л. Брю можно найти следующие слова: «Цель состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечивает жизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ее историко-культурных традиций».[6]  

        Ни в одной другой стране мира система всеобъемлющего директивного планирования не просуществовала так долго и не приобрела таких законченных форм, как у нас. Опыт развития административно-плановой экономики СССР можно, помимо прочего, рассматривать как грандиозный уникальный хозяйственный эксперимент человечества, который, видимо, уже никогда и нигде не повторится в подобных масштабах.

     Административно-плановая система неэффективна и расточительна. Но так или иначе она является реальностью – она была не только частью, но главным стержнем нашей жизни на протяжении более полувека и в той или иной степени получила распространение в других социалистических странах.

   В наше время трудно встретить  какую-либо экономическую систему в чистом виде. Современная экономика любой страны сочетает рыночные, плановые и административные методы регулирования и управления. При этом рыночные методы преобладают во внешних взаимодействиях хозяйствующих субъектов, планово-административные – внутри экономических структур и организаций.[14] Поэтому изучение особенностей командно-административной системой необходимо для создания наиболее эффективного сочетания механизмов управления и регулирования экономикой страны.      

   Список  использованной литературы 

  1. Аукционек С.П. «Теория перехода к рынку», Москва, 1993
  2. Барабанов М. «Структурный кризис советской экономики: пути        преодоления»  «МЭО и МО», №3, 1991
  3. Бокарев В.П. «Из истории формирования уравнительных тенденций в распределительной экономике», «Социально-политические науки», №3, 1991
  4. Борьба с бюрократизмом? С бюрократией? С бюрократическим социализмом?  «Вопросы экономики», №1, 1992
  5. Бруцкус Б. «Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта», Москва, 1999
  6. Бунич А.П. Хозмеханизм: идеи и реальности – М.: Политиздат, 1989.
  7. В.И. Курбатов Обществознание: Учеб. Пособие.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- С. 231.
  8. Восленский М.С. «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза». - М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991
  9. Г.М. Гукосьян Экономическая теория: ключевые вопросы // Под ред. д.э.н., проф. А.И. Добрынина.- М.: ИНФРА-М, 2004.- С. 32 – 33
  10.   Гайдар Е.  «Наследие социалистической экономики: макро- и микроэкономические последствия мягких бюджетных ограничений». М.; 1999 г.
  11.   Гайдар Е. «Государство и эволюция», Москва, 1995
  12.   Гайдар Е. «Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997)». М., 1998
  13.   Глазьев С.Ю.,  Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. «Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001гг.» - М.:Изд-во Эксмо, 2003
  14.   Дзарасов С.С. Рынок: альтернативная концепция перехода – М.: Знание, 1991.
  15.   И.А. Ревинский  Курс современной экономики: Учеб. пособие.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001.- С. 21 – 23
  16.   К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд., т. I.- М.: Республика, 1992.- С. 47 – 48
  17.   Киселёва Е.А., Чепурин М.Н. «Основы теории переходной экономики (вводный курс)», Киров – 1996
  18.   Кудров В. «Так что погубило советскую экономику?», «Вопросы экономики», №7, 1998
  19.   Курс экономической теории: учебник // Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: «АСА», 2001.- С. 674 – 689
  20. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванов, А.И. Матвеев Введение в обществознание: Учеб. пособие // Под ред. Л. Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2000 г.- С. 91
  21. Л.Ходов Административное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании  
    рыночной экономики.//Российский экономический журнал №4, 1997
  22. Лобкович Э.И. Перходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. пособие – Мн.: БГЭУ,2000.
  23. Львов Д. «Какая экономика нужна России», «РЭЖ», №11, 12, 2002 г.
  24. Мизес Л. «Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность», Москва, 1993
  25.   Мизес Л. «Социализм», Москва, 1994
  26.   Основы экономики // Ю.Ф. Симионов, Г.И. Иванов, О.С. Пузиков и др.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- С. 48 – 50
  27.   Основы экономических знаний: Учебник // В.В. Акимов, В.Ф. Мерзляков.- М.: Просвещение, 1996.- С.12
  28.   Паршев А.П. «Почему Россия не Америка», Крымский мост-9д, Форум Москва 2002
  29.   Практикум по обществознанию // Под ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Д.Н. Землякова.- М.: Айрис-пресс, 2003.- С.271
  30.   Причины кризиса командно-административной системы и ее противоречие, «ВЭ», №1, 1992 
  31.   Советская экономика: от плана к рынку /Под ред. В.Попова, Н.Шмелева – М.: Прогрес, 1991.
  32.   Современная экономика: Учеб. Пособ. – Ростов-наДону: издат. «Феникс», 1996.
  33.   Тимошина Т.М. «Экономическая история России» – М., 3-е изд., 1999
  34.   Хайек Ф. «Пагубная самонадеянность» М. 2000г.
  35.   Шаванс Б. “Экономические реформы в Восточной Европе: 50-90 гг”; М. 1994г
  36.   Э.Н. Райсберг Основы экономической теории. Экономический рост и развитие.- М.: Наука, 2001.- С. 73 – 74
  37.   Экономика: учебник // Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова.- М.: ПБОЮЛ М.А. Захарова, 2001.- С. 474 – 491
  38.   Экономика: учебник // Под ред. проф. Л. Е. Басовского.- М.: ИНФРА-М, 2002.- С. 256
  39.   Экономическая теория: системный курс /Под ред. Э.И. Лобковича – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  40.   Экономическая теория: учебник // Под ред. А.И. Видяпина.- М.: ИНФРА-М, 2005.-С. 22
  41.   Экономическая теория: учебник для вузов // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб: изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер Паблишнл», 1997.-С.61
  42.   Ю. Семенов Россия: что с ней случилось в XX веке // Скепсис.Ру : Библиотека
  43.   Явлинский Г.А. «Экономика России: наследство и возможности.» - М.: ЭПИцент, 1995
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 1. Основные характеристики командно-административной экономики.  
 

     

             
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 2. Достоинства и  недостатки командно-административной экономики. 

   
   Достоинства    Недостатки
 
   
  1. Более эффективно сглаживает неравенство в распределении  ресурсов для создания общественных и приоритетных благ.
  2. Резко сокращается возможность для дублирования производства. Компенсируются более высокие издержки для поддержания убыточных, но крайне необходимых производств.
  3. Государство в состоянии использовать свое монопольное производство в интересах общества. Это касается развития крупного производства, когда выпуск продукции связан с максимизацией прибыли.
  4. Поддерживается высокий уровень занятости населения, несмотря на низкую эффективность использования рабочей силы.
 
   
  1. Не определяет степень удовлетворения потребностей населения.
  2. Содержит высокую армию чиновников, занимающихся оценкой потребностей и размещения факторов производства, что неизбежно ведет к бюрократизации экономических отношений и коррупции.
  3. Возникают большие трудности в поддержании оптимальных пропорциях в использовании факторов производства. Ограниченны возможности выбора и наличие дефицита.
  4. Слабое материальное стимулирование индивида, его усилий и инициативы.
  5. Авторитарен стиль управления со стороны государства и отсутствие суверенитета производителя.
   
 

            

Информация о работе Деформация рынка в условиях командно-административной системы