Денежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы, исходя из выявленной актуальности тематики, является выявление особенностей денежной системы России, ее проблем и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– систематизировать теоретическую информацию о видах денежных систем, их структуре и принципах функционирования;
– изучить и дать характеристику денежной системы России;
– провести анализ динамики показателей денежной системы России в 2010 г.;
– сформировать перечень перспективных направлений денежной системы России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Сущность и характеристика денежной системы..……………………….4
1.1. Денежная система: виды, функции, структура…………………..………..4
1.2. Законодательная основа денежной системы…………………………........9
1.3. Инструменты и методы регулирования денежной системы России..…..11
Глава 2. Денежно-кредитная политика в 2010 году……………………………...14
Глава 3. Цели денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах………………..23
1.1. Инструменты ДКП и их использование в 2011-2013 годах.…………….29
Заключение……………………………………………………………………........32
Список литературы…………………………………………………………….......33
Приложение 1………………………………………………………………………34
Приложение 2………………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Эк.теория к.р..doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

     Улучшение ситуации в банковской системе и сокращение спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования позволили Банку России в 2010 году продолжить постепенное сокращение масштабов применения антикризисных инструментов поддержки кредитных организаций и их переориентацию на стандартные инструменты денежно-кредитной политики.

     В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. По состоянию на 1 октября 2010 года обязательные резервы кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

  В 2011 - 2013 ГОДАХ

     В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

     Объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

     В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. [7]

       В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк  России продолжит движение в  сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов.

     Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

     Процентная  политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

     Финансово-экономический  кризис ярко продемонстрировал, насколько  сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.

     В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии.

     В экономике европейских стран  – торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее, сохраняется риск оттока капитала.

     Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации.

     В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель. В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.

     В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.

     Предполагается  также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.

     В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%.[7]

     В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости  от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0% (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

     В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году – до 5-6%, в 2013 году – до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году.

     В 2011-2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11-23%, в 2012 году – 14-20% и в 2013 году – 13-17%. Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13%. [7]

     В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть – до 60 долларов США за баррель, снижение чистых международных резервов (ЧМР) может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

     Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно. Как предусмотрено «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета.

     Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей – в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году – также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

     Во  втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

     В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

     При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

     В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году – 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей. [7]

     С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. 

Информация о работе Денежная система РФ