Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:04, курсовая работа
Целью написания курсовой работы, исходя из выявленной актуальности тематики, является выявление особенностей денежной системы России, ее проблем и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– систематизировать теоретическую информацию о видах денежных систем, их структуре и принципах функционирования;
– изучить и дать характеристику денежной системы России;
– провести анализ динамики показателей денежной системы России в 2010 г.;
– сформировать перечень перспективных направлений денежной системы России.
Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Сущность и характеристика денежной системы..……………………….4
1.1. Денежная система: виды, функции, структура…………………..………..4
1.2. Законодательная основа денежной системы…………………………........9
1.3. Инструменты и методы регулирования денежной системы России..…..11
Глава 2. Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………...14
Глава 3. Цели денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах………………..23
1.1. Инструменты ДКП и их использование в 2011-2013 годах.…………….29
Заключение……………………………………………………………………........32
Список литературы…………………………………………………………….......33
Приложение 1………………………………………………………………………34
Приложение 2………………………………………………………………………36
Понятия «денежная масса» и «денежная база» являются статистическими и служат для анализа и оценки денежной системы: динамики ее развития, определения закономерностей и прогнозирования.
Денежную массу можно определить как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми предприятиями, организациями и населением. [3, 8]
Денежную массу можно разделить на две группы:
1) активные деньги: обслуживают наличный и безналичный оборот;
2) пассивные деньги: накопления, резервы, остатки на счетах.
Для
измерения количества денег применяют
специальные денежные показатели -
денежные агрегаты, которые утверждаются
в законодательном порядке. Использование
денежных агрегатов зависит от цели, с
которой они рассчитываются (табл. 1)
Таблица 1 - Методика исчисления денежных агрегатов в РФ
Наименование денежного агрегата | Содержание денежного агрегата |
М0 | Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц |
М1 | М0 + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках |
М2 | М1 + Срочные вклады населения в коммерческом банке + Срочные вклады юридических лиц |
М3 | М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др. |
М2Х | М2 + Сумма местных депозитов в иностранной валюте - «широкие деньги» |
Денежная база не является ни одним из агрегатов денежной массы, но включает в себя денежный агрегат М0 (наличная национальная валюта в обращении за пределами кредитных организаций). Помимо М0 денежная база всегда включает в себя наличную национальную валюту в кассах кредитных организаций и счета кредитных организаций в центральном банке, которые могут выступать в качестве обязательных резервов по привлеченным депозитам и средства проведения расчетов.
В России денежная база исчисляется двумя показателями: денежная база в узком смысле (наличные деньги в обращении без учета наличности в хранилищах Центрального банка РФ) и широком (наличные деньги в обращении; корреспондентские счета и обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке РФ). В практике расчетов, как правило, применяется денежная база в широком смысле.
Изменяя величину денежной базы, Банк России регулирует объем всей денежной массы и тем самым воздействует на уровень цен, деловую активность и другие экономические процессы. Общая сумма средств на счетах банков в Банке России при предоставлении банками кредитов своим клиентам остается неизменной (происходит лишь перевод средств с корсчета одного банка на счет другого), а сумма депозитов и, следовательно, объем денежной массы возрастают. Последнее связано со способностью банковской системы создавать депозиты на основе выдачи банковских ссуд. [3, 11]
1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
По своей форме денежная система реализуется посредством организации денежных отношений в стране или едином экономическом пространстве. Таким образом, форма денежной системы складывается исторически и закрепляется соответствующим законодательством.
Законодательной основой функционирования денежной системы являются законы РФ. Главой 3 «Федеральной устройство» ст. 75 Конституции РФ определены основы денежной системы России [4]:
Денежной
единицей в Российской Федерации
является рубль. Денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000 и 5 000 рублей. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами.
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются [13]:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
На основе этих двух законов и осуществляется функционирование денежной системы России. Денежная система представляет собою единую в масштабах страны информационно-управляющую систему движения и использования особого информационного объекта – денег, с помощью которых осуществляются многообразные задачи учета и управления обществом, экономическими субъектами и физическими лицами.
В Российской Федерации допускаются к функционированию две денежные системы – национальная и нерезидентная (валютная).
В национальной денежной системе используется единственный вид денежной информации – национальные деньги. Эта денежная система является замкнутой внутри территории страны и не имеет выхода за ее пределы. В валютной денежной системе могут использоваться несколько видов денежной информации – нерезидентных денег (валют).
Данное положение может быть изменено лишь в рамках межгосударственных соглашений с иными странами об использовании российской национальной валюты в финансовом общении между Россией и этими странами или в рамках использования российских денег во внутреннем денежном обороте этих стран. Валютная денежная система является разомкнутой и имеет связь с денежными системами других стран.
Принципы функционирования обеих денежных систем по основным техническим, технологическим и правовым характеристикам одинаковы.
Данный
закон описывает
Конституцией
Российской Федерации установлен особый
конституционно-правовой статус Центрального
банка Российской Федерации, определено
его исключительное право на поддержание
и укрепление основных принципов денежной
системы России с помощью своих особых
методов и инструментов.
1.3. ИНСТУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Организация и регулирование денежной системы осуществляется Банком России в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики. Для регулирования экономики в целом и денежной системы как ее части Банк России использует такие элементы как:
1) Ставки учетного процента (ставка рефинансирования).
Рефинансирование – один из основных инструментов (методов) денежно-кредитной политики Банка России [1, с. 852]. Ставка процентов, под которые Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) ведет к соответствующему росту процентов по предоставляемым банкам ссудам и процентов по депозитам, размещенным в этих банках [1, с. 901].
2) Нормы обязательных резервов кредитных учреждений.
Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков. На 25 января 2010 года норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком, составляет 2,5% [10].
3) Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке - один из основных инструментов (методов) денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Представляют собой куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами (с совершением позднее обратной сделки). Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.
4) Регламентация экономических нормативов для кредитных учреждений.
Регламентация нормативов для кредитных учреждений (коммерческих банков) ЦБ РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г.
Банк России достигает своих целей следующим образом:
– совместно с Правительством РФ проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
– утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
– устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю и организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации и правила проведения банковских операций, осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
– осуществляет управление золотовалютными резервами Банка России;
– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
– регистрирует кредитные организации, является их кредитором последней инстанции, осуществляет эмиссию ценных бумаг кредитными организациями [13].
Таким образом, формирование и развитие денежных систем вызвано развитием товарно-денежных отношений и неразрывно связано с развитием экономической деятельности государства. Законодательством поддерживаются основные принципы функционирования денежных систем, денежно-кредитной политики и правовые аспекты институциональных органов, осуществляющих эмиссию денежных средств и надзор за банковской деятельностью.
В
этой главе рассматривались
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2010 ГОДУ